Чиновники, эксперты и стражи порядка пытаются найти объяснение аварии в Алматы, едва не стоившей жизни многим людям.
Первая версия
После произошедшего полицейские озвучили своё видение причины катастрофы. По их предположению, вожатая вышла из вагона перевести стрелку, оставив машину на стояночном тормозе, с которого она сорвалась и покатилась, набрав на спуске по улице Байтурсынова высокую скорость. Отчасти это подтвердили и очевидцы, которые видели ДТП. Но вскоре, правда, выяснилось, что трамвай стал неуправляемым ещё на улице Шевченко, о чём свидетельствует видеоролик, снятый одним из водителей, следующих сзади.
Версия вторая
К вечеру 21 сентября прокомментировать ситуацию попыталось руководство ТОО «Алматыэлектротранс». Заместитель председателя правления товарищества Берикхан Мурзакаримов в интервью корреспонденту Today.kz сообщил, что в момент столкновения за рулём трамвая находилась стажёр, но в то же время подтвердил, что рельсовый транспорт был не совсем исправен.
— Трамвай 1985 года выпуска, Tatra KT4Dt. С тормозами не было таких больших проблем. У трамвая есть несколько видов тормозов, и один из них отказал, а остальные виды тормоза были. За рулём находилась стажёр, которая должна была сдать экзамен и завтра выйти уже на линию, — рассказал Мурзакаримов. По его словам, стажёр Елена Стекольникова управляла трамваем с наставником маршрута. Неполадки произошли в момент, когда проводился приём-экзамен «Движение трамвая с пассажирами». Женщина уже имела стаж вождения трамвая, но три года находилась в декрете и по возвращении снова проходила стажировку. В аварии она получила сотрясение мозга.
Сегодня, 22 сентября, Мурзакаримов озвучил КазТАГу итоги следственного эксперимента, который проводили вчера вечером , и назвал виновной именно водителя.
— Мы здесь своё внутреннее служебное расследование ведём. Вчера мы эксперимент провели в 18.00, опять туда на другом уже трамвае выехали — на Шевченко — Дзержинского (ныне Наурызбай батыра. — Прим. ред.). Она (водитель. — Прим. ред.) говорит, там тормоза отказали, а у нас (у трамвая. — Прим. ред.) несколько видов тормозов. Как она говорит, мы точно такой же следственный эксперимент сделали, но трамвай остался на том же месте, — сказал Б. Мурзакаримов.
Со слов водителя и стажёра, они отключили тормоза с одной тележки, а на второй тормоза были включены.
— По правилам технической эксплуатации реверс должен был стоять в нейтральном положении, и когда водитель либо наставник покидает трамвай, он с собой должен был ключ реверса взять и обесточить трамвай. Они не обесточили трамвай, ключ реверса не сняли, он был в положении вперёд, естественно, трамвай начал потихоньку двигаться вперёд, — отметил зампредседателя, тем самым доказывая вину водителя.
— Они погнались за трамваем, затем трамвай доезжает до улицы Байтурсынова, поворачивает направо, набирает скорость, естественно, пешком они догнать его не могут — и получается эта авария. Предварительно наше внутреннее расследование показывает 100%-ю вину водителя, — резюмировал Б. Мурзакаримов и дополнил, что наставник и стажёр уже отстранены от работы и по итогам следствия будет рассмотрен вопрос об их увольнении.
- Каждый вагон Tatra KT4Dt оснащён двумя рельсовыми тормозами, которые питаются от батареи напряжением 24 В. На валу каждого двигателя работает механический колодочный тормоз, который начиная со скорости 4 км/ч действует как дотормаживающий и как стояночный тормоз.
Третья версия, похожая на правду
Сами же сотрудники алматинского трамвайного депо и их коллеги, общаясь на одном специализированном форуме, выдвигают несколько иную версию произошедшего. По их словам, постоянный закреплённый водитель у вагона 1002, устроившего массовое ДТП, — старейший работник депо Ташева. Вчера в злосчастном вагоне находились трое: наставник, основной водитель (Ташева) и стажёр. При подъезде к остановке «Наурызбай батыра» в вагоне произошло возгорание моторовводной коробки, водитель и наставник выскочили на улицу с огнетушителем, а трамвай в этот момент рванул с места. Стажёр Елена Стекольникова поняв, что вагон остался без тормозов, выпрыгнула на ходу и именно в этот момент получила травмы, а не в самой аварии на Байтурсынова. Неуправляемый трамвай мчался далее почти три остановки, причём на пересечении Шевченко — Сейфуллина чудом не устроил массовое ДТП с автомобилями, едва не сбив пешехода, что демонстрирует ещё один видеоролик, появившийся недавно в Сети.
Между тем стало известно, что аналогичная трагедия могла произойти в Алматы ещё в эти выходные. По сообщению одного из пассажиров, который обратился в редакцию Kolesa.kz, в минувшее воскресенье примерно после 14:00 отказали тормоза у трамвая, двигавшегося по маршруту № 6. Проблемы у рельсового транспорта начались на улице Жарокова, после пересечения с Сатпаева, о чём водитель трамвая громко сообщил кому-то по телефону. На подъезде к проспекту Абая вагон каким-то образом замедлил ход, остановился, а водитель попросила пассажиров покинуть салон, объяснив, что трамвай дальше следовать не может, так как у него отказали тормоза.
Kolesa.kz продолжают следить за развитием событий, однако уже становится ясным, что одной из причин катастрофы является техническое состояние рельсового транспорта.