7982-news-230

Будут ли ещё меняться цены на топливо

Что говорят эксперты и чиновники о дальнейшем изменении цен на ГСМ

После принятого чиновниками на прошлой неделе решения об отмене регулирования предельной стоимости бензина марки АИ-92 цена на него существенно выросла. Однако нельзя исключить вероятность дальнейшего изменения цен как в меньшую, так и в большую сторону.

Может ли бензин подешеветь?

После брифинга в Астане, на котором чиновники сообщили об отпуске цен на АИ-92 в свободное плавание, ценники на заправках стремительно поползли вверх. В среднем они изменились на 20 тенге, что не могло не заинтересовать сотрудников Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК. В связи с этим глава ведомства Серик Жумангарин поручил специалистам ознакомиться со структурой стоимости топлива на АЗС, и если затраты не будут соответствовать тому, что указано на информационных щитах, штрафовать владельцев этих заправок.

К слову, первой жертвой антимонопольщиков стал «КазМунайГаз». По имеющимся данным, после запроса, сделанного комитетом, стоимость топлива АИ-92 на АЗС этой компании опустилась со 130 до 125 тенге за литр. Не исключено, что и на других АЗС цены могут стать ниже на несколько тенге.

Ждать ли очередного подорожания?

Прежде чем говорить о дальнейшем росте цен на ГСМ, стоит разобраться в причинах текущего их повышения. На этот раз, в отличие от многих предыдущих, причиной стало не изменение стоимости нефти, а сразу несколько факторов. Первый — это валютные колебания в РФ и переход к плавающему тенге (хотя чиновники и обещали, что изменение отечественной валютной политики на топливе никак не скажется). То есть если раньше, по словам чиновников, Казахстан закупал АИ-92 в России по 97 тенге за литр и продавал его здесь по 108, то теперь затовариваться приходится по 120. Вторая причина — остановка в этом месяце половины казахстанских НПЗ: закрытие на плановый ремонт ПНХЗ и отключение части АНПЗ. То есть, не подняв предельные цены, Казахстан вполне может столкнуться с дефицитом.

Подчеркнём, по прогнозам экспертов, предвещавших стране недостаток нефтепродуктов, в октябре 2015 года бензин должен был взлететь в цене значительно сильнее, в частности об этом говорил Сергей Смирнов. По его мнению, справедливой ценой за АИ-92 является 148 тенге за литр. Комментируя стоимость самого ходового бензина в республике, министр энергетики Казахстана Владимир Школьник заявил, что прогнозировать его стоимость никто не возьмётся и цена вполне может вырасти до уровня 142 или даже 150 тенге. Как видим, прогноз неутешительный.

Что ждёт другие виды топлива?

Как известно, цена на бензин АИ-95, которая государством не регулировалась, выросла одновременно с повышением цен на 92-й. Однако предельные цены на солярку и бензин АИ-80 по-прежнему действуют, их представители власти трогать не стали, оставив под крылом госрегулирования. При этом ситуация с дизтопливом отнюдь не самая радужная. Согласно заявлению министра энергетики РК Владимира Школьника, запасы составляют более 300 тысяч тонн (на сколько больше, чиновник не уточнил) при ежемесячном потреблении около 420 тысяч тонн. Тогда как на российском рынке, откуда его наверняка придётся завозить, по данным различных источников, стоимость солярки варьируется от 101 до 106 тенге в зависимости от экологического класса. Для справки: в Казахстане предельная стоимость дизеля составляет 99 тенге, а запрет на ввоз дизтоплива из России продлён до 21 сентября.