Около 40 км насыщенных шпильками и эсками горных дорог. Жара на старте и финиш в облаках на высоте 3 300 м над уровнем моря. Спортивные автомобили. Профессиональные автоспортсмены. Да, в Большом Алматинском ущелье прошла беспрецедентная гонка — скоростной подъём на Космостанцию.
За день до гонки я съездил в горы, чтобы освежить память и присмотреть выгодные локации для фотографирования. Отъехав от старта, принялся высматривать позиции. Признаюсь, я не проехал и половины пути, а уже сбился со счёта, но так и не понял, какое место лучше для обзора. Одно лучше другого. Горные серпантины мало назвать шикарными, большинство из них своеобразны — имеют разные входы и выходы из поворотов, а шпильки обладают и трёхмерностью. Тут же и мостики через реки, величавые ели, местами очень узкая лента асфальта, валуны на обочинах дороги и… глубокие пропасти. Всё это так красиво и одновременно жутковато сочетается в новой горной гонке «Аю-сай».
Идея провести этакое подобие американского Pikes Peak не нова. Чуть ли ни ежегодно на протяжении нескольких лет предпринимались попытки договориться с властями о проведении соревнования в ущелье, но все они были тщетны. Стоит ли говорить о том, что каждый автоспортсмен мечтал промчать тут на все деньги. В воскресенье, 14 июля, мечтам 13 боевых экипажей суждено было сбыться.
Гонка проходила одновременно в двух сериях: в рамках обычного классического ралли разыгрывались три призовых места на подиуме и «ап хилла» на лучшее время подъёма. Количество СУ, или, другими словами, попыток на подъём, — два. На гонку собрались, естественно, автомобили, подготовленные для участия в ралли в двух классах, — РК ПРО (с объёмом двигателя от 2 до 4 л, привод неограничен) и РК11 (с моторами до 2 л и приводом на одну ось), а в списках стартующих фактически весь цвет отечественного автоспорта. Регламентом, кстати, разрешались и кроссовые машины, но их на гонке заявлено не было.
Расписывать ход борьбы у меня вряд ли выйдет: за два восхождения без регруппинга и доступа к результатам понять, кто лидирует, не получилось. Оба раза экипажи отправлялись в бой согласно своим стартовым номерам, и кто был быстрее, а кто медленнее, удалось выяснить только вечером после оглашения результатов штабом ралли. Но об этом чуть позже.
Организация порадовала обеспечением безопасности на трассе. Наличие полиции как нельзя оказалось кстати, ведь в воскресный день жители южной столицы и её гости ринулись в ущелье дышать воздухом. Не думаю, что отряды организаторов справились бы с многочисленными туристами на машинах. Трассу для соревнования очищали даже от официальных лиц, включая нас, прессу. Это, конечно, немного напрягало, но мы отнеслись к этому с пониманием, без обид — безопасность действительно превыше всего. Перекрытие на допе работало отменно. При том, что горные допы охранять от залётных водителей куда проще, чем степные, оранжевые жилетки маячили повсюду.
Отгремела стартовая церемония (кстати, без нас — мы ради выбора места ушли сразу в горы), и пошли первые судейские нулевые экипажи. Как здорово, что все они были на Subaru! Новенькие, пусть и гражданские, Forester, XV и купе BRZ добавили этой гонке ощущение, что легендарная марка не забывает о ралли. Следом, громыхая антилагом, в ущелье пошли спортики. Признаюсь, с самого начала гонки я затруднялся ответить самому себе, кто реальный претендент на подиум: Олег Балюк или Евгений Сапогов? Но после проезда Сапогова вспомнил его победный финиш на первом асфальтовом ралли «Восточный марафон-2011», а потом успешный повтор в 2012-м там же, в Горной Ульбинке. Выходит, Евгений — главный претендент на лидерство, прикинул я. Но бодрячком вообще ехал практически весь класс РК ПРО: Радостовец, Фоменко-младший, Ли, Бородин-младший… Кстати, последний уже едет на N-групповой «Импрезе», не так давно принадлежавшей Арману Смаилову. Смаилов же по причине продажи машины теперь в казахстанских ралли не стартует, его вторая Impreza N14 готовится сегодня к очередному этапу чемпионата мира Neste Oil Rally в Финляндии.
Монопривод РК-11 ехал заметно медленнее. Крутые подъёмы и высота над уровнем моря душат атмосферные моторы, мощности не хватает. Плясов, Оразалиев, Данильченко, Глушков, Яна Пелениченко… Должен быть ещё Питулов. А где Питулов? Сломалась Puma — уже на первых километрах не выдержала трансмиссия. Кстати, облом с шестерёнками случился и в коробке передач Даулета Оразалиева — на втором подъёме Даулет остановился и выбыл из гонки, хотя успел поставить рекорд лучшего времени на моноприводной машине. Возможно, ему принадлежала бы и победа в своём классе.
Ещё до старта гонки я обошёл парк и посмотрел, кто на какой резине решил ехать. Большинство, конечно, ехало на гражданских шинах, но со спортивным уклоном — широкие канавки, почти гладкая поверхность и минимум протектора, низкий профиль. Несколько экипажей надели профессиональную обувь: Антон Ли сразу предусмотрительно приехал на дождевых колёсах (тучки хмурились с самого утра, прогноз обещал дожди), Балюк с Сапоговым выбрали резину для сухой трассы.
Первое восхождение было полностью посуху, второе вперемежку — старт сухой, а половину допа и финиш уже заливало дождём. Что интересно, именно Антон с шинами и попал впросак, ведь, не зная, что наверху будут осадки, перед стартом второго заезда он поменял «мокрые» шины на «сухие». По его словам, это заметно сказалось на результате. При этом Балюк, не меняя шин, на втором подъёме показал время лучше, чем на первом. Владимир Радостовец и Дмитрий Глушков под дождём проехали тоже результативнее, чем на сухом асфальте.
Раз уж разговор сводится всё равно к результатам, озвучим их, к тому же тут вышла такая чехарда, не менее интересная, чем и сама гонка. Итак, ралли «Аю-сай» выиграл… Сапогов? Да, он же выиграл оба допа и показал лучшее время подъёма. А вот и нет. Выиграл гонку… Пётр Бородин! Молодой паренёк, восходящая звезда казахстанского автоспорта был хорош, но показал только второе время, а «благодаря» полученному экипажем Сапогов/Шириня штрафу в 1 минуту взял золото гонки. Далее не менее интересно. Олег Балюк финишировал с отрывом от Антона Ли с интервалом в 11 секунд. Но, выезжая со стартового подиума, хапнул «пену» в 10 секунд. В итоге на вторую ступеньку пьедестала он всё-таки поднялся, но на грани с разницей всего в 1 секунду от Антона! Простейшая ошибка штурмана едва не стоила позиции на подиуме. Третье, уже понятно чьё, — экипажа Ли/Крутских на красочном Evo. Сапогов же скатился аж на четвёртое место.
В моноприводном классе победителем стал Дмитрий Плясов. Второе место у Данильченко Олега, хотя если брать по времени, то его могла бы занять Яна Пелениченко. Однако штраф в 2 минуты всё подпортил, и молодая пилотесса оказалась вне призовой тройки зачёта. Третье место досталось Денису Глушкову.
У Яны, кстати, штраф был за ту же ошибку, что и у Сапогова, и крайне досадный — экипажи с нарушением проехали точки отметки, о которых не знали, а знаки просто не увидели, т. к. их заслонили зрители.
Тем не менее первых рекордсменов, а именно экипаж Евгений Сапогов/Дмитрий Шириня, чествовали отдельным призом. На сегодняшний день лучшее время подъёма — 13 минут 7 секунд — показано ими, первый рекорд, на который теперь надо равняться и стремиться побить в будущем! Надеемся, что гонка завоюет признание автоспортсменов не только Алматинского региона, и за лучший результат будут биться, как и на Pikes Peak.
P.S. Интересно, за сколько проехал бы этот участок Себастьен Лёб?
Посмотреть галерею
Результаты ралли «Аю-сай-2013»
Скоростной подъём в гору
ЗАЧЁТ РК ПРО
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Время | Отставание от лидера |
---|---|---|---|---|---|
1. | Пётр Бородин Роман Чепрасов | Алматы Алматы | Subaru Impreza WRX STI | 00:26:55 | —:—:— |
2. | Олег Балюк Леся Балюк | Алматы Алматы | Subaru Impreza WRX STI | 00:27:29 | 00:00:34 |
3. | Антон Ли Павел Крутских | Алматы Алматы | Mitsubishi Lancer Evo IX | 00:27:30 | 00:00:35 |
ЗАЧЁТ РК11
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Время | Отставание от лидера |
---|---|---|---|---|---|
1. | Дмитрий Плясов Диас Мацунов | Алматы Алматы | Honda Civic | 00:32:14 | —:—:— |
2. | Олег Данильченко Алексей Казановский | Алматы Алматы | LADA 112 | 00:33:10 | 00:00:56 |
3. | Денис Глушков Михаил Савиных | Алматы Алматы | Honda Civic | 00:33:15 | 00:01:01 |
Чистое время подъёма в гору
Место | Экипаж | Зачёт | Автомобиль | 1-й подъём | 2-й подъём |
---|---|---|---|---|---|
1. | Евгений Сапогов Дмитрий Шириня | РК ПРО | Subaru Impreza WRX STI | 00:13:07 | 00:13:29 |
2. | Пётр Бородин Роман Чепрасов | РК ПРО | Subaru Impreza WRX STI | 00:13:18 | 00:13:37 |
3. | Антон Ли Павел Крутских | РК ПРО | Mitsubishi Lancer Evo IX | 00:13:28 | 00:14:02 |
4. | Олег Балюк Леся Балюк | РК ПРО | Subaru Impreza WRX STI | 00:13:42 | 00:13:37 |
5. | Владимир Радостовец Василий Постников | РК ПРО | Subaru Impreza WRX STI | 00:13:47 | 00:13:44 |
6. | Павел Фоменко Вадим Лемехов | РК ПРО | Subaru Impreza WRX STI | 00:14:00 | 00:14:17 |
7. | Геннадий Павлов Григорий Бондарь | РК ПРО | Subaru Impreza WRX | 00:15:02 | Сход |
8. | Даулет Оразалиев Дмитрий Боровиков | РК11 | Subaru Impreza | 00:15:42 | Сход |
9. | Дмитрий Плясов Диас Мацунов | РК11 | Honda Civic | 00:15:55 | 00:16:19 |
10. | Яна Пелениченко Николай Возженников | РК11 | Citroen C2 | 00:16:15 | 00:16:33 |
11. | Олег Данильченко Алексей Казановский | РК11 | LADA 112 | 00:16:20 | 00:16:50 |
12. | Денис Глушков Михаил Савиных | РК11 | Honda Civic CRX | 00:16:39 | 00:16:36 |
Горные гонки. Откуда они?
На самом деле такого рода гонок в мире уже не так много, хотя ещё в конце XIX — начале XX века такие соревнования были популярны по всей Европе — в Германии, Италии, Франции, Австрии, Швейцарии и других странах. Со временем с внедрением новых правил и ограничений популярность стала падать, и если и сохранились скоростные подъёмы, то имеют больше местечковый характер. На сегодняшний день самые рейтинговые подъёмы проходят в США. Их и ставим в пример.
Pikes Peak International Hill Climb
Международная гонка по подъёму на холм Пайкс Пик в США, штат Колорадо. Помимо заезда автомобилей в соревновании участвуют мотоциклы, спортивные грузовики, старинные автомобили и многие другие. Со времён первого старта в 1916 году Pikes Peak стал престижнейшим состязанием с мировым именем. Абсолютный рекорд в настоящее время принадлежит Себастьену Лёбу, который 30 июня текущего года проехал дистанцию за 8 минут 13.878 секунды на Peugeot 208 T16 Pikes Peak.
Данные: дистанция 19.9 км, старт на высоте 2 862 м над уровнем моря, финишна высоте 4 301 м. Перепад высот между стартом и финишем составляет 1 439 м. Покрытие — асфальт. Ранее трасса была смешана с гравийными участками.
Mount Washington Hillclimb Auto Race
Предшественником Pikes Peak является соревнование опять же в США, в горах Вашингтона. Первый старт был дан в 1904 году, но со временем гонка стала терять рейтинги и в последние годы проходит нечасто. Последний скоростной подъём был в 2011-м. Абсолютный рекорд трассы числится за Дэвидом Хиггинсом на Subaru Impreza WRX STI — 6 минут 11.54 секунды.
Данные: дистанция 12.1 км, старт на высоте 470 м над уровнем моря, финишна высоте 1 830 м. Перепад высот между стартом и финишем составляет 1 360 м. Покрытие — асфальт/гравий (87 %/13 %).
Giants Despair Hillclimb
Ещё одна старая гонка в Штатах, в Пенсильвании. История этого подъёма на холм началась в 1906 году, и проводится соревнование по сей день. Кстати, как раз 13-14 июля, когда проходил «Аю-сай», американцы болели за океаном за своих кумиров в этой гонке. Принимают участие гонщики на разных машинах, последний рекорд принадлежит пилоту Дэррилу Данко на болиде Lola TB900 — 1 миля дистанции пройдена за 38.360 секунды, рекорд установлен в 2007-м и по сегодняшний день ещё не побит.
Данные: дистанция 1.6 км, перепад высот между стартом и финишем составляет 200 м. Покрытие — асфальт.