Казахстанский автогонщик, выступающий в кольцевых гонках Кубка Volkswagen Golf Cup в Европе, завершил сезон 2015 года с заметным прогрессом и успехами. Делимся итогами последних двух этапов, а также пришло время рассекретить и гоночный автомобиль Артемьева.
По итогам двух последних этапов, которые прошли в Чехии (19–20 сентября) и Польше (2–4 октября), Александр Артемьев набрал 52 очка. Это немало для нашего пилота, если учесть, что за четыре предыдущих он заработал 58. Всего по итогам, как можно подсчитать, на его счету 110 очков, это 19-е место в общем зачёте из 22 постоянных участников Кубка. Слабовато, а значит, есть ещё куда стремиться.
Прогресс алматинца очевиден, но пока примечателен только в квалификации. Артемьев, к примеру, сумел в Чехии, на автодроме в Брно, забраться на 9-е место на стартовой решётке. Это пока лучшее достижение казахстанца в моносерии «Фольксвагена». А вот в самой гонке, когда одновременно со старта срываются больше 20 спортсменов, постоянно что-то да случается. В первой гонке того уик-энда борьбе за хорошую 10-ю позицию помешала потеря одним из гонщиков, молодым поляком Петром Парысом, управления. Чтобы не столкнуться с ним, Артемьеву пришлось уйти с трассы и проползти по зыбучей обочине. Пелотон, как мы уже не раз подчёркивали, в этих гонках очень плотный, и даже такое лёгкое замешательство чревато пропуском вперёд соперников, что, впрочем, и случилось — вылет обошёлся потерей двух позиций. Итог первой гонки — 12-е место. Во второй гонке Александр убрался фактически сразу после старта. В первом повороте, опять же уходя от столкновения с впередиидущими, вильнул хвост «Гольфа», передок выехал на грунт, а там, как это часто бывает, потеря управления, езда боком… В общем, Golf крутануло, выбросило на другую сторону трека, где он увяз в гравии. Сход и расстройство.
Пятый этап в Чехии в 10 картинках
Заключительный, шестой раунд принимал у себя польский автодром Tor Poznan, расположенный близ одноимённого города Познань. Польша, к слову, изначально является родиной монокубка Volkswagen Golf Cup. Идея и менеджмент — всё отсюда, поэтому большая часть участников серии тоже поляки, и блеснуть у себя дома хотел каждый из них, а уж тем более в заключительном раунде.
Квалификацию Александр провёл средне — 13-е место не лучшая позиция на старте в этом сезоне, но ведь он уже взял тактику проводить атаки, и поэтому расчёт был только на них. В первом заезде Артемьев прошёл троих и закрепился за три круга до финиша десятым. Отлично шёл! Теоретически ничего не могло ему помешать, хотя тут я забыл, что мы говорим о Volkswagen Golf Cup. Польский гонщик Ежи Дудек всё-таки решил объехать нашего пилота и на прямике, поравнявшись, прижался и шарахнул его в переднее колесо. Повредился диск, рулевая… Александр стал «сливать». Помимо того что Дудек пробился вперёд, обогнал нашего парня и россиянин Артур Егоров. В общем, пересёк Артемьев финишную черту двенадцатым.
Кстати, о Егорове. До заключительного этапа его и Артемьева объединяли не только наши союзные страны, но и результаты: у казанца было 77 очков, у Артемьева — 76. И именно роковой удар Дудека позволил Артуру закрепить преимущество перед Александром и не дать положить в копилку казахстанца на 2 очка больше. Сохранить «баланс» получилось во втором заезде — Александр не пропустил вперёд Егорова, финишировали они на 13-м и 14-м месте соответственно. Опять разница в 2 балла. В итоге за шестой этап они набрали одинаковое число очков (по 34 каждый) и разница в очках сохранилась: у Егорова на одну единицу выше нашего Артемьева — 111 против 110.
Шестой этап в Польше в 10 картинках
А победителем по итогам всего сезона стал Джефри Крюгер из ЮАР, в его активе 480 очков. Помимо кубка и золотой медали 25-летний Джефри забрал главный приз — новенький хэтч Volkswagen Golf VII и 30 000 евро «мелкими купюрами».
Кстати, надеюсь, не только у меня возник вопрос: почему в фирменном, пусть и с польскими корнями, фольксвагеновском Кубке по сей день гоняют на шестых «гольфах», а не на последних — седьмых? Вопрос был, так сказать, в пику. Действительно, самому руководству Volkswagen AG не очень выгодно поддерживать гонки, а тем более по всей Европе, с участием старой версии модели, которая уже не продаётся. Volkswagen Golf VI ушёл на покой в 2012–2013 годах, а на дворе 2015-й. Ходили слухи, что этот Кубок в 2016-м «переобуется» в Audi, но нет, чуда не свершилось — будет Golf, причём тот же самый, только перелицованный под седьмой за счёт нового аэродинамического кита и оптики. Ребилдом и доводкой также займётся контора Volkswagen Racing Polska.
Раз так, мы решили поведать более подробно о самой машине — подготовленном Volkswagen Golf, на котором Александр Артемьев принимал участие в моносерии в этом году.
Личный зачёт Volkswagen Golf Cup по итогам сезона 2015 года
Место | Пилот | I | II | III | IV | V | VI | Итого очков |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Джефри Крюгер | 44 | 84 | 100 | 100 | 72 | 80 | 480 |
2 | Дилан Перейра | 30 | 88 | 72 | 76 | 88 | 100 | 454 |
3 | Маркус Флуч | 46 | 84 | 72 | 68 | 80 | 58 | 408 |
4 | Михал Гадомски | 37 | 70 | 58 | 72 | 80 | 10 | 327 |
5 | Симо Мухонен | 32 | 30 | 74 | 56 | 50 | 72 | 314 |
6 | Пётр Парыс | 25 | 66 | 74 | 18 | 60 | 46 | 289 |
7 | Андре Гис | 27 | 54 | 0 | 72 | 34 | 62 | 249 |
8 | Марчин Ярос | 21 | 46 | 50 | 0 | 60 | 60 | 237 |
9 | Адам Жепецки | 16 | 50 | 30 | 48 | 36 | 56 | 236 |
10 | Гоша Рдест | 22 | 50 | 48 | 58 | 26 | 32 | 236 |
…17 | Ежи Дудек | 4 | 28 | 4 | 24 | 30 | 24 | 114 |
18 | Артур Егоров | 1 | 10 | 24 | 22 | 20 | 34 | 111 |
19 | Александр Артемьев | 8 | 16 | 22 | 12 | 18 | 34 | 110 |
…22 | Ильшат Ибрагимов | 0 | 8 | 6 | 14 | 12 | 8 | 48 |
Боевой снаряд Артемьева
Перед началом сезона-2015 мы уже писали немного об автомобиле, на котором Александр Артемьев выступает в Кубке, — это подготовленный Volkswagen Golf VI GTI в трёхдверном кузове. Все участники ездят на полностью одинаковых машинах. Каждая закреплена за одним пилотом на весь сезон. Расскажем теперь более подробно, т. к. этот Golf мы видели и щупали, и можем дополнить свой рассказ фотографиями.
За основу кольцевой машины для Volkswagen Golf Cup взят серийный Golf VI GTI. Зачастую в такого типа кубках машины максимально близки к стандартным, в отличие от категории GT. Но изменений немало. Во-первых, заметно, что шире колея — передние крылья пластиковые, иные, они с расширителем, иначе колёса выпирали бы на довольно немаленькую величину. Само собой, накладные фендеры сзади по этой же причине. Бампер от версии R, иной капот, который облегчён, — части сделаны из стеклопластика. Завершает спортивный костюм «Гольфа» небольшое антикрыло над стеклом задней двери.
Спереди колея расширена за счёт удлинения рычагов, рулевых тяг, но тип подвески как у серийного автомобиля, т. е. стойка McPherson, и большая часть деталей тоже. Амортизаторы заменены на спортивные настраиваемые Bilstein с пружинами Eibach, более жёсткий стабилизатор поперечной устойчивости. Он также регулируемый. Кстати, настройки стаба — это единственное изменение в подвеске, которое может использовать гонщик от этапа к этапу, не считая «игр» с давлением в шинах и выбора их по износу: свежий комплект ставить или чуть потёртый?
Передние тормоза AP Racing — диски увеличенного размера, 362 мм в диаметре, а также шестипоршневые суппорты. На хорошие тормоза организаторы Кубка не поскупились, т. к. пилоты в серии едут молодые (самому юному в этом году исполнилось только 16 лет), безбашенные, так сказать. Для лучшего охлаждения дисков от боковых воздухозаборников в бампере тянутся воздуховоды, хотя перегрев и закипание тормозухи всё равно случаются, о чём свидетельствуют брызги вокруг главного тормозного цилиндра и бачка. Сзади тормоза на вид вроде стоковые — дисковый и скоба, но нет — размер действительно базовый, а сам диск «апишный» и колодки к нему тоже.
Задняя подвеска ещё меньше отличается от серийной, чем на передке, — стандартная рычажная подвеска с заменой амортизаторов на спортивные Bilstein и другие пружины (Eibach). Колея сзади расширена только за счёт проставок.
Закончу описание ходовой части непосредственно самими колёсами. Подержал я одно такое в сборе — лёгкое! 18-дюймовый диск ATS — кованый. Гоночные слики, кстати, на всех автомобилях тоже только одного производителя и типа — выбор фольксвагеновцев пал на Hankook Ventus.
Поднявшись с колен после осмотра ходовки, глядим под капот. С виду ничего такого. Как и в обычном GTI, тут 2-литровый турбированный бензиновый TSI. Причём двигатель скрыт под стандартным пластиком, что странно. Обычно в спортивных машинах, наоборот, выбрасывают весь этот декор — так и диагностировать легче, и ремонтировать удобнее, да и пару килограммов точно скинуть можно. Но мотор не совсем прям стандартный. Главная его фишка — мощность, изменяемая на непродолжительное время. В салоне каждого гоночного «Гольфа» на спице руля размещена красная кнопка, которая даёт прибавку в 50 кобыл к 260 стандартным лошадям — увеличивается давление в турбине и подача топлива в камеры сгорания. Таким «форсажем», или функцией Push-To-Pass, как её называют в Кубке, каждый пилот за время гонки может воспользоваться 19 раз, где и когда ему захочется. Заливают в баки, кстати, на гонку обычный 98-й бензин. Тот же, что обычно заливают себе в баки рядовые европейские водители. Ну и в завершение стоит упомянуть о звонкой и громкой выпускной системе — она прямоточная, без глушителя, в конце раздваивается.
Кузов «Гольфа» усилен каркасом безопасности из труб. Разборная клетка, т. е. на болтовых соединениях, ещё больше сближает кузов с серийным по сравнению с вварным. Заглянув внутрь, я опять же удивился любви организаторов сохранять всё как есть: не то ради красоты, не то ради «комфорта» в салоне оставлены килограммы ненужного пластика, и даже руль тут стандартный! Хотя, как известно, кольцевики любят надругаться над торпедкой, вырезав и выкинув ненужные части ради облегчения. А тут даже короб вокруг рулевой колонки не тронут и массивная «борода» тоже с серийной рукояткой автомата и красивой кожаной оплёткой! В этой связи немного поёрничаю: а с чего это дверные обшивки с удобными ручками и приятной обивкой заменили на карбоновые? А подушки безопасности — их зачем удалили?
Я уверен, вы переспросите насчёт автомата, но я ещё раз повторю: да, эти «гольфы», несмотря на то что спортивные, идут с практически стандартными 6-ступенчатыми DSG, а не с механическими секвенталками. Как такое возможно при негативе вокруг Direktschaltgetriebe (именно так расшифровывается сокращение DSG) за её низкие рейтинги надёжности даже среди обычных автомобилистов, которые ездят из дома на работу и обратно? Можете, конечно, не верить, но эти коробки ездят, и ездят от этапа к этапу, ни на что не жалуясь. В DSG добавлен лишь диф повышенного трения и перепрошита софтина, но всё остальное железо и диски сцепления — серийные. Это подтвердит и Александр Артемьев, и другие пилоты серии, успех которых напрямую зависит от этого важного в гонке узла. Единственным случаем с уязвимостью DSG стал перегрев на немецком этапе на «Лаузицринге». В июле на востоке Германии стояла невероятная жара, температура поднималась выше 40 градусов, асфальт раскалялся выше 60. Моторы и коробки стали греться быстрее и сильнее обычного, и электроника в таких случаях переводила DSG в аварийный режим. Естественно, ни о какой гонке результатах тогда и речи быть не могло. Но за все пять других этапов у Артемьева не случилось ни одной проблемы с этой коробкой, а наоборот, она ему очень нравится. Переключения получаются быстрее — дёрнул «ушко» под рулём и помчал дальше. Немного приходилось привыкать при переходе на пониженные передачи — электроника бережёт коробку и не даёт включать низшую передачу, если для этого ещё не пришло время. Это немного смущало поначалу, но Артемьев просто привык к диапазонам работы коробки.
Продолжаем разглядывать интерьер. Весь другой пластик и обивка салона всё-таки удалены: нет потолка и напольного покрытия, сзади тоже всё убрано наголо, зияет только окрашенный металл. Перед глазами пилота гоночный щиток приборов. На одном монохромном дисплее отображается вся основная информация: обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, включённая передача… Над дисплеем, в корпусе щитка, ряд диодов, предупреждающих о необходимости переключения, или шифт-лайт. При этом опять же отмечу, что стоковые приборы, чёрт возьми, никуда не делись и даже работают! В какой-то момент закралось подозрение, как у работника сайта, напрямую связанного с объявлениями о продаже автомобилей: а не собрались ли поляки после нескольких лет кольцевых выступлений «загнать» эти «гольфы» как «небита, некрашена, без пробега по дорогам Польши»?
Справа извлечена мультимедийная система со всеми потрохами и установлена панель с двумя тумблерами, отвечающими за зажигание и массу — обесточивание бортовой сети — и блоком управления системой пожаротушения. Кстати, аккумулятор тут спортивный, т. е. маленький, плоский и установленный в салоне на месте бывшего пассажирского места ради лучшей развесовки.
Спортивное сиденье — ковш OMP с развитыми «ушами» для защиты головы пилота. Пилоты также в обязательном порядке используют страховку для шейного отдела позвоночника, называемую HANS.
Автомобили в Volkswagen Golf Cup действительно очень близки к гражданским, но в гонке они как рой злых пчёл. И не только за счёт громкости и звона выхлопа, а скорее за жёсткий нрав самой гоночной серии — догнать лидера, повиснуть на бампере, обойти, ужалить… Почему-то мне кажется, что при всех комфортных условиях в кокпите «Гольфа» в самой гонке там не очень уютно. Атаковать могут каждые полсекунды — стоит невероятное напряжение. В заездах Формул серии GT Masters, которые проходят обычно параллельно с Volkswagen Golf Cup, во многом удача на стороне того пилота, который сидит в самой сильной и технически совершенной машине. А здесь все на равных. Один автомобиль, одни настройки, одна динамика, 19 пушей для ускорения. Только мастерство и логика пилота решают всё. И то, что лидер Джефри Крюгер даже на заключительном, шестом этапе мог лишиться 1-го места в сезоне и тут же решалась судьба второго места, только лишний раз подтверждает это.
В те дни, когда я был с Александром в Германии на третьем этапе серии, меня заинтересовал процесс дефектовки спортивных машин. Спорт контактный, и без боевых шрамов никто с трассы не возвращается. Нежные сплиттеры под передним бампером и лобовые стёкла просто как расходники. А лобовики, к слову, из числа дорогостоящих и меняются даже при наличии нескольких не самых страшных сколов. Фольксвагеновцы очень трепетно относятся к состоянию автомобиля — меняют даже разбившийся катафот на заднем бампере и подкапотный декор! Тут их упрекнуть не в чем, только вот затраты ложатся на плечи пилотов и оплачиваются ими из собственного кармана. Влетает в копеечку. Существует, конечно, страховка на случай серьёзной аварии, но она лишь отчасти покрывает расходы, а регулярные мелкие вообще не подпадают под неё. А мелкие, кстати, совсем уж и не мелкие. Александр поделился с нами списком железок и пластмассок, которые меняли в его автомобиле за весь сезон. Нехило Кубок «поднимает» и на продаже запчастей и ремонте, я бы сказал. Даже с учётом того, что Артемьев катает аккуратно, сделано ремонтных работ и отгружено запасных частей на 11 500 евро. Увы, оплата механиков не входит во взнос для участия в серии (а это 15 000 евро) и гонщик не может попросить соперника покрыть расходы на ремонт, если тот, к примеру, въехал ему в зад. Так не принято. Мы собрали 10 самых затратных и дорогостоящих деталей, на которые Артемьев расчехлился после гонок в этом году за все 6 этапов:
- Лобовые стёкла, 4 шт. (итого на 1 149 евро).
- Накладки на пороги, 2 шт. (562 евро).
- Передний бампер с решёткой радиатора, 1 шт. (511 евро).
- Водительская дверь, 1 шт. (505 евро).
- Сплиттеры переднего бампера, 5 шт. (404 евро).
- Диски, 2 шт. (400 евро).
- Задний бампер, 1 шт. (353 евро).
- Передняя фара, 1 шт. (297 евро).
- Шаровые пальцы, 3 шт. (224 евро).
- Спойлер, 1 шт. (132 евро).
На такую вроде мелочь, как крепёж (болты, гайки, клипсы), ушло под сотню евро.
Как и в начале сезона, мы долго болтали с Александром после его возвращения с последнего этапа. Гонять он продолжит, но, скорее, не в этой серии. Организатор решил фундаментально изменить правила, главным образом за счёт того, что автомобили продаются в собственность гонщика или команды. Александру это не по силам, да и в связи с продажей техники в частные руки изюминка всей серии смазывается, а именно понятие «моно», когда шансы у каждого пилота равны. Помимо этого из обновлённых машин удалят Push-To-Pass, зато максимальная мощность в 310 сил станет постоянной, а не временной. Относительно недорого, кстати, машину продают — 30 000 евро, и шестой Golf GTI в аэроките под семёрку в вашем распоряжении, а также гарантированное участие в двух сезонах. Но Александр смотрит дальше — в ETCC к примеру.