1573-articles-650

Велогонка от первого лица

До сих пор велосипеды и велоспорт оставались вне поля зрения редакции, хотя они так же, как мотоциклы, имеют два колеса, согласно ПДД, являются транспортным средством, а их популярность в Казахстане растёт с каждым годом. Поворотным моментом стала вторая велогонка для любителей Tour Of World Class в Алматы, в которой от редакции приняли участие два человека — Павел Ким и Роман Ким.

До сих пор велосипеды и велоспорт оставались вне поля зрения редакции, хотя они так же, как мотоциклы, имеют два колеса, согласно ПДД, являются транспортным средством, а их популярность в Казахстане растёт с каждым годом. Поворотным моментом стала вторая велогонка для любителей Tour Of World Class в Алматы, в которой от редакции приняли участие два человека — Павел Ким и Роман Ким.

Любительская велогонка Tour of World Class — это лучшее, что случилось с любительским велоспортом в Алматы за последние несколько лет. Маршрут гонки в чём-то схож с уже надоевшими алматинцам велопробегами, но не стоит путать эти совершенно разные мероприятия. Велопробег является просто массовым катанием (хотя особо азартные участники и из него устраивают соревнования), а здесь, на Tour of World Class, созданы все условия для настоящей гонки. Полностью перекрытая 30-километровая трасса, профессиональная система хронометража и отличная организация мероприятия, включая питьё на финише для участников и врачей на дистанции.

Велогонка для всех желающих

Если кросс-кантрийные гонки в Алматы проводятся с завидной регулярностью (начиная от простеньких гонок в Ботаническом саду и заканчивая тяжелейшими марафонами в районе Бартогайского водохранилища), то до прошлого года погоняться по асфальту любителям было негде. Несмотря на то что подавляющее большинство алматинских велосипедистов катаются на MTB (сокращённо от mountain bike), то есть горных велосипедах, соревнования по кросс-кантри посещают считанные десятки участников.

Многие выходили на старт семьями, минимальный возраст участников — 18 лет, но верхнего предела не существовало

В этом году относительно лёгкому и доступному «Туру Ворлд Класс» удалось собрать на старте порядка 600 участников, что, впрочем, ненамного больше, чем годом раньше. Для участия надо было всего лишь иметь велосипед (в принципе, любой), вовремя зарегистрироваться, уплатить стартовый взнос 1 000 тенге и, получив номера накануне, не проспать в воскресенье утром.

Какая подготовка нужна?

Одолеть 30-километровую дистанцию этой гонки может любой здоровый человек при определённых условиях: раздобыть велосипед, попросить опытных людей помочь отрегулировать сиденье, научиться переключать передачи, а также тормозить — и вперёд. Главное, понимать, что для первого раза 1.5 часа — отличный результат, и стараться не прыгать выше головы, гонясь за подготовленными велосипедистами.

Если человек регулярно занимается в зале, бегает или просто катается на велике, то за пару недель можно подготовиться и пройти дистанцию Tour of World Class за 1:10–1:20. Первым делом надо приучить организм к непрерывной нагрузке в течение часа и больше (подъём на велосипеде на Медеу будет в самый раз), посмотреть дистанцию, одним словом, подготовиться к тому, что будет в день гонки. Нелишним будет показать велосипед мастеру, который отрегулирует переключатели и тормоза. При оптимистичном развитии событий затраты не превысят 2 000 тенге. Нередки случаи, когда новички ловят кураж и так урабатываются на первой половине дистанции, что сил на преодоление подъёма после разворота просто не остаётся. В идеале надо продумать стратегию соревнования и умело рассчитать собственные силы.

Первыми стартовали участники на шоссейных велосипедах, спустя несколько минут в бой рванули спортсмены на MTB

Любительские велогонки для меня не в диковинку. Если учитывать дуатлон, то воскресный старт стал уже третим велосоревнованием в этом году. Знакома мне была и эта трасса Tour Of World Class — в 2014 году проехал дистанцию за 59 минут и 18 секунд. В этом году я по 2–3 раза в неделю ездил на Медеу плюс походы в горы и беговые тренировки на 10–12 км по выходным. За пару недель до самой гонки я полностью переключился на велосипед, несколько раз проехал по трассе, а последнюю тренировку совершил в четверг, за три дня до заезда.

Маршрут велогонки Tour Of World Class

Для Романа этот заезд стал дебютом в велоспорте, с минимальной подготовкой и на далеко не самом современном и тяжёлом велосипеде Рома преодолел 30 км за отличные для новичка 1:12:16.

Горные и шоссейные велосипеды — и где в них разница?

Участников на горных велосипедах в наших асфальтовых велогонках большинство — в финишном протоколе было 359 участников на MTB. В прошлом году было примерно столько же горных велосипедов (380 по протоколу), а вот число гонщиков на шоссейных велосипедах увеличилось примерно в полтора раза (192 против 139). По факту участников было чуть больше, хотя бы потому, что чьё-то время могло не зафиксироваться, кто-то не добрался до финиша, а несколько человек дисквалифицировали.

Современные шоссейники удивительным образом соседствовали с велосипедами из прошлого

За что могли аннулировать результат? Правила запрещали ездить без шлема (за что несколько человек были сняты с дистанции), в наушниках, без тормозов, оскорблять друг друга и т. д. Небольшой скандал разразился уже после финиша в категории MTB: несколько ребят поставили прямые эмтэбэшные рули на шоссейные велосипеды и поехали среди участников на mountain bike. Что это даёт? Нехилое преимущество на такой трассе: шоссеры гораздо быстрее едут вниз по Восточке, сами по себе они легче и имеют меньшее сопротивление качению, чем МТВ. В итоге парни финишировали среди лидеров на горных велосипедах.

Специальная велоформа желательна для катания: она не позволяет седлу натирать промежность, в карманы на спине можно что-то положить, да и просто выглядит хорошо

Инцидент не остался без внимания, и судьи дисквалифицировали двух участников за несоответствие типа велосипеда. Как так вышло? Умники хоть и поступили нечестно, однако на это их спровоцировали правила, ведь разделение по типу велосипеда было исключительно по рулю: если он загнут вниз, то это шоссейный велосипед, если прямой и широкий, то горный. Будь судьи строже в этом вопросе, то и меня бы не допустили к старту — свой горный велосипед ITG-Pro я осознанно готовил к езде по городу и таким вот асфальтовым гонкам, поэтому он уже не является 100-процентным MTB.

Тем не менее такая велоодежда есть далеко не у всех, и многие стартовали в обычных футболках

Как я готовил свой велосипед

Вместо амортизационной вилки я пару месяцев назад поставил ригидку, то есть жёсткую подвеску переднего колеса. Это дало выигрыш в килограмм веса (при общей массе велосипеда 10–12 кг это весьма существенно), лучший накат за счёт отсутствия потерь на работу подвески и небольшой выигрыш в аэродинамике. Ещё раньше вместо зубастых покрышек шириной 2 дюйма были установлены узкие слики 1.25. По бездорожью на таком уже не покатаешься, да и езда по плохому асфальту становится некомфортной. Но так как у меня есть несколько велосипедов, большой проблемой это не является. Из бонусов — возможность несильно отстать на тренировках от парней на шоссерах и сухая футболка по приезде в офис.

Ну и конечно, в день гонки с велосипеда были демонтированы все лишние детали (фонари вместе с креплением, держатели для фляг и насос), шины были накачаны сильнее (4 атмосферы в переднем колесе и 4.5 в заднем). В итоге вес старого байка был чуть больше 10 кг, тогда как в среднем MTB весит 13–15 кг. Разумеется, шоссейные велосипеды ещё легче (7–9 кг), но такие аппараты зачастую стоят как некоторые автомобили. Нечестно? Возможно, хотя всё в рамках правил и таких велосипедов в пелотоне было немало.

Ход гонки

Большинство нюансов асфальтовых велогонок для меня тёмный лес, но кое-какие хитрости, позволяющие улучшить результат, я знал. Первым делом постарался встать на старте во вторую линию. Бешеный рывок вверх по Розыбакиева вслед за лидерами для меня непозволительная роскошь, но зацепиться за вторую группу было необходимо. В толчее на старте пришлось потерять немного времени, и в итоге, выехав на простор Аль-Фараби, был вынужден форсировать темп и догонять уехавших вперёд соперников.

1573-articles-foto-07.jpg
Старт гонки общий, но время каждого участника засекается индивидуально

Ключевым моментом на первом этапе для меня было попасть в сильную группу и хорошо проехать первую часть гонки. При езде в группе можно как сэкономить силы, так и разогнаться до такой скорости, которая недостижима при езде в одиночку. Когда «двигаешься на колесе» у соперника, тратится гораздо меньше энергии на преодоление сопротивления воздуха, а если он хорошо едет вниз (накатистый велосипед, большой вес спортсмена или другой набор звёзд в системе), то, зацепившись за такого гонщика, можно отыграть время.

1573-articles-foto-08.jpg
Сразу же после старта пелотон распадается на несколько групп. На снимке лидеры, которые стремительно ушли в отрыв

Если вы недавно катаетесь на велосипеде, а на гонку попали по большой ошибке, то лучше дождаться, когда все бойцы умчатся на дистанцию, и спокойно стартовать последним. Отсчёт вашего времени всё равно начнётся в момент пересечения стартовой арки, так что можно не переживать о потерянных секундах. В такой стратегии есть немало плюсов: вероятность попасть в завал или просто врезаться в кого-то минимальна, да и каждый обгон соперника (а обгонять вы скорее всего будете как минимум тех, кто упал) даёт дополнительную мотивацию.

1573-articles-foto-09.jpg
Езда группой позволяет увеличить скорость передвижения и экономить силы

Если же вы твёрдо решили ехать в группе и непременно «сидеть у кого-нибудь на колесе», то будьте готовы к риску. Плотная езда, да ещё с незнакомыми людьми, часто приводит к падениям. А если кто-то впереди не желает «тащить на колесе» соперников и пытается избавиться от хвоста внезапными манёврами, то шансы на столкновение только увеличиваются. На сей раз обошлось, хотя, по словам ехавших позади друзей, пару раз казалось, что завал в моей группе неизбежен. И всё же игра стоила свеч. Пережив несколько опасных моментов, я прикатил на разворот (развязка на пересечении ВОАД и Талгарского тракта, а также середина дистанции) за 0:22:52, что было всего на полторы минуты хуже, чем у лидеров. Если учесть, что на оставшихся 15 км лидеры привезли мне ещё семь минут, то спуск я отработал хорошо.

Вот что подразумевается под термином «сидеть на колесе»

На подъёме стратегия была проста: крутить педали так, чтобы остались силы на езду по Аль-Фараби и при этом не потерять слишком много времени. Этот участок был самым тяжёлым физически, здесь я выпил всю воду, хотя припасённый в кармане майки энергетический гель (позволяет избежать истощения мышц и подкрепиться на ходу) так и остался нетронутым. От езды по Аль-Фараби я получил настоящее удовольствие — удалось хорошо поработать сменами с одним из соперников. В одиночку я вряд ли бы добился такой скорости, а вдвоём мы обогнали немало шоссеров, стартовавших на несколько минут раньше.

И вот последний поворот на Розыбакиева, финальный рывок. Парень, полдороги маячивший впереди, остаётся позади, и я финиширую. Перед проездом финишной арки в голове следующие мысли: не упасть на финишных матах, аккуратно остановиться, никому не помешать и не забыть выключить трекер на телефоне. Примерный подсчёт говорит о том, что улучшил прошлогоднее время, но вопрос, на сколько, остаётся пока открытым.

До встречи через год

После финиша объятия друзей, с которыми тренировался, благодарности тем, у кого «сидел на колесе» и вопросы «какое время?» со всех сторон. Организаторы дают пару бутылочек воды (хм, в прошлом году ещё бананом угощали и футболки дарили), потом во время награждения все дружно радуемся за победителей, уже более спокойно обсуждаем гонку и поздравляем друг друга с финишем, а кого-то с призовым местом или просто хорошим временем.

Мой коллега Рома явно доволен гонкой, хотя и с упрёком смотрит на свой немолодой байк Hasa Race 7.0, а ведь в своё время это был очень хороший велосипед. На вопрос, встретимся ли мы на других стартах, без раздумий выдаёт «конечно», видно, что парня зацепило. Не возникает сомнений и у меня, хочется скинуть ещё пару минут, продуктивнее работать в группе и попробовать себя на шоссейном велосипеде. Главный вопрос — цена, шоссеры ощутимо дороже MTB, а ведь кроме велосипеда надо будет купить другие педали, туфли и много чего ещё…

Ближе к вечеру на сайте гонки (вот оно, то самое, что позволяет называть Tour of World Class профессиональной гонкой) появляются результаты. Моё время — 0:57:21, то есть на минуту и 57 секунд лучше, чем год назад. Примерно на такое время я и рассчитывал, но особой радости нет. Конкуренция стала выше, и в итоге я снова болтаюсь где-то в середине тридцатки в группе 18–30 лет (27-й результат из 163 участников).

roman-kim.png

25 км/ч, или Моя первая велогонка

Роман Ким

Вот и съезд с Аль-Фараби на Розыбакиева. Нужно максимально ускориться перед финишем, но ноги совсем не слушаются. «Складываюсь» в надежде снизить сопротивление воздуха и не потерять скорости, работаю ногами как могу, и вот она, арка с заветной надписью «Финиш»! Так закончился мой первый старт в настоящей велогонке.

Мой путь в двухколёсном мире начинался как у большинства сверстников, т. е. с детства: сначала «Пионер», за ним «Кама»… А лет восемь назад супруга подарила мне горный велосипед. Он так и провисел бы на балконе у родителей, если бы не возраст. Почему-то до меня только недавно начало доходить, насколько полезно и приятно катить на велосипеде. К тому же дочка научилась ездить на своём, а значит, можно вместе крутить педали в парках и скверах.

В прошлом году я был абсолютно уверен в том, что велогонка Tour of World Class не для меня. Но теперь, имея за спиной целых 220 километров наката с начала сезона, было решено, что финишировать в ней обязательно. Когда я приехал на место сбора, то немного нервничал, ведь собралось порядка шестисот участников. Но ближе к старту волнение прошло, появился даже какой-то азарт.

В 8 утра был дан старт шоссейным велосипедам, через 10 минут выезжаем мы — на горных и прочих великах. Огромной массой концентрируемся перед стартовой линией. Начинается обратный отсчёт, а у меня одна мысль: только бы не упасть и давить до Аль-Фараби.

Старт! Тихонько проехав узкое место под стартовой аркой, встаю на педали. Еду быстрее потока, аккуратно лавируя между участниками, стараюсь не сбить дыхание и не перегрузить ноги. Выезжаю на Аль-Фараби и пытаюсь зацепиться хоть за кого-то. Я никогда не ездил в толпе, только один. И мне было неизвестно, какого темпа держаться. Кто-то едет чуть быстрее меня, кто-то — медленнее. Пытаюсь найти того, кто едет в одном темпе со мной, но не получается. Решаю ехать с теми, кто чуть быстрее.

Хм-м, а оказывается, до «Есентая» довольно крутой и продолжительный спуск. Временами скорость доходит до 55 км/ч. Конечно, хочется быстрее, но зубастые шины моего MTB вкупе с неаэродинамичным и неумелым наездником не оставляют шансов этой затее. На спуске по Восточной объездной я ехал и отдыхал, ведь впереди ждёт долгий подъём и нужно запастись силой. Пролетев весь спуск на одном дыхании, разворачиваемся на развилке — и вперёд, на подъём.

Еду как могу. Пожалуй, это выражение точно описывает то, как я поднимался. Моё лучшее время подъёма от развилки до Аль-Фараби на тренировках составляло 28 минут, и превзойти его никак не получалось. Но в гонке я улучшился на целых 5 минут! Это был невероятный прогресс. Сил почти нет, стараюсь ехать за кем-то, чтобы сберечь то, что осталось. Кто-то с такими же намерениями едет за мной… Но ближе к Гагарина решаю, что нужно хотя бы немного ускориться. Прилагаю усилия, насколько это возможно, и ныряю в съезд на Розыбакиева к финишу.

Я ставил себе задачу финишировать. Даже если финишировал бы через два часа после старта, было бы круто. По факту я проехал эти 30 км за 1:12:16 со средней скоростью 25 км/ч. Результат где-то в середине списка участников, но для меня время просто нереальное!

Понравилось ли мне? Безусловно! И даже рекомендую попробовать тем, кто ещё не решился. А я пока начинаю думать о гонке в следующем году: может, пересесть даже и на шоссейный велосипед?