В 2016 году ввоз новых машин в Казахстан из-за рубежа сошёл на нет. К такой ситуации привели введение нешуточных размеров утилизационного сбора и повышение ставок первичной регистрации.
По нашим данным, за I квартал 2016 года на первичный учёт в Казахстане поставлено 9.9 тысячи новых легковых автомобилей не старше трёх лет. Данных по продажам официальных дилеров в марте пока нет, но в январе-феврале они реализовали 6.8 тысячи новых автомобилей, то есть всё обновление автопарка в республике, за исключением 983 автомобилей, пришлось на официальные продажи.
Много это или мало? К примеру, в 2015 году, в период ввоза машин из РФ, за три месяца на первичный учёт было поставлено 58 тысяч новых автомобилей — почти в шесть раз больше. Правда, и в IV квартале прошлого года, когда перегон машин из России практически прекратился, в Казахстане встало на учёт в три раза больше свежих машин в возрасте до трёх лет. В октябре-декабре 2015 года на первичный учёт встало 31.4 тысячи машин.
Конечно, высокий показатель декабря (14.6 тысячи зарегистрированных машин) можно объяснить тем, что многие продавцы ставили на учёт ещё не проданные машины, стремясь избежать уплаты неприлично большого сбора за получение номеров на машины, выпущенные в 2013–2015 годах. Но в целом ситуация такова, что пошлина за первичную регистрацию и утилизационный сбор привели к тому, что обновление автопарка страны практически сошло на нет.
Редакция «Колёса» по данным агентства «Автоконсалтинг.KZ»