6589-news-slaider-1427363748

Машины отечественной сборки не выдерживают конкуренции

За первых два месяца 2015 года объёмы продаж упали в 2.5 раза

За первых два месяца 2015 года объёмы продаж легковых и коммерческих автомобилей с табличкой Made in Kazakhstan упали в 2.5 раза — с отметки 4 539 единиц в 2014-м до 1 798 в текущем.

Вслед за падением всего рынка новых автомобилей под ударом оказались и дилеры, имеющие свои автосборочные площадки в Казахстане. Несмотря на имеющиеся преимущества перед остальными импортёрами, автомобили казахстанской сборки тоже не смогли конкурировать с доступными предложениями в соседней России. Всего за 2 месяца текущего года обладателями отечественных легковушек (без учёта SUV и вэнов) стали 848 человек (в прошлом году за аналогичный период было 2 315 покупателей).

Тем не менее есть место и маленькой сенсации — в феврале в топ-10 продаж впервые попал седан Hyundai Elantra, собираемый ныне в Костанае. При этом Elantra, обогнав бестселлеров от усть-каменогорского «АЗИЯ АВТО» Kia Cerato (86 штук), ŠKODA Rapid (97) и Chevrolet Cruze (125), стала лидером продаж среди всех машин отечественного производства — за 2 месяца продано 284 единицы.

Если бы не сегмент SUV и «сезон скидок», то доля казахстанских машин на рынке была бы ещё меньше. Именно кроссоверы и внедорожники сдержали падение, на их счету 861 проданный автомобиль, среди которых лучшие результаты у Kia — за январь и февраль из салонов дилеров ушёл 271 вседорожник (Sportage — 187 ед., Sorento — 79 ед. плюс Mohave — 5 ед.). Не даёт позабыть о себе снятая с производства (на «АЗИЯ АВТО») в прошлом году классическая «Нива» — из запасов продано 172 трёхдверки LADA 4×4. Впрочем, вскоре модель обещают вернуть обратно на конвейер в Усть-Каменогорске. Интересно отметить итоги продаж внедорожника Toyota Fortuner, который производит костанайская «Сарыарка»: по итогам двух месяцев продали 146 машин. На фоне более дорогих собратьев TLC 200 и TCL Prado не густо, но тем не менее Fortuner замыкает тройку лучших продаж SUV казахстанского производства.

Топ-10 продаж легковых автомобилей казахстанской сборки

Январь-февраль ‘2015 и изменение объёмов продаж к аналогичному периоду 2014 года

Марка, модель Производство I–II, 2015 I–II, 2014 Динамика
1 Hyundai Elantra «СарыаркаАвтоПром», Костанай 210 не производилась
2 Kia Sportage «АЗИЯ АВТО», Усть-Каменогорск 187 383 − 51.1 %
3 LADA 4×4 «АЗИЯ АВТО», Усть-Каменогорск 172 654 − 73.7 %
4 Toyota Fortuner «СарыаркаАвтоПром», Костанай 146 не производилась
5 Hyundai Tucson «СарыаркаАвтоПром», Костанай 127 не производилась
6 Chevrolet Cruze* «АЗИЯ АВТО», Усть-Каменогорск 125 585 − 78.6 %
7 ** «АЗИЯ АВТО», Усть-Каменогорск 97 365 − 73.4 %
8 Kia Cerato «АЗИЯ АВТО», Усть-Каменогорск 86 283 − 69.6 %
9 Kia Sorento*** «АЗИЯ АВТО», Усть-Каменогорск 79 132 − 40.1 %
10 ŠKODA Octavia**** «АЗИЯ АВТО», Усть-Каменогорск 59 150 − 60.6 %
* — все типы кузова (седан, хэтчбек, универсал) ** — включая Rapid Spaceback *** — два поколения Sorento — второе и третье **** — все типы кузова (лифтбек, универсал)

На самых последних местах оказались штучные продажи модельного ряда Peugeot (седаны 301 — 9 ед., 508 — 5 ед., «каблучок» Partner −2 ед., кроссовер 3 008 — 1 ед.), трёх моделей Chevrolet (седан Malibu — 7 ед., минивэн Orlando — 7 ед., Aveo — 6 ед.), а также проевропейского хэтча Hyundai i30 (8 ед.) и вэна Kia Carens (5 ед.). Автомобили подороже также продемонстрировали единичные продажи, но их объёмы и ранее никогда не были высокими (Kia Cadenza — 7 ед., Mohave — 5 ед., Quoris — 1 ед.).

В денежном эквиваленте продажи казахстанских автомобилей по сравнению с прошлогодними цифрами снизились на 55.9 % — за 2 месяца 2015-го общая сумма составила 46.1 млн долларов США (в 2014-м в тот же период объём продаж тянул на 104.8 млн).

Несмотря на столь серьёзную просадку по объёмам, ещё ни одно автосборочное предприятие Казахстана официально не сообщило о приостановлении работы, как, к примеру, в России, где останавливается конвейер по производству автомобилей SsangYong, а также готовятся к консервации предприятия под флагом GM (Chevrolet и Opel). Отечественный автопром (объёмы которого в принципе несравнимы с российскими даже в самые худшие времена) на данный момент в ожидании государственной поддержки, которая позволит предоставить населению доступное автокредитование для покупки машин локальной сборки, а также совместно с Министерством по инвестициям и развитию продолжает готовить комплекс мер по защите рынка от свободного ввоза автомобилей из стран ЕАЭС.

Редакция «Колёса» по материалам АКАБ и агентства «Автоконсалтинг.KZ»