«Таможня даёт добро?»

Вопросы касательно таможенной очистки автомобилей разъясняет начальник Департамента таможенного контроля по Алматинской области

К нам в редакцию поступает много вопросов от читателей, желающих приобрести автомобили, доставленные из-за границы, по поводу их таможенной очистки. За разъяснениями мы обратились к начальнику департамента таможенного контроля по Алматинской области КТК Министерства финансов РК Артыкбаеву Курманбеку Жуасовичу.

— Курманбек Жуасович, скажите, что изменилось по импорту автомашин с 1 июля и для чего введено постановление № 682?

— Теперь предусмотрен иной порядок перемещения через таможенную границу уже Таможенного союза физическими лицами легковых автомашин. Чтобы читателям было понятнее, условно их можно разделить на две категории.

Первая — это ввозимые индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и для предпринимательской деятельности, которые декларируются с использованием декларации на товары и облагаются таможенной пошлиной в соответствии с единым таможенным тарифом.

Вторая — ввозимые физическими лицами для личного пользования. Декларируются с использованием пассажирской таможенной декларации и облагаются по единым ставкам таможенных платежей, т. е. этот единый таможенный платёж включает сборы, таможенные пошлины, акцизы и НДС, зависит от года выпуска и рабочего объёма цилиндров двигателя автомашины, утверждён Соглашением о перемещении товаров физическими лицами. Сразу уточню, что именно ставки единого платежа на сегодняшний момент действуют в Российской Федерации.

В результате переговоров 5 июля в Астане был подписан протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории, в соответствии с которым странам Таможенного союза предоставлено право установить сроком до 1 июля 2011 года единые ставки на ввозимые легковые автомашины для личного пользования ниже, чем это предусмотрено соглашением, но не ниже, чем в Республике Беларусь.

Казахстан реализовал это право, и Постановлением правительства № 682 на ввозимые для личного пользования автомобили, с момента выпуска которых прошло более трёх, но не более десяти лет, такие единые ставки установлены.

— Немало слухов ходит о введении запрета на отчуждение (продажу) автомобилей, ввезённых после 1 июля 2010 года, так ли это?

— Таможенные органы каких-либо ограничений по распоряжению, пользованию или владению машинами, ввезёнными для личного пользования, если вы это имеете в виду, не устанавливают. С ними можно совершать сделки согласно законодательству: купля-продажа, мена, дарение, и пр. Но есть ряд ограничений, например: если машины, ввезённые для личного пользования, использованы для предпринимательской деятельности, то они считаются незаконно перемещёнными. Эта норма закреплена соглашением, и касается это не только машин, но и всех товаров, ввозимых для личного пользования.

— Значит автомобиль продать можно, но существуют некоторые ограничения? Расскажите о них поподробнее.

— Учитывая, что у нас автомобильная промышленность не так развита, как, например, в Российской Федерации, в условиях Таможенного союза правительство Постановлением № 682 предоставило возможность нашим гражданам до 1 июля 2011 года ввезти для личного пользования автомашину, с момента выпуска которой прошло более трёх, но не более десяти лет, с уплатой единого таможенного платежа гораздо ниже, чем это предусмотрено у нашего партнёра по Таможенному союзу России. Но это сделано не с целью, чтобы так называемые теневые перегонщики делали на этом бизнес. Повторюсь, машины, ввезённые для личного пользования, нельзя использовать в предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности и порядок её осуществления детально прописан у нас в налоговом законодательстве и законе о частном предпринимательстве. По вопросу контроля над дальнейшим использованием товаров, ввезённых для личного пользования, мы ждём соответствующего разъяснения Генеральной прокуратуры. Когда оно нами будет получено, я смогу вам ответить более конкретно.

— Скажите, а как определяется момент выпуска автомобиля и что необходимо знать гражданам, желающим приобрести автомобиль за границей?

— Момент выпуска можно легко определить по индивидуальному или VIN коду автомашины, а также по документам. Эту информацию можно получить у производителя, дилера или дистрибьютора.

Если точная дата изготовления не определена, но имеется информация о годе либо годе и месяце изготовления, датой изготовления считается 1 июля года изготовления либо 15-е число месяца изготовления соответственно. При этом полный год исчисляется с 1 июля года выпуска.

Хотелось бы предупредить читателей, что в некоторых странах в технических паспортах указывается дата ввода в эксплуатацию, а не момент выпуска машины. Чтобы не было сложностей при таможенном декларировании, лучше перед покупкой автомашины перепроверить момент её выпуска.

— Имеют ли право нерезиденты РК ввезти и растаможить в Казахстане автомобиль по ставкам таможенных пошлин от 1 июля 2010 года?

— Да, конечно. Таможенным законодательством предусмотрено, что декларантом товаров, в том числе автомашины для личного пользования, может быть и иностранное физическое лицо.

— Можно ли продать автомобиль в Россию или Беларусь? И как вообще регламентируется ввоз автомобилей на территории государств Таможенного союза?

— Запретов не перемещение товаров внутри Таможенного союза нет, ведь основная цель создания Таможенного союза — это свободное перемещение товаров. Но есть определённые условия, которые закреплены международным договором, в частности Соглашением о перемещении товаров физическими лицами. Если автомашина ввезена для личного пользования и оформлена с применением единой ставки согласно Постановлению Правительства № 682, то вывоз её в Российскую Федерацию с целью постоянного там нахождения возможен только при условии доплаты таможенных платежей по разнице в ставках. Доплатить можно как в Казахстане, так и в пункте пропуска в Российской Федерации. Эта норма будет действовать до 1 января 2013 года. При временном ввозе автомашины в Российскую Федерацию из Казахстана таких ограничений нет.

— А если ввезённый и растаможенный в Казахстане автомобиль по ставкам таможенных пошлин от 1 июля 2010 года вывозится в страны не Таможенного союза, есть какие-либо ограничения?

— Ограничений по вывозу машин за пределы таможенной территории Таможенного союза также нет, но необходимо провести с автомобилем соответствующую таможенную процедуру.

— По каким ставкам растамаживаются автомобили, год выпуска которых больше десяти лет и меньше трёх лет?

— Согласно единому таможенному тарифу или согласно Приложению 5 к Соглашению о порядке перемещения товаров физическими лицами в зависимости от цели использования ввозимого автомобиля.

Я думаю, читатели найдут ответы на все вопросы, которые их интересуют. В свою очередь, мы будем и в дальнейшем со страниц вашего сайта информировать об изменениях в таможенном законодательстве.

Беседу вёл Павел Друзин