Многим поклонникам автомобильного спорта известно, что параллельно марафону Dakar, который сегодня проходит на южноамериканском континенте, идёт не менее сложный ралли-рейд Africa Eco Race по маршруту старой африканской гонки. В этом соревновании также участвуют казахстанские автоспортсмены.
Мы не раз рассказывали об Africa Eco Race начиная с 2013 года, когда команда из Казахстана успешно там дебютировала — тогда экипаж Канат Шагиров/Александр Мороз на прототипе Mebar M440 выиграл гонку в своём классе Т2. В 2014 году наши казахстанцы также финишировали на африканском марафоне, правда, победы тогда не добились.
Казахстанский десант и особенности 2015 года
На сегодняшней гонке Казахстан представлен двумя командами и уже четырьмя экипажами и одним мотогонщиком: команды Offroad Kazakhstan (Марат Абыкаев/Андрей Чипенко в серийном зачёте T2 на подготовленном Nissan Patrol и Андрей Чередников/Дмитрий Цыро на прототипе Toyota FJ Cruiser), MobilEх Racing Team (Канат Шагиров/Александр Мороз на прототипе Toyota Hilux Overdrive, Юрий Сазонов/Арслан Сахимов на прототипе Hummer H3 и в зачёте «Мото» за нас едет украинец Вадим Притуляк на КТМ).
За несколько последних лет нынешнее ралли вплотную приблизилось к масштабам классического «Дакара» по длительности марафона, протяжённости и составу участников и, как всегда, также стартует во Франции и финиширует в Дакаре.
Особенность версии 2015 года заключается в том, что дистанция марафона как бы поделена на две части. Первая — марокканская — более техничная, со сложной навигацией среди множества переплетающихся дорожек и частой сменой покрытия: от песка, грунта до каменистых участков, беспощадных к колёсам и подвескам машин. Вторая часть — это бескрайние пески Мавритании. Тут свои особенности, ведь песок коварен, и словами сложность этого участка не передать.
Среди фаворитов в гонке чех Мирослав Заплетал (Zapletal) — 4-е место в Кубке мира-2014 по ралли-рейдам, бельгиец Жаки Луманс (Loomans), имеющий приоритет FIА, и традиционно очень сильны французы, выступающие на багги. Из наших казахстанцев стоит выделить Андрея Чередникова, который в качестве тренировки накануне выиграл небольшую гонку в Эмиратах, а также Юрия Сазонова, у которого был непростой, но результативный сезон в Кубке мира-2014 года, который он завершил в шаге от заветного топ-10.
Первая половина гонки
Как и в прошлые годы, марафон стартовал ещё в 2014 году, за два дня до наступления Нового года. Когда весь Казахстан встречал 2015-й под звон бокалов и грохот салютов, наши экипажи гнали по Марокко. Первый этап представлял собой каменисто-грунтовое покрытие со множеством пересекающихся дорожек, где малейшая ошибка могла стоить очень дорого — как минимум можно было уехать просто-напросто куда-нибудь не туда. И ребята его проехали, неплохо проехали: 1. Луманс 2. Чередников 3. Сазонов … 8. Шагиров! Немного заставил понервничать экипаж Марата Абыкаева. Не доезжая до первой контрольной точки, на пути была небольшая «песочница», которую гонщикам нужно было пройти в самом узком месте, а это около пяти километров. Вот там они и заблудились, потеряв на этом очень много времени. Но в конце концов правильный маршрут был найден и экипаж финишировал.
Забегая чуть вперёд, скажу, что все прошедшие этапы первой половины марафона были наполнены борьбой. Десятка ехала очень плотно, лидеры сменяли друг друга. И тут следует отметить, что наши экипажи, можно сказать, оккупировали первую пятёрку. Разрывы между участниками были ничтожно малы, что не давало никому расслабиться.
На третьем этапе Канат Шагиров демонстрирует свой лучший результат и приезжает вторым, чем сильно осложнил ситуацию соперникам. В какой-то момент я представил, что если наши пилоты продолжат держать такой же настрой, то первая тройка будет наша, а MobilEx оформит дубль. Почти так оно и получилось. Экипаж на Hummer Юрий Сазонов/Арслан Сахимов возглавил генеральную классификацию в абсолюте, Канат Шагиров поднялся на пятую строчку, Андрей Чередников — на шестую.
Однако такие результаты даются в состоянии дикого напряжения, и иногда это не проходит бесследно — люди изматываются, устают. На четвёртом этапе, когда до финиша оставалось пара десятков километров, случилось непредвиденное — экипаж Чередникова забывает убрать гидроногу (встроенный в кузов гидравлический домкрат, позволяющий быстро приподнять автомобиль для ремонта или замены колеса. — Прим. ред.), она гнётся, превратившись в плуг. В итоге 20-е время на этапе.
Борьба на этом этапе была жёсткой. Заплетал выиграл раунд и оттеснил Сазонова на второе место, Канат Шагиров, напротив, объехав конкурентов, смог переместиться на 4-ю позицию в абсолюте.
Пятый этап начался как никогда хорошо для наших спортсменов. У чеха Мирослава Заплетала начались проблемы с трансмиссией, да и у всех что-то да не ладилось. А ещё поднялся сильный ветер, что усугубило ситуацию — видимость местами была фактически нулевой. Проблемы не обошли стороной и наш экипаж, на второй трети дистанции на «Хаммере» Сазонова тоже ломается трансмиссия, что выливается в катастрофическую потерю времени. Это не могло не отразиться на итоговой таблице: 1. Жаки Луманс 2. Мирослав Заплетал 3. Канат Шагиров 4. Юрий Сазонов. На этом марокканская часть ралли-рейда закончена, а экипажи ждут адские мавританские дюны.
Троица Сазонов, Шагиров, Чередников так быстро ехала, что мы чуть не забыли об ещё одном экипаже и мотогонщике.
Как мы говорили выше, экипаж Марат Абыкаев/Андрей Чипенко выступает в категории Т2 — серийные автомобили с минимальными доработками. В кругу автоспортсменов многие знают, что это первый рейд Абыкаева после полученной травмы на Аbu Dhabi Desert Сhallenge-2013, а для Андрея Чипенко это дебютная гонка в качестве штурмана. Видно, что экипаж пока налаживает работу, но спортсмены при этом борются за свои позиции — по итогам пяти этапов они уже отвоевали третью позицию в своей категории Т2.
Прогнозировать первое место в зачёте пока не возьмусь, а вот второе место вполне им по силам, отставание порядка 18 минут. Учитывая, что наши пилоты сильны именно в песках, считаю, что задача экипажу вполне по зубам.
Результаты после V этапа. Автомобили. Зачёт T1, класс 1.1
Место | Экипаж | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|
1 | Loomans/Driesmans | Toyota Hilux | 18:06:47 |
2 | Zapletal/Boba | Hummer H3 Evo | + 00:26:46 |
3 | Канат Шагиров/Александр Мороз | Toyota Hilux | + 00:32:32 |
4 | Юрий Сазонов/Арслан Сахимов | Hummer H3 Evo | + 00:51:35 |
5 | Андрей Чередников/Дмитрий Цыро | Toyota FJ Cruiser (H3 Evo) | + 02:26:08 |
6 | Imschoot/Forthomme | Toyota Hilux | + 03:02:13 |
7 | Антон Григоров/Марис Сауканс | OSC Oscar | + 03:25:06 |
8 | Mauri/Hans | Nissan Ky60l | + 06:25:39 |
9 | Brun/Larroque | Bowler Wildcat | + 38:18:02 |
Результаты после V этапа. Автомобили. Зачёт T2
Место | Экипаж | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|
1 | Molgo/Gorecki | Toyota KDJ 200 | + 04:33:36 |
2 | Aivazian/Fockenier | Toyota KDJ 200 | + 08:09:03 |
3 | Марат Абыкаев/Андрей Чипенко | Nissan Patrol | + 08:26:51 |
4 | Aubineau /Aubineau | Toyota KDJ 200 | + 19:34:28 |
5 | Ziegler/Oakeley | Toyota LC Prado | + 51:55:45 |
6 | Gard/Mouchard | Mitsubishi Pajero | + 57:30:43 |
В зачёте мотоциклов за наших едет Вадим Притуляк. На первом этапе Вадим сильно упал, и падение, судя по всему, не прошло бесследно для техники. Результаты нельзя назвать стабильными: то он в призёрах, то в нижней части таблицы. Надеемся, в день отдыха у Вадима было больше времени, чтобы основательно починить мотоцикл.
Из последних «вестей с фронта» после дня отдыха. Технику привели в порядок, наши гонщики готовы к новым испытаниям и находятся в бодром расположении духа. Само собой, намерены биться за высшие ступеньки подиума. Правда, шестой этап были вынуждены отменить — по сообщению организаторов, вертолёт безопасности из-за плохой погоды не смог контролировать трассу, все участники проследовали к старту 7-го этапа в дорожном режиме. Отчёт по второй половине гонки читайте уже после финиша Africa Eco Race.