1253-articles-main

Africa Race’15: казахстанские гонщики дают прикурить

Многим поклонникам автомобильного спорта известно, что параллельно марафону Dakar, который сегодня проходит на южноамериканском континенте, идёт не менее сложный ралли-рейд Africa Eco Race по маршруту старой африканской гонки. В этом соревновании также участвуют казахстанские автоспортсмены.

Многим поклонникам автомобильного спорта известно, что параллельно марафону Dakar, который сегодня проходит на южноамериканском континенте, идёт не менее сложный ралли-рейд Africa Eco Race по маршруту старой африканской гонки. В этом соревновании также участвуют казахстанские автоспортсмены.

Мы не раз рассказывали об Africa Eco Race начиная с 2013 года, когда команда из Казахстана успешно там дебютировала — тогда экипаж Канат Шагиров/Александр Мороз на прототипе Mebar M440 выиграл гонку в своём классе Т2. В 2014 году наши казахстанцы также финишировали на африканском марафоне, правда, победы тогда не добились.

foto-01.jpg
Экипаж Канат Шагиров/Александр Мороз

Казахстанский десант и особенности 2015 года

На сегодняшней гонке Казахстан представлен двумя командами и уже четырьмя экипажами и одним мотогонщиком: команды Offroad Kazakhstan (Марат Абыкаев/Андрей Чипенко в серийном зачёте T2 на подготовленном Nissan Patrol и Андрей Чередников/Дмитрий Цыро на прототипе Toyota FJ Cruiser), MobilEх Racing Team (Канат Шагиров/Александр Мороз на прототипе Toyota Hilux Overdrive, Юрий Сазонов/Арслан Сахимов на прототипе Hummer H3 и в зачёте «Мото» за нас едет украинец Вадим Притуляк на КТМ).

foto-02.jpg
В этом году за Казахстан выступают не только автомобили, но и мотогонщик Вадим Притуляк

За несколько последних лет нынешнее ралли вплотную приблизилось к масштабам классического «Дакара» по длительности марафона, протяжённости и составу участников и, как всегда, также стартует во Франции и финиширует в Дакаре.

Особенность версии 2015 года заключается в том, что дистанция марафона как бы поделена на две части. Первая — марокканская — более техничная, со сложной навигацией среди множества переплетающихся дорожек и частой сменой покрытия: от песка, грунта до каменистых участков, беспощадных к колёсам и подвескам машин. Вторая часть — это бескрайние пески Мавритании. Тут свои особенности, ведь песок коварен, и словами сложность этого участка не передать.

map.jpg

Среди фаворитов в гонке чех Мирослав Заплетал (Zapletal) — 4-е место в Кубке мира-2014 по ралли-рейдам, бельгиец Жаки Луманс (Loomans), имеющий приоритет FIА, и традиционно очень сильны французы, выступающие на багги. Из наших казахстанцев стоит выделить Андрея Чередникова, который в качестве тренировки накануне выиграл небольшую гонку в Эмиратах, а также Юрия Сазонова, у которого был непростой, но результативный сезон в Кубке мира-2014 года, который он завершил в шаге от заветного топ-10.

foto-03.jpg

Первая половина гонки

Как и в прошлые годы, марафон стартовал ещё в 2014 году, за два дня до наступления Нового года. Когда весь Казахстан встречал 2015-й под звон бокалов и грохот салютов, наши экипажи гнали по Марокко. Первый этап представлял собой каменисто-грунтовое покрытие со множеством пересекающихся дорожек, где малейшая ошибка могла стоить очень дорого — как минимум можно было уехать просто-напросто куда-нибудь не туда. И ребята его проехали, неплохо проехали: 1. Луманс 2. Чередников 3. Сазонов … 8. Шагиров! Немного заставил понервничать экипаж Марата Абыкаева. Не доезжая до первой контрольной точки, на пути была небольшая «песочница», которую гонщикам нужно было пройти в самом узком месте, а это около пяти километров. Вот там они и заблудились, потеряв на этом очень много времени. Но в конце концов правильный маршрут был найден и экипаж финишировал.

foto-04.jpg
Экипаж Андрей Чередников/Дмитрий Цыро

Забегая чуть вперёд, скажу, что все прошедшие этапы первой половины марафона были наполнены борьбой. Десятка ехала очень плотно, лидеры сменяли друг друга. И тут следует отметить, что наши экипажи, можно сказать, оккупировали первую пятёрку. Разрывы между участниками были ничтожно малы, что не давало никому расслабиться.

foto-05.jpg
Экипаж Канат Шагиров/Александр Мороз

На третьем этапе Канат Шагиров демонстрирует свой лучший результат и приезжает вторым, чем сильно осложнил ситуацию соперникам. В какой-то момент я представил, что если наши пилоты продолжат держать такой же настрой, то первая тройка будет наша, а MobilEx оформит дубль. Почти так оно и получилось. Экипаж на Hummer Юрий Сазонов/Арслан Сахимов возглавил генеральную классификацию в абсолюте, Канат Шагиров поднялся на пятую строчку, Андрей Чередников — на шестую.

foto-06.jpg
Юрий Сазонов ещё на Кубке Мира демонстрировал хорошие результаты, а в Африке ему удалось возглавить даже абсолют, пусть и всего пока на один этап

Однако такие результаты даются в состоянии дикого напряжения, и иногда это не проходит бесследно — люди изматываются, устают. На четвёртом этапе, когда до финиша оставалось пара десятков километров, случилось непредвиденное — экипаж Чередникова забывает убрать гидроногу (встроенный в кузов гидравлический домкрат, позволяющий быстро приподнять автомобиль для ремонта или замены колеса. — Прим. ред.), она гнётся, превратившись в плуг. В итоге 20-е время на этапе.

foto-07.jpg

Борьба на этом этапе была жёсткой. Заплетал выиграл раунд и оттеснил Сазонова на второе место, Канат Шагиров, напротив, объехав конкурентов, смог переместиться на 4-ю позицию в абсолюте.

foto-08.jpg
Мирослав Заплетал выступает на идентичном прототипе, что и у Сазонова, и у Чередникова

Пятый этап начался как никогда хорошо для наших спортсменов. У чеха Мирослава Заплетала начались проблемы с трансмиссией, да и у всех что-то да не ладилось. А ещё поднялся сильный ветер, что усугубило ситуацию — видимость местами была фактически нулевой. Проблемы не обошли стороной и наш экипаж, на второй трети дистанции на «Хаммере» Сазонова тоже ломается трансмиссия, что выливается в катастрофическую потерю времени. Это не могло не отразиться на итоговой таблице: 1. Жаки Луманс 2. Мирослав Заплетал 3. Канат Шагиров 4. Юрий Сазонов. На этом марокканская часть ралли-рейда закончена, а экипажи ждут адские мавританские дюны.

foto-09.jpg

Троица Сазонов, Шагиров, Чередников так быстро ехала, что мы чуть не забыли об ещё одном экипаже и мотогонщике.

Как мы говорили выше, экипаж Марат Абыкаев/Андрей Чипенко выступает в категории Т2 — серийные автомобили с минимальными доработками. В кругу автоспортсменов многие знают, что это первый рейд Абыкаева после полученной травмы на Аbu Dhabi Desert Сhallenge-2013, а для Андрея Чипенко это дебютная гонка в качестве штурмана. Видно, что экипаж пока налаживает работу, но спортсмены при этом борются за свои позиции — по итогам пяти этапов они уже отвоевали третью позицию в своей категории Т2.

foto-10s.jpg
Автомобиль экипажа команды Offroad Kazakhstan Марата Абыкаева/Андрея Чипенко

Прогнозировать первое место в зачёте пока не возьмусь, а вот второе место вполне им по силам, отставание порядка 18 минут. Учитывая, что наши пилоты сильны именно в песках, считаю, что задача экипажу вполне по зубам.

Результаты после V этапа. Автомобили. Зачёт T1, класс 1.1

Место Экипаж Автомобиль Время
1 Loomans/Driesmans Toyota Hilux 18:06:47
2 Zapletal/Boba Hummer H3 Evo + 00:26:46
3 Канат Шагиров/Александр Мороз Toyota Hilux + 00:32:32
4 Юрий Сазонов/Арслан Сахимов Hummer H3 Evo + 00:51:35
5 Андрей Чередников/Дмитрий Цыро Toyota FJ Cruiser (H3 Evo) + 02:26:08
6 Imschoot/Forthomme Toyota Hilux + 03:02:13
7 Антон Григоров/Марис Сауканс OSC Oscar + 03:25:06
8 Mauri/Hans Nissan Ky60l + 06:25:39
9 Brun/Larroque Bowler Wildcat + 38:18:02
foto-11.jpg
Жаки Луманс пока лидирует в гонке после пяти этапов

Результаты после V этапа. Автомобили. Зачёт T2

Место Экипаж Автомобиль Время
1 Molgo/Gorecki Toyota KDJ 200 + 04:33:36
2 Aivazian/Fockenier Toyota KDJ 200 + 08:09:03
3 Марат Абыкаев/Андрей Чипенко Nissan Patrol + 08:26:51
4 Aubineau /Aubineau Toyota KDJ 200 + 19:34:28
5 Ziegler/Oakeley Toyota LC Prado + 51:55:45
6 Gard/Mouchard Mitsubishi Pajero + 57:30:43

В зачёте мотоциклов за наших едет Вадим Притуляк. На первом этапе Вадим сильно упал, и падение, судя по всему, не прошло бесследно для техники. Результаты нельзя назвать стабильными: то он в призёрах, то в нижней части таблицы. Надеемся, в день отдыха у Вадима было больше времени, чтобы основательно починить мотоцикл.

foto-12.jpg

Из последних «вестей с фронта» после дня отдыха. Технику привели в порядок, наши гонщики готовы к новым испытаниям и находятся в бодром расположении духа. Само собой, намерены биться за высшие ступеньки подиума. Правда, шестой этап были вынуждены отменить — по сообщению организаторов, вертолёт безопасности из-за плохой погоды не смог контролировать трассу, все участники проследовали к старту 7-го этапа в дорожном режиме. Отчёт по второй половине гонки читайте уже после финиша Africa Eco Race.

foto-13.jpg