4526-news-slaider-1380106282

Как выводились новые цифры налога на транспорт?

Независимый автомобильный союз приводит примеры некорректных данных в законопроекте

Глава НАС (Независимый автомобильный союз) Эдуард Эдоков обратился с письмом в мажилис РК, в котором призывает депутатов тщательно изучить предлагаемые поправки в налоговое законодательство, прежде чем их принимать. Он упрекает министерских специалистов в отсутствии логики и считает, что они пропустили важные детали при подсчёте новых налоговых ставок на транспорт.

В письме эксперт утверждает, что сравнение с развитыми странами (а именно с Данией и Японией), на опыт которых ссылались специалисты из Минэкономики, выводя новые налоговые ставки на транспорт, некорректно. К примеру, по его словам, в Дании уровень жизни и зарплаты один из самых высоких в Европе, а медицина и образование бесплатные. Дорожная сеть, система общественного транспорта, а также развитие альтернативной инфраструктуры (пешеходные и велодорожки) на высочайшем уровне. Всё это несравнимо с Казахстаном. К тому же в той же Дании практикуется другая система налогообложения — 105 % стоимости машины уплачиваются сразу при регистрации, остальной акциз включён в стоимость топлива. В Японии средняя зарплата почти в 5 раз больше, чем в нашей стране, и при этом ежегодный налог на автомобиль с объёмом 4 литра составляет 66 500 иен (это около 104 тысяч тенге против нашего ожидаемого числа почти в 120 тысяч тенге).

В послании указано ещё множество моментов, которые не стыкуются с нашими реалиями, но тем не менее были приняты в производство при формировании новых цифр. К примеру, отечественные экономисты ссылаются на то, что в развитых странах Европы автовладельцы покупают бензин как минимум в 2 раза дороже, чем в Казахстане. Но опять же по подсчётам эксперта НАС, соотношение цены литра бензина и средней зарплаты оказалось совершенно противоположным (см. таблицу 1), да и надо ли говорить, какого качества наше топливо.

«И какую же своеобразную логику нужно иметь министерским разработчикам, чтобы „с целью уменьшения дисбаланса в 10 раз“ предложить установить дисбаланс в 11 раз! Именно такая разница будет между налогом на 2.5-литровый (6 МРП) и 3.5-литровый (66 МРП) автомобили!» — пишет Эдоков.

Если новые ставки будут одобрены, казахстанцы, по мнению Эдокова, окажутся впереди планеты всей, уплачивая транспортный налог в несколько раз больше, чем в развитых странах. В 12 раз выше, чем в Великобритании (см. таблицу 2)! Для 100 тысяч казахстанских автомобилистов — представителей среднего класса — это непомерная ноша, резюмирует эксперт.