9712-news-460-1

В кризис новые «тойоты» стали популярнее «Лады»

Обзор ситуации на официальном рынке в январе-феврале 2016 года

Результаты продаж новых автомобилей в Казахстане в 2016 году способны удивить кого угодно. Но если общее снижение продаж ни для кого не стало сюрпризом, то вот предпочтения казахстанцев в условиях нынешней экономической ситуации оказались неожиданными.

С начала 2016 года серый ввоз новых автомобилей в Казахстан практически прекратился. Казалось бы, это на руку отечественным производителям и официальным дилерам, но на самом деле всё настолько плохо, что официалам даже это не помогло. Автосалоны продали новых легковых автомобилей и грузовиков в январе всего 3 479, в феврале 3 463.

Для сравнения: в непростой 2015 год, когда жизнь казахстанцев отравлял падающий тенге и занозой официальных дилеров был свободный ввоз из РФ, каждый месяц из шоу-румов уезжало минимум по шесть тысяч машин. В 2013 году ежемесячно продавалось по 10–15 тысяч новых машин, и тот период наверняка кажется сейчас дилерам золотым веком.

Впрочем, кое-кому и сейчас живётся не так плохо, к примеру Toyota, которая второй месяц подряд лидирует в рейтинге продаж на рынке новых автомобилей. С начала года машин японской марки продано более 1.3 тысячи, что больше, чем у лидера последних лет — марки LADA и набирающего популярность Renault (у обеих результаты чуть выше тысячи продаж). Свою лепту в успех Toyota внесло событие января — в середине месяца японская компания зафиксировала цены в тенге, сделав машины доступнее.

К слову, продукция завода АВТОВАЗ на казахстанском рынке сильно сдала позиции. Вместо привычного доминирования с долей 30–40 % российские авто в начале текущего года смогли занять только 15 % рынка. Такая ситуация обусловлена затянувшимся переходом на реализацию машин отечественного производства, вызвавшим банальный дефицит. В дальнейшем ситуация должна вернуться в прежнее русло: автомобили Toyota (за исключением не пользующегося спросом внедорожника Fortuner) уже подорожали за счёт включения в цену утилизационного сбора. А все модели LADA, продаваемые в Казахстане, скоро будут собираться в Усть-Каменогорске, что должно сказаться на снижении цены.

Да, Toyota вышла в лидеры продаж, но количество проданных авто бренда пусть ненамного (16.5 %), но тоже снизились по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. А есть марки, которые в непростое время могут похвастаться ростом. Одна из них Renault (+ 42 % и 1 045 проданных машин за два месяца). Дилерам Renault буквально десятка машин не хватило до результатов «Лады». Продажи Peugeot тоже выросли за два прошедших месяца (+ 114 %), но, как и раньше, возможно, это лишь вспышка, обусловленная оптовым закупом, и явно 62 авто за два месяца не тот результат, который ожидали от казахстанской сборки. На 150 % выросли продажи бренда MG (52 авто), да дилеры Suzuki смогли продать на 3 машины больше, чем в начале 2015 года.

Топ-10 на рынке новых автомобилей в Казахстане *

Место Марка модель I квартал 2015 I квартал 2016 Изменение, %
1 LADA Priora 2 239 583 – 74.0
2 Toyota Camry 2 493 559 – 77.6
3 Hyundai Accent 2 074 536 – 74.2
4 Renault Duster 802 476 – 40.6
5 Volkswagen Polo 994 438 – 55.9
6 Renault Sandero 418 400 – 4.3
7 LADA 4X4 1 171 363 – 69.0
8 Kia Rio 2 078 262 – 87.4
9 Toyota Land Cruiser 200 254 225 – 11.4
10 Toyota Hilux 358 211 – 41.1

* учитывались автомобили не старше трёх лет, проданные официальными дилерами, а также ввезённые в РК самостоятельно.

Как видно из приведённой таблицы, в списке бестселлеров от привычного засилья «лад» не осталось и следа. Да, Priora на первом месте, но ей на пятки наступает Camry, которая дороже в 3–4 раза. Ни «Гранты», ни «Ларгуса» в топ-10 нет, зато в десятке ещё две «тойоты» — флагманский внедорожник Land Cruiser 200 и пикап Hilux.

Подводя итог, можно констатировать тот факт, что тяжёлая экономическая ситуация повлияла не только на покупательскую способность, но и на предпочтения потребителей. На первичном рынке в плюсе только недорогие бренды и марка Toyota, притом что самые доступные машины LADA теряют покупателей.

Нельзя сказать, что казахстанцы совсем уж перестали интересоваться машинами, как об этом пишут в некоторых СМИ. Скорее, их взоры устремились на подержанные авто. О том, что выбирают наши соотечественники на вторичном рынке, мы расскажем уже в ближайшее время.