1846-articles-650

Антирейтинг автомобильных инноваций из Казахстана

Мы собрали несколько изобретений и идей, которые отлично смотрелись на бумаге, но реальность оказалась не столь радужной

В Казахстане мы очень часто слышим слово инновация. При этом не гнушаются его произносить как чиновники, отчитывающиеся о результатах своей работы, так и люди, стремящиеся к реализации необычных задумок. Мы решили рассмотреть несколько казахстанских изобретений и идей, которые отлично смотрелись на бумаге, но в реальности всё оказалось не так просто.

6. Отечественный суперкар на электротяге

Идея: в далёком 2012 году группа энтузиастов из Алматы во главе с изобретателем Таиром Балбаевым взялась за проектирование первого казахстанского электромобиля с нуля.

1846-articles-650-9.jpg
Первый выезд прототипа спортивного купе Таира Балбаева

Реализация: к 2014-му у изобретателей был готов кузов, разработанный чешским дизайнером, в который установили мотор и подвеску. По предварительным подсчётам связка электромотор — батареи позволит спорткару разменивать первую сотню за 4 секунды и проезжать около 200 км на одной зарядке. В 2015 году машина впервые выбралась в свет. Пробная поездка выявила множество недочётов в купе, стоимость которого на рынке должна была составить 80 тысяч долларов.

1846-articles-650-8.jpg
Платформа для бюджетного электромобиля

Итог: реализация электрического спорткара должна была начаться ещё в 2015 году. Однако, судя по тому, что он не только не появился в продаже, но и перестала появляться какая-то информация о ходе работ, изобретатели столкнулись с проблемами. Создание электромобиля с нуля — задача, конечно же, непростая. Добиться успеха в этом деле смогли лишь единицы, поэтому провал можно назвать ожидаемым. Отметим, Балбаев, кроме электроспорткара, готовит и более народный электрический автомобиль, платформу для которого он представил в 2015 году. Но казахстанец не опускает руки и намерен продолжить работу. Если всё сложится, то оба проекта вновь смогут показать публике в январе 2017 года.

5. Шамтаяк

Идея: шамтаяк — это устройство, которое должно было обезопасить казахстанских пешеходов. Представляет оно собой простую палочку из ПВХ, оклеенную световозвращающей плёнкой. По задумке при переходе дороги люди должны были взять шамтаяк из шамтаякодиспенсера, став заметнее для водителей, а на другой стороне дороги опустить его в шамтаякоприёмник.

1846-articles-650-6.jpg

Реализация: в апреле 2015 года шамтаяками обещали оснастить алматинские перекрёстки, причём проекту приписывали поддержку как алматинского акимата, так и полиции южной столицы. Несмотря на крайне простую реализацию, не требующую серьёзных затрат, волшебных палочек в городе не видно.

1846-articles-650-10.jpg
Вот так выглядели первые шамтаякодиспенсеры, установленные в Алматы. Они же, кстати говоря, стали последними

Итог: комментировать эту затею мы не возьмёмся, но вот наши читатели весьма живо и красочно отзывались о самой задумке.

4. Easy Parking — парктроники по-казахстански

Идея: в 2012 году студент Международного университета информационных технологий Алматы придумал прибор, который должен был значительно облегчить парковку. Назвал он свою систему Easy Parking. Согласно задумке, она представляла собой несколько сенсоров, которые передавали детальное изображение всего, что окружало автомобиль, на дисплей внутри машины.

Реализация: прибор Easy Parking был презентован в рамках конференции Digital Communications Kazakhstan — 2012 в Астане, а также победил в конкурсе «Инновационный start up», в номинации «Социальная значимость». За это он получил чек на 1 000 000 тенге.

1846-articles-650-1.jpg

По предварительным подсчётам в первое время устройство должно было стоить $500, но при массовых закупках комплектующих цену можно было бы снизить до $300.

Итог: с момента вручения тогда ещё первокурснику заветного чека прошло уже четыре года, однако на рынок устройство так и не вышло. Возможно, кто-то рассказал студенту о том, что парктроники и камеры заднего вида существуют уже очень давно и стоят на порядок дешевле. Впрочем, крест на создании доступной системы мог поставить и резкий скачок курса тенге. Хотя, извините – какой ещё курс тенге, если стартап казахстанский?

3. Система защиты пешехода на основе переднего модуля

Идея: безопасность пешеходов — дело благородное. Всё-таки значительная часть ДТП в Казахстане, да и в мире наверное, — это наезд автомобиля на человека. Именно поэтому все автопроизводители годами ломают голову над тем, как защитить людей от коварных автомобилей. Придумано множество систем, начиная от выстреливающего вверх капота и заканчивая наружными подушками безопасности и системами автоматического торможения. Казахстанские изобретатели тоже не остались в стороне.

1846-articles-650-2.jpg
СПМ, установленный на универсал Subaru Legacy второго поколения. В таком положении модуль встречается с телом пешехода

Алматинец Максим Подлесных ещё в 2013 году занял третье место в конкурсе «Инновационный форсаж», где он представил идею СПМ (система переднего модуля). Согласно задумке создателя, вся передняя часть автомобиля меняется на податливую пластиковую «скорлупу», которая приподнимается перед контактом с пешеходом, не давая тому удариться о лобовое стекло.

Реализация: первый рабочий прототип изобретатель представил в октябре 2014 года. Его он установил на свой Subaru Legacy второго поколения. Подлесных получил патент на эту задумку. Правда, ни массового производства, ни хотя бы мелкосерийного выпуска мы пока не увидели.

1846-articles-650-3.jpg

Итог: как уверяет сам изобретатель, в последнее время работа буксует в связи с нехваткой времени и недостатком финансирования. Максим вкладывает в СПМ собственные деньги. Продолжить полноценную разработку он планирует в начале 2017 года. Отметим, новатор настолько уверен в своём модуле, что готов самолично его проверить, бросившись под колёса собственного авто. Мы бы рекомендовали использовать для этих целей специальных манекенов.

2. Национальный автомобильный бренд

Идея: многие страны знамениты своими автобрендами. В Японии есть Toyota, Nissan и Honda, в Германии — Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW, и даже крохотная Швеция может похвастаться Volvo и ушедшим на покой «саабом». А что есть в Казахстане? Пока ничего, но 16 ноября 2015 года руководство AllurGroup, владеющей производственными площадками «АгромашХолдинг» и «СарыаркаАвтопром», заявила о намерении создать национальный бренд, первым авто которого станет доступный электромобиль. Отметим, это не первая попытка разработки казахстанского авто. Ещё в 2009 году по Сети гулял дизайнерский проект Бейбута Амирбека. Его «Атиллу» можно увидеть на заглавном фото публикации.

1846-articles-650-5.jpg
Логотип казахстанского автомобильного бренда, созданный участником конкурса идей «Инновационный Казахстан» Еркебуланом Амангельдиновым ещё в 2011 году

Реализация: о проекте обещали рассказать более подробно весной 2016 года. Сейчас уже осень, с момента первого заявления прошёл практически год. Никаких новых данных, кроме спекуляций о китайском происхождении казахстанского автомобиля (возможно, это будет JAC), а также многочисленных публикаций СМИ, включая мнение автомобильных и не очень экспертов, не появилось. Судя по всему, не увидим мы и первый прототип, который AllurGroup обещала собрать спустя 1.5 года после объявления, то есть к началу лета 2017 года.

1846-articles-650-11.jpg
Электромобиль JAC iEV6S — главный кандидат на звание первой модели казахстанского автобренда

Итог: на салфетке в какой-нибудь кофейне или в ресторане после пары стаканов «чая» создание национального автомобильного бренда выглядит отличной идеей, но на практике затраты на этот проект окажутся просто колоссальными. Как нам кажется, со временем эта простая вещь станет понятной всем, а пока AllurGroup объявляет не о массовом производстве казахстанских электромобилей, а о переговорах по сборке в Казахстане бюджетной узбекской марки Ravon.

1. Переосмысление тормозной системы

Идея: тормозная система — одна из важнейших частей автомобиля. Тем не менее каких-то инноваций, меняющих фундаментальные принципы её работы, не было уже очень давно. Но и тут в Казахстане нашли чем удивить. В 2016 году в локальной прессе появилась заметка о патенте, полученном учащимся Назарбаев интеллектуальной школы. По словам самого изобретателя, на идею его натолкнул ремонт отцовского автомобиля.

— Всё началось летом. Я помогал своему отцу менять тормозные колодки на нашем автомобиле. Я заметил, что чаще всего он меняет именно передние колодки, — заявил ученик.

Реализация: исправить эту вселенскую несправедливость школьник решил радикальным методом — удлинить и расширить тормозные шланги передних колёс. Таким образом, по его мнению, тормозить в первую очередь будет задняя ось, что снизит нагрузку спереди.

1846-articles-650-4.jpg
Хотелось бы верить, что дальше этой мутной схемы идея школьника не продвинется

Понять, почему ученик не знает простейших физических принципов, гласящих, что жидкость несжимаема и давление, производимое на неё, передается в любую точку без изменений во всех направлениях, можно. Вдруг знания по этому предмету у него хромали, но вот почему проблему ему не разъяснили учителя, когда речь зашла о получении патента на разработку, вопрос хороший. Они, кстати говоря, напротив, всецело поддержали стремление школьника. Преподаватели даже подёргали за нужные ниточки и начали переговоры с машиностроителями для испытаний.

Итог: мы очень надеемся, что в рядах отечественных автосборщиков есть инженеры с образованием и они не только хорошо посмеялись над этой «гениальной» идеей, но и занесли адрес отправителя в спам, где ему и место.