1487-articles-main-1434602698

Как теперь ездить по Абая

С 15 июня 2015 года на одной из главных транспортных артерий Алматы полноценно заработала спецполоса для общественного транспорта. Тем, кто так и не смог разобраться или сомневается в том, как же двигаться и маневрировать сегодня по Абая, не нарушая ПДД, мы и спешим помочь.

С 15 июня 2015 года на одной из главных транспортных артерий Алматы полноценно заработала спецполоса для общественного транспорта. Тем, кто так и не смог разобраться или сомневается в том, как же двигаться и маневрировать сегодня по Абая, не нарушая ПДД, мы и спешим помочь.

Полосы длиною около 9 км разметили по обеим сторонам Абая от проспекта Достык до улицы Момышулы. Две недели, пока полосы дорисовывали, а знаки устанавливали, водители имели возможность ознакомиться с нововведениями поближе и никого за выезд на «выделенку» не штрафовали. Да, правила правилами, а на практике мало кто имел дело с этими самыми полосами в своей шофёрской жизни. С 15 июня ситуация изменилась, и теперь нарушителей станут наказывать, как говорится, по всей строгости закона — от 5 до 10 МРП (от 9 910 до 19 820 тенге в 2015 году). Как ездить по Абая, соблюдая ПДД, мы и расскажем сегодня, устроив этакую экскурсию по проспекту.

  1. Начинаем наш обзор с Т-образного перекрёстка Абая — Достык, откуда, собственно, и стартует непривычная для алматинцев полоса для общественного транспорта. Повернув направо с Достык на Абая, отныне нужно помнить, что вы ныряете на «выделенку» и её через прерывистую линию разметки нужно фактически сразу же покинуть.

  2. За автобусной остановкой неподалёку от перекрёстка Абая — Достык, обозначенной соответствующей разметкой, расположена стоянка для такси (их по Абая сделали около сорока), отмеченная специальным знаком и той же разметкой.

    Обычным автомобилям устраивать стоянку в этом месте нельзя. Для них предназначен длинный парковочный карман, который начинается сразу за стоянкой такси и тянется с перерывами до улицы Фурманова.

    Парковаться на стоянке для такси запрещено. Работает эвакуатор

  3. Стоянка в отведённых для этого местах строго параллельно бордюру. Заезд и выезд через выделенную полосу, где она дополняется (или сменяется) с левой стороны прерывистой линией разметки. Жёлтую сплошную на правой стороне «выделенки» при заезде и выезде из кармана можно пересекать в любом месте. Аналогичная ситуация везде, где есть карманы (их на Абая не так уж и много, в основном возле учебных заведений и торговых центров). Стоит готовиться к заезду в карман заранее, ибо, повернув там, где, допустим, увидели свободное место, вы рискуете быть оштрафованным.
  4. Там, где парковочных карманов нет, остановка и стоянка любых транспортных средств, кроме общественного транспорта, строго запрещены — жёлтая линия разметки 1.4 согласно ПДД РК, нанесённая справа на выделенной полосе, остановку для посадки и высадки запрещает. Требование это распространяется и на остановку для посадки/высадки пассажиров из такси. Подбирать пассажиров на Абая теперь можно, только заехав в парковочный карман (если таковой свободен), что, конечно, жутко неудобно, а также на специальных стоянках для такси. Для этого водителю необходимо пересечь прерывистую линию разметки, заехать на выделенную полосу, завернуть в карман, взять «на борт» или высадить людей, вывернуть снова на спецполосу и проследовать по ней до разрыва, разрешающего «выделенку» покинуть, или же до поворота направо, если вам туда и это недалеко.
    Заезжать в парковочный карман можно как в месте разрыва, так и через сплошную жёлтую линию (траектории a и b)

    А вот так ловить такси теперь запрещено. В данном случае дама, выйдя на проезжую часть, ещё и себя подвергает опасности

    Кстати, про поворот направо. Перед каждым перекрёстком на проспекте Абая также имеются разрывы, где можно заехать на полосу для общественного транспорта, чтобы совершить манёвр.

  5. О новых знаках, вывешенных на некоторых перекрёстках по Абая, Kolesa.kz уже сообщали в новостях, но есть смысл повторить, т. к. многие водители явно путаются в их значениях или просто настолько привыкли к устоявшейся схеме проезда, что могут из-за новых алгоритмов попасть в неприятности. Итак, поворот налево с Абая на пр. Абылай хана при движении в восточном направлении (в сторону Фурманова) теперь совершается только из левого крайнего ряда. Дополнительную секцию светофора (всегда зелёный сигнал для крайнего правого ряда) здесь тоже убрали. То есть правая крайняя полоса на данном перекрёстке теперь только для автобусов, остальным машинам можно двигаться прямо только по средней полосе (да, пропускная способность и без того проблемного «аппендикса» изрядно снизится), а налево уходить, соответственно, с левой, пропустив встречный транспорт. Будьте внимательны.
    На этом участке Абая теперь будет тесно

  6. Алгоритм движения по «выделенке» в центре города, в принципе, интуитивно понятен. Следует помнить пункты ПДД о всё тех же прерывистых линиях, разрешающих заезжать на спецполосу и выезжать с неё, а также о стоянках такси, парковаться на которых запрещено.
    Примерная схема съезда и выезда на Абая на месте пересечения с улицей Муканова. Главное — следить за разметкой

  7. Перекрёсток Абая —Тургута Озала. Поворот налево при движении в западном направлении здесь разрешён.
    От Розыбакиева и до Алтынсарина это единственный перекрёсток (пересечение с Тургут Озала), где можно уйти на Сатпаева и Шаляпина

  8. Сужение проезжей части наблюдается в районе пересечения с улицей Брусиловского соответственно при следовании как на запад, так и на восток. Водитель, двигающийся по Абая в сторону микрорайонов, столкнётся с этой проблемой, проехав улицу Тургута Озала, а направляющийся в центр — форсировав Брусиловского. Спецполоса для общественного транспорта отхватила здесь изрядный кусок проезжей части, и машинам, двигавшимся ранее по 2–3 полосам, приходится просачиваться по одной. Узкое горлышко мы особенно поругаем в период начала учебного года, в сентябре.
  9. На перекрёстке Брусиловского — Абая мы, кстати, встречаем и знаки, обязывающие двигаться только прямо или направо, то есть левый поворот теперь здесь запрещён. Совет: тем, кому нужно проехать в сторону гор, советуем повернуть направо, к примеру по той же Брусиловского или по следующей — Тлендиева, и правыми поворотами через маленькие улочки в том районе выехать на улицу, ведущую в южном направлении, опять-таки Брусиловского или Тургута Озала.
  10. Тлендиева проезжается без каких-либо проблем. Те же прерывистые линии разметки и т. д.
  11. Перекрёсток Абая — Утеген батыра. При движении в западном направлении он всё так же прост и понятен. Поворот налево здесь запретили достаточно давно, и водители уже успели к этому привыкнуть. Направо поворачиваем, как и везде, предварительно заехав на спецполосу в месте, где это разрешено, и заняв соответствующий ряд.
  12. А вот при движении в восточном направлении тех, кому нужно попасть, к примеру, на автовокзал «Сайран», на Абая — Утеген батыра ждут трудности. С недавнего времени поворот налево здесь также запретили. Теперь, чтобы проехать в сторону улицы Толе би, водителям нужно добраться до улицы Тлендиева и развернуться.
  13. Абая — Алтынсарина. Перекрёсток этот заслуживает отдельного внимания. При движении в западном направлении он проезжается как и все остальные. Поворот налево здесь запрещать не стали. Для съезда на выделенную полосу всё те же прерывистые линии.

    А вот если вы движетесь по Абая на восток в сторону Фурманова, поворот направо, на Алтынсарина, нужно совершать следующим образом: дорога в этом месте пятиполосная, и «выделенка» примерно напротив торгового дома «Тигрохауд» из крайней правой превращается во вторую полосу. Справа располагается длинный парковочный карман, плавно перетекающий в полосу, как раз и предназначенную для поворота на Алтынсарина.

    Двигаясь по Абая, должны будете сначала через прерывистую линию съехать на спецполосу для общественного транспорта, а уже с неё переместиться в крайний правый ряд и повернуть. Подчеркнём: выделенная полоса слева отделена от других полос жёлтой и белой сплошными линиями, пересекать которые запрещено, пока они не сменятся прерывистыми. А справа она ограничивается только жёлтой линией, пересекать которую можно как для въезда на «выделенку», так и для выезда с неё (в данном случае для поворота). Резюмируем: чтобы повернуть с Абая направо, на Алтынсарина, двигаясь в восточном направлении, нужно пересечь выделенную полосу там, где это разрешено, попасть в поворотный ряд и по сигналу светофора совершить манёвр.

  14. Далее, вплоть до улицы Саина, на Абая сюрпризов нет.
  15. Но стоит подъехать к Саина, и мы видим, что левые повороты с Абая на Саина тоже ликвидировали при движении в обоих направлениях — что на запад, что на восток.
  16. Пересечение Абая — Момышулы. Здесь выделенная полоса заканчивается. Выезд и въезд на неё при повороте тоже через прерывистые.

Городские власти обещают спецполосу продлить, когда проспект Абая продолжат в сторону Восточной объездной дороги. Но сделано это будет явно не скоро.

Вместо эпилога выделим главные постулаты из ПДД, которые надо запомнить:

  1. Пересекать сплошную линию разметки запрещается во всех случаях, но помните, что теперь это касается не только выезда на встречку, но и на полосу для общественного транспорта. Нельзя, и точка!
  2. Заезжать на полосу для общественного транспорта и покидать её можно только в местах, дополненных или сменяющихся прерывистой линией.
  3. Поворачивать направо со спецполосы (в том числе стоять на светофоре для поворота) можно, если перед поворотом есть прерывистая.
  4. Парковаться на «выделенке» запрещено.
  5. Подбирать голосующих по Абая у обочины пассажиров (да и вообще просто останавливаться) запрещено. Этого нельзя делать даже лицензированным такси — они могут осуществлять посадку и высадку пассажиров только на стоянках для такси. Причина — жёлтая линия разметки у бордюра. Стоит помнить и о том, что пассажиры, которые выходят за полосу непосредственно на проезжую часть, сами совершают и вас провоцируют на административное нарушение и, главное, подвергают себя смертельной опасности.
  6. За езду по выделенной полосе наказывают штрафом 5 МРП, как за несоблюдение знаков и разметки, а за повторное нарушение 10 МРП и отправкой на пересдачу на знание ПДД.

За порядком на выделенной полосе станут следить полицейские автомобили, пешие патрули, видеокамеры на перекрёстках и даже сами водители автобусов. Так что нравится вам или нет, что «выделенку» запустили, а соблюдать правила придётся.

Кому по полосе для общественного транспорта двигаться можно

Согласно ПДД РК, кроме маршрутных автобусов и троллейбусов пользоваться выделенной полосой могут водители транспортных средств оперативных и специальных служб с включённым проблесковым маячком синего и (или) красного цвета, выполняя неотложное служебное задание.

Также заезжать на неё дозволено водителям транспортных средств с включённым проблесковым маячком оранжевого или жёлтого цвета при выполнении строительных, ремонтных или уборочных работ, водителям мобильных групп оперативного реагирования частных охранных организаций, передвижных контрольно-пропускных пунктов органов транспортного контроля на дороге.