1459-articles-650

Автомотоэкспедиция: 5 000 км по дорогам Казахстана

Едем по новой магистрали и рассказываем о ней в подробностях

Периодически нам приходят сообщения о том, что автомагистраль Западный Китай — Западная Европа почти готова. Новая трасса манит нас уже не первый год, и дико хотелось по ней прохватить. Ждать официальной сдачи объекта? Да куда там! Народ уже по ней носится. Едем!

На чём едем

Выбор автомобиля для поездки не случаен. Это новый Sandero в версии Stepwaу, переднеприводный хэтчбек, подражающий кроссоверам. Stepway только поступил на рынок Казахстана, и очень интересно оценить его не только в городской стихии, но и на трассе, а также в глубинке. На внедорожные подвиги его, конечно, не хватит, хотя как знать — по сухому грунту с таким дорожным просветом уехать можно далеко. И мы рискнём!

Renault Sandero Stepway в комплектации Privilege со 102-сильным мотором объёмом 1.6 л

Машина нам попала в руки в самом что ни на есть масле — на одометре значатся 19 км. Никаких сторонних доработок и дополнений, не стали ставить даже защиту картера. Посмотрим, как переживёт сандерик такое ресурсное испытание.

Уникальной эта экспедиции стала благодаря решению проехать всю дистанцию и на мотоцикле. В распоряжении редакции оказался шикарный аппарат для такого путешествия — туристский эндуро KTM 1190 Adventure R. Мы уже знакомились с ним в прошлом году, однако тогдашний городской променад и коротенькая поездка в горы совсем не раскрыли всего потенциала этого мотоцикла. Его стихия — дальнобойная поездка и часто встречающееся бездорожье. То, что нам нужно! К слову, это первый опыт нашей редакции в таком марафоне на мотоцикле, поэтому нам будет о чём вам рассказать как во время поездки, так и по итогам экспедиции.

С туристским эндуро KTM 1190 Adventure R мы уже знакомы, однако в столь дальний путь на таком мотоцикле ещё не ездили

Итак, куда путь держим?

В наших планах проехать по большей части новой автомагистрали Западный Китай — Западная Европа, которую в народе уже называют на немецкий манер автобаном. Стартуем в Алматы, доезжаем до Актобе. Это основная часть новой транзитной трассы длиной 2 200 километров. Вообще длина всего коридора от Китая до границы с Россией равна 2 787 км. На участке будущей дороги от Хоргоса до Алматы мы тоже побывали накануне старта, 1 июня, но там пока не проехать — стройка стройкой.

Впрочем, не доедем мы и до России — до границы останется небольшой кусочек дистанции, — а развернёмся обратно и после свернём на Костанай, чтобы закольцевать нашу экспедицию, проехав по северу к столице, далее на Балхаш и до дома, в Алматы.

Общая дистанция пробега обещает превысить отметку 5 000 км, а в пути мы будем 8 дней.

Карта нашего маршрута

По прохождении дистанции мы дадим отдельную карту в увеличенном масштабе и небольшой рассказ. А сегодня, 2 июня, мы выехали из Алматы.

День 1. Алматы — Тараз

Павел Ким:

— В первый день нашего путешествия преодолели 520 км от Алматы, средний расход Sandero Stepway составил 6.6 л/100 км. Основную часть пути мы ехали по магистрали Западная Европа — Западный Китай и до сих пор пребываем под впечатлением. Ровная дорога, повсеместная разметка, рельсы-отбойники по краям и небольшое количество транспорта — ехать одно удовольствие. Кое-где она ещё недостроена и содержит только две полосы без разделителя. Но там, где движение открыто в обе стороны, можно легко мчаться с максимально разрешённой скоростью, а то и быстрее.

К сожалению, а может быть к счастью, мчаться во весь опор на нашем «Степвее» мы пока не можем. На одометре нашего автомобиля всего несколько сотен километров, поэтому стараемся не крутить мотор без необходимости и в основном едем на круиз-контроле, выставив значение 92–94 км/ч. Увы, перед Таразом магистраль внезапно оборвалась — последние 20 км мы преодолели по старой, ещё советской дороге.

Заметили, что отбойник-разделитель во многих местах помят, а то и вовсе отсутствует несколько его секций. Аварии. Одна из них произошла незадолго до нашего проезда — LADA Granta ушла в отбойник, после чего перевернулась. На место аварии уже прибыли сотрудники полиции, поэтому останавливаться мы не стали. Надеемся, что обошлось без жертв.

Николай Бабешкин:

— Как только выехали из города, мотоцикл начал проявлять свои самые лучшие качества. Комфортная скорость 130–150 км/ч при расходе 4.7 л на 100 км. И после 400 км подумалось: если на трассе так хорошо, на грунтовке разочаруюсь. Но нет, в конце дневного пути свернули и проехали километров 20–25 по грунтовке к развалинам старого города, и тут мотоцикл приятно удивил — удобство и комфортное управление, несмотря на тяжёлый вес. Конечно, жалел резину, так как не хотел поймать прокол в самом начале пути.

Итоги дня: пока всё хорошо, главное — не останавливаться.

День 2. Тараз — Кызылорда

Павел Ким:

— Утром выехали из Тараза, в полдень были в Шымкенте, в обед проехали Туркестан и к вечеру прибыли в Кызылорду. Дневной пробег составил 623 км (итого 1 143 км с начала экспедиции), средний расход топлива с начала пути Renault Sandero Stepway — 7.2 л/100 км, расход KTM Adventure R — 4.9 л/100. Сегодня пробег нашего хэтчбека превысил 1 000 км, поэтому мы перестали сдувать с него пылинки и стали чаще давить на газ, что позволило сравняться по темпу с мотоциклом. Машина легко ехала на скорости 120 км/ч по круиз-контролю (116 км/ч по GPS), однако обороты превышали 3 000. Шум мотора не донимал, но вырос расход топлива на 0.6 литра.

Восторгов по поводу дороги сегодня на порядок меньше, чем от отрезка Алматы — Тараз, и дело не в том, что мы привыкли. Просто самой магистрали Западная Европа — Западный Китай сегодня было меньше. Завтра предстоит самый сложный участок — больше 1 000 км от Кызылорды до Актобе. Хочется верить — мнимых объездов больше не будет. Евгений вёл записи в дороге и подробно расскажет, какова готовность новой трассы.

Евгений Каримов:

— Покидая Тараз, бывший Джамбул, мы перестали ориентироваться на одометр, т. к. ранее съезжали с трассы плюс плутали по городу, теперь стали смотреть на километровые столбики. Выезд из Тараза пока по старой дороге, новая автомагистраль ещё строится в стороне от города. И с ней мы встретимся лишь после села Айша биби. На 534-м километре (по столбику), или примерно в 10 км от Тараза, расположена строящаяся развязка, где к дороге примыкает четырёхполосный «автобан», по которому мы далее и двигались в сторону Шымкента.

Такая дорога радует подвеску автомобиля на протяжении 58 км, ровно до границы с Южно-Казахстанской областью. Тут же от границы региона магистраль ещё строится, будущая дорога уходит севернее. Работы там непочатый край. Мы туда свернули и даже попытались проехать по строящемуся участку, но возможности автомобиля не позволили этого сделать — камни там размером с телевизор. Вернулись на старую узкую дорогу, ту, что служила многие десятки лет. Через 8 км, сразу за селом Шакпак баба, будущий автобан вновь пересёк наш путь и мы снова свернули на стройку в надежде прокатиться по будущей магистрали. Получилось проехать лишь 4 км, после чего путь был преграждён гигантской стройкой.

Вернулись на дорогу, которой уже сто лет в обед, потихоньку поехали в сторону Шымкента.

Стоило пересечь границу ЮКО, как пришлось вспомнить старые дороги. А новая магистраль в том месте выглядит вот так: готовые куски упираются в строящиеся мосты или участки, где только-только кладут асфальт

Со стройкой старая дорога слилась в одно целое на 601-м километре, после села Жаскешу. Отсюда началась игра в шашки, когда весь поток транспорта направлялся то на одну сторону новой бетонки, то на другую, в зависимости от того, какая сторона готова на данный момент. И эта пляска на дороге продолжалась вплоть до начала объездного пути вокруг Шымкента, где стоит столбик «682 км». Отсюда направо уводит уже готовая новая автомагистраль, вплоть до Кызылорды. И что интересно, с этого места начался новый отсчёт километража — стартовый столбик имеет значение 0 км.

Так выглядит сегодня дорога вблизи Шымкента. Закончена только одна сторона

Сначала было всё прекрасно: идеальное покрытие, незагруженный трафик — едешь и наслаждаешься. Но на 38-м километре (по новому исчислению) начались ремонтные работы на встречной полосе. Весь поток направили на нашу сторону. Скорость, естественно, ограничили до 50 км/ч, а где-то даже и до 20.

Это безобразие длилось 12 км — до значения «50» по километровому столбику. Далее было целых 33 км наслаждения новой бетонкой, пока на 79-м километре дорожники не закрыли для проезда уже нашу сторону. Теперь мы двигались по встречке с постоянными ограничениями в 50 км/ч. Длилось такое издевательство целых 49 км. Самое обидное, что закрытая сторона дороги на вид совершенно целая, видно, что не новая, а езженая. Но никаких работ на ней не велось.

Нехитрым способом — земляной отвал и пара знаков — весь транспорт отправляется на встречку, причём никакой активности на закрытой части дороги не наблюдается

На 129-м километре все ремонтные работы закончились, и далее, вплоть до самой Кызылорды, под колёсами стелилась ровная дорога с бетонным покрытием, по которой мы почти 150 км проехали за полтора часа.

Николай Бабешкин:

— Нашёл общий язык с мотоциклом. Он, видимо, в первый день проверял, насколько серьёзно я настроен, а сегодня утром принял. Местами боковой ветер не давал расслабиться. Попробовал проехать шесть часов без перерыва — тяжко. Завтра за день нужно пройти 1 100 км, буду готовиться: перевяжу груз, кэмелбэг (рюкзак с запасом воды. — Прим. ред.) будет в сумке на баке, камеру GoPro надо перевесить — сегодня её чуть не сорвало ветром.

День 3. Кызылорда — Актобе

Павел Ким:

— Вчера мы проехали ключевой этап нашей автомотоэкспедиции — 1 100-километровый участок между Кызылордой и Актобе. Сегодня день отдыха в Актобе, так что есть возможность никуда не спешить и чуть подробнее рассказать о нашем пути, транспорте, на котором мы путешествуем, и впечатлениях. Признаюсь, перед выездом все немного волновались: какой будет дорога, сколько объездов, успеем ли приехать в Актобе засветло? К счастью, опасения оказались напрасными — в пути провели больше 12 часов, а усталости не больше, чем после предыдущего этапа. Дорога не подкачала.

После трёх дней пути и двух с лишним тысяч км мы можем сравнить особенности путешествия на автомобиле и мотоцикле. Первое, что отмечаешь, — мотоцикл быстрее, Николай регулярно уезжал вперёд и потом дожидался нас на заправках или просто в интересных местах. Дело не столько в динамике и максимальной скорости, сколько в возможности увереннее преодолевать сложные участки и в большей крейсерской скорости. Кстати, мотоцикл оказался в полтора раза мощнее авто: 1.2-литровый мотор Adventure R развивает 150 л. с., тогда как 1.6-литровый движок Sandero Stepway может похвастаться лишь 102 лошадками.

А вот запас хода у мото значительно меньше, аппетит у KTM в полтора раза скромнее, чем у Renault, однако 23-литровый бак заставляет заезжать на АЗС в два раза чаще. Кстати, 20-литровая канистра с бензином, которую мы из Алматы везём в багажнике хэтчбека, предназначена в первую очередь для мотоцикла. Расход бензина АИ-95 с начала экспедиции достиг 5 литров у KTM Adventure R 1190 и 7.6 литра у Renault Sandero Stepway.

Небольшой бак вынуждает заправлять KTM в два раза чаще, однако расход топлива в полтора раза меньше, чем у Renault

При всём при этом путешествовать на мотоцикле гораздо интереснее. На остановках Николай взахлёб рассказывает о встречах на дороге, он же является главным источником информации о состоянии трассы и наличии на ней заправок и кафе. Если в первые два дня нам казалось, что езда на двух колёсах — это тяжкое испытание, то сейчас совсем другое дело. Пилот привык к новому для себя байку, по-другому закрепил груз, обеспечил питьё на ходу — и вот уже 500 км без остановки не проблема. Мы же с Евгением хотя и ехали с комфортом, пили и ели когда хотели, но откровенно скучали.

Едва мы въехали в Актобе, как тут же увидели аварию с участием четырёх машин и тягача. За весь короткий путь до гостиницы мы встретили ещё четыре ДТП. К счастью, все ДТП оказались незначительными

Евгений Каримов:

— На третий день нашего путешествия мы попрощались не только с областным центром Кызылордой, но и с новейшим четырёхполосным автобаном. Город покидали пусть и по ровной, но привычной узкой дороге, имеющей по одной полосе для движения в каждом направлении. Впрочем на скорости это не сказалось: трафик в данном транзитном коридоре очень слабый, поэтому поставили круиз-контроль на отметке 110 км/ч (что давало разрешённую по ПДД скорость движения на загородных трассах 107 км/ч) и наслаждались поездкой. Недолго!

Для нас дорога кончилась через 58 км (518 км от Шымкента по столбику) — уткнулись в ремонт дороги. Объезжая всяческие неровности, проплелись два километра и свернули на объездную дорогу. Тут стоит вспомнить мою давнюю поездку по этому участку. Два года назад мне довелось проезжать между городами Кызылорда и Байконур. Тогда транспортный коридор Западный Китай — Западная Европа только строился. Примерно 150 км ехал по объездной дороге, на которой лежал метровый слой пыли. Двигаться приходилось, как говорят, по приборам. На преодоление этого участка ушло около 6 часов.

Так выглядит объезд ремонтируемого участка

С такими воспоминаниями мы и свернули на объезд. Дорога всё такая же убитая, но пыли было очень мало. И сам объезд получился коротким — 7 км длиной. Дорогу тут сделали уже давно. Проложили по заболоченной местности. По всей вероятности, грунт не выдержал нагрузки и стал проседать, что привело к разрушению дорожного полотна, поэтому и ведётся сейчас капитальный ремонт трассы. На 527-м км вернулись на трассу. Но хотя поток по ней и пустили, дорога не завершена. Нет ни разметки, ни отбойников, даже обочина не доделана. Через 3 км (530 км) ведётся строительство небольшого моста — снова объезд, правда, короткий, километр длиной.

Далее дорога относительно нормальная. В одном месте встретились ямы, которые, по всей видимости, будут заделаны в самое ближайшее время, в другом (548-й км) возводят транспортную развязку, которую также объезжали по пыльной обводной дороге. Но потом все основные неприятности кончились, дорога стала хорошей. И скорость снова возросла до положенных 100 км/ч. Первый неровный участок встретился на 941-м километре, уже за Аральском (в степи возводят мост через железную дорогу). До следующего ехали долго, ровно 300 км.

Ямочный ремонт трассы Западная Европа — Западный Китай

На 1 241-м км двухполосная бетонка разрекламированного транспортного коридора, которая должна связать две части света, превратилась в узкую дорогу с покрытием, которое в народе называют холодным асфальтом. Это значит, что дорогу залили слоем битума, на который высыпали кучу щебня, раскатали его катком и со словами «сойдёт и так» оставили. Причём, как выяснилось позже, оставили не только щебень, но и ямы на дороге. Первые попались на 1 257-м км, и очень неожиданно. Выехали на скорости 100 км/ч на бугорок — и на те, распишитесь, ямы в полколеса по всей ширине дороги. Успел оттормозиться и объехать засаду. Дальше передвигались осторожно, на меньшей скорости. Плохой участок дороги закончился на 1 264-м км.

Этот участок стал для нас полной неожиданностью

Ну а после него ехать было нормально. На 1 401-м км, после города Хромтау, тоже был очень короткий отрезок дороги с ямами, но дальше дорога ровная. На 1 454-м км трасса расширяется до четырёх полос, на 1 455-м стоит знак начала города Актобе, следом за которым установлен знак ограничения скорости 90 км/ч. И через 20 км, немного поплутав по городу, мы прибыли в точку назначения.

Что можно сказать? Транспортный коридор Западный Китай — Западная Европа пройден почти весь. Осталось дождаться только окончания строительства дороги от Алматы до Хоргоса. Но сказать, что коридор шикарен, мы не можем. Несмотря на некоторые заявления, что дорога полностью готова, за исключением двух отрезков под Таразом и перед ЮКО, мы увидели, что готовность дороги далека от заявленной. И ладно, что тысяча километров имеет всего две полосы вместо четырёх. Проблема в другом: дорога имеет немало изъянов, о которых написано выше. Ну как можно щебнем закатывать автомагистраль?

Николай Бабешкин:

— Все мы любим путешествовать, кто-то любит это делать с комфортом на самолёте, кто-то едет на машине ближе к воде или от города к городу. Но есть люди, которые выбирают своим транспортом мотоцикл. И практически все производители мотоциклов имеют в своей линейке одну, а то и несколько туристических моделей. Любой, кто хоть раз попробовал проехать пару тысяч километров, скажет, что это лучший способ узнать людей, особенности и самое лучшее в тех местах, где ты проезжаешь. Стоит остановиться на заправку, рядом с магазином или просто у обочины в городе или ауле, как через 5 минут вокруг тебя появляются люди с вопросами и готовые давать ответы.

Так видит дорогу мотоциклист

Нужно только быть открытым миру и готовым рассказывать. Я еду на KTM Adventure R 1190, который мгновенно оказывается в центре внимания. И, конечно, публика в него влюбляется с первого взгляда. За день можно поговорить с 20–30 людьми. Пока ребята в машине (ищут гостиницу в телефонах), мне уже советуют местные подешевле, со стоянкой и недалеко. Я знаю, какая будет дорога впереди, где прячется полиция, а куда лучше не заезжать на обед. А каждый пятый такой знакомый может пригласить к себе домой и накормить ужином.

Первые вопросы обычно простые, чтобы завязать разговор: «откуда едешь?», «сколько стоит?», «можно сфотографироваться?», но далее, когда люди получают желаемую информацию, начинается практически всегда очень интересный диалог. Так, например, в одном из аулов поговорил с парнишкой, он на казахском, я на русском, но друг друга полностью поняли. Он рассказал мне, что заправки в ауле нет, но бензин есть и продаётся в доме через дорогу. И таких подробностей и деталей вы никогда не узнаете и не почувствуете, проезжая мимо на машине с закрытыми окнами и включённым кондиционером.

Эти ребята повстречались на заправке, они тоже мотоциклисты. Купили в России байк и везут его в багажнике

Что касается конкретного мотоцикла, благодаря которому, собственно, и получается ощутить всё вышеперечисленное. Сегодня проехали 1 123 км, это было вполне комфортно и, самое главное, интересно. Иногда даже радовался, когда нужно было объезжать дорогу по объездам с грунтовкой, пылью или просто по просёлочной дороге. Мотоцикл сочетает в себе все преимущества тяжёлого эндуро, когда можно проехать по плохой дороге на приличной скорости, оставляя всех позади, и спортбайка, когда на обгонах на трассе при скорости 180 км в час одна забота: чтобы кофры и мешки с багажом не оторвало. Средняя скорость за день — 107 км/ч, были объезды, плутания в городе и знаки. Расход — 5 литров на 100 км, но он чувствительно зависит от направления ветра. Бывало и 4.8, когда ветер помогал. Время движения по бортовому компьютеру — 10 часов 31 минута.

День 4. Передышка в Актобе

Renault Sandero Stepway и KTM 1190 Adventure R перед Центральным стадионом Актобе

Павел Ким:

— Четвёртый день был у нас резервным, на случай задержки в пути, а так как до Актобе мы добрались по расписанию, то смогли посвятить этот день отдыху и проверить технику. Первым делом мы загнали наш Sandero Stepway в фирменный сервис-центр Renault в Актобе. Здесь нас ждали и любезно приняли. Автомобиль тщательно отмыли, загнали на подъёмник и осмотрели, а нас накормили обедом. Осмотр не выявил ничего, кроме поцарапанной накладки на бампер — несмотря на огромный 195-миллиметровый просвет, на одном из съездов с асфальта я всё же зацепил бампером грунт.

Французская марка не так давно официально представлена в Актобе, и шоу-рум с сервис-центром недавно отстроены. В сервисной зоне будто вчера сняли чехлы с подъёмников. Мы первые, кто заехал сюда на диагностику, не считая собственных служебных машин компании. Хотя по городу вовсю бегают «дастеры».

Автомобили-участники экспедиции перед памятником Абулхаир хану и областным акиматом. Ради этого снимка пришлось остановиться в неположенном месте, за что мы едва не схлопотали штраф. Благо полицейские вошли в положение

Помыли мы и мотоцикл, смыв дорожный колорит. Никакого вмешательства в технику не потребовалось, разве что обильно смазали цепь перед второй половиной экспедиции. Следующий наш этап — преодолеть порядка 750 км между Актобе и Костанаем. Мы покидаем трассу Западная Европа — Западный Китай, однако продолжим рассказывать о состоянии дорог по пути нашего следования.

День 5. Актобе — Костанай

Павел Ким:

— После дня отдыха в Актобе наша автомотоэкспедиция развернулась в обратный путь, который пройдёт по северу Казахстана. Первые 135 км до Карабутака мы проехали по уже знакомому участку, после чего ушли на север и по дороге, идущей вдоль российской границы, доехали до Костаная. В начале экспедиции, когда мы ехали по югу, мобильные телефоны искренне считали, что мы в Кыргызстане, и переходили в режим роуминга. Здесь, на севере, ситуация повторилась — вышки российских операторов оказались ближе отечественных.

Пробег за сегодняшний день составил 785 км. После поездок по Актобе расход бензина в Sandero Stepway вырос до 7.7 л/100 км, сегодня же он вернулся к прежнему значению 7.6 литра на сотню. Расход топлива KTM неизменен — 5 литров на 100 км. Завтра мы выдвигаемся в Астану, расстояние до которой 690 км.

Евгений Каримов:

— 50 километров кайфа и тоски — именно так можно охарактеризовать дорогу между двумя областными центрами — городами Актобе и Костанай. Но началось всё заманчиво: дорога ровная, скорость высокая. Эта идиллия продолжалась длительное время, которого хватило на преодоление четырёхсот пятидесяти километров. И уже в Костанайской области дорога вдруг кончилась. Куча земли и установленные как попало информационные дорожные знаки заставили нас свернуть на объездную, очень разбитую грунтовку, на которой Renault вынужден был продемонстрировать, что инженеры, работавшие над созданием подвески, едят свой хлеб не зря. Конечно, клиренс и энергоёмкость ходовой части позволили ехать хотя и небыстро, но вполне уверенно. Зато КТМ попал в родную стихию. Играючи, он преодолевал любые неровности, которыми изобиловала эта дорога.

Разбитый участок длился почти 50 км. Это небольшое расстояние мы преодолели за два часа. И то лишь потому, что ближе к концу объездной дороги, убедившись, что подвеска «Степвея» безболезненно реагирует на неровности, мы позволяли себе увеличивать скорость порой до неприличных для данных условий 75 км/ч.

Оставшиеся 250 км не запомнились ничем. Обычная дорога, местами неровная, где-то с идеально гладким асфальтом. И лишь ливень на некоторых участках не позволил двигаться на высокой скорости.

Николай Бабешкин:

— На пятый день поездки получилось почувствовать «Адвенчер» в его родной среде. За 200 км до Костаная был пятидесятикилометровый участок очень плохой дороги. Местами объездная по полю, местами асфальт как после бомбёжки. Там, где плетутся фуры, петляют кроссоверы и задыхаются от пыли седаны, ты чувствуешь себя королём. Подвеска отрабатывает все неровности и ямы. Там, где ошибается райдер, электроника KTM делает своё дело, стабилизируя 150 лошадиных сил, несущихся под 100 км/ч. Поймал себя на мысли, что хочется ещё подобных участков, и моё желание, конечно, не разделяют мои друзья на машине. Так и представляю себе, как наматываю тысячи километров по подобиям этих дорог в Магадан.

Продолжаем встречать на пути интересных людей. По дороге в Актобе я проехал мимо путешественника на велосипеде и очень жалел, что не остановился. По дороге в Костанай всё же получилось его встретить. Он едет из Сербии в Японию и на момент нашей встречи находился в пути 54 дня. Сколько ему ещё предстоит ехать, он даже не смог ответить.

День 6. Костанай — Астана

Павел Ким:

— Все участники без исключения назвали перегон из Костаная в столицу скучным, поэтому рассказывать особенно нечего. Только цифры. Дневной пробег составил 777 км, расход топлива Renault Sandero Stepway держится на прежнем уровне — 7.6 л/100 км, KTM 1190 Adventure R — 5 литров на сотню. В Астану приехали рекордно рано, но лишь для того, чтобы надолго встать в пробке на въезде в город и промокнуть под непродолжительным, но сильным дождём.

Сразу же решили выехать завтра как можно раньше. Во-первых, не попадём в утренние пробки, когда все едут на работу. Во-вторых, астанинские цены позволяют взять номер в отеле только на полсуток. Километраж на завтрашний день небольшой — всего 590 км между столицей и Балхашом, однако насколько задержит нас ремонт трассы Астана — Караганда, никто не знает.

Евгений Каримов:

— Сегодня был день, который, не успев закончиться, выветрился из головы, не оставив почти никаких воспоминаний. Кроме одного: наконец-то бескрайние степи, что были попутчиками нашей поездки на протяжении предыдущих нескольких дней, сменились красивейшим сосновым бором, который радовал глаз около часа, после того как мы ранним утром покинули гостеприимный Костанай. Особенно непривычно нам, южанам, видеть лес, растущий на горизонтальном участке местности. Мы ж привыкли наблюдать ёлки лишь там, где крутые склоны. Но хватит лирики.

Трасса между Костанаем и Астаной не сказать что шикарная, но и не убитая. Конечно, 700 км дороги в нашей стране по умолчанию не могут не иметь изъянов. Поэтому периодически бедный Renault, как эпилептик, скакал по дороге. И наконец-то мы смогли сегодня пробить подвеску до отбойников, причём не один раз. Вроде как ровная дорога, скорость 100 км/ч — и тут яма, которую не видно до последнего. Бах!

70-летие Великой Победы в Костанае

Местами дорога была столь плоха, что пробивало даже крепкую подвеску Renault

День 7. Астана — Балхаш

Павел Ким:

— Экспедиция близится к своему завершению, и два последних этапа получились самыми спокойными. Расстояние от Астаны до Алматы, которое многие преодолевают без остановки, мы разбили на два этапа. Из Астаны выехали в 7:00, опасаясь утренних пробок, немало времени потеряли на участке до Караганды, где вовсю идёт превращение старой трассы в новый автобан, заехали на сказочный Бектау-Ата и, намотав на одометр 613 км, прибыли в Балхаш.

Сегодня, 9 июня, нам предстоит финальный рывок в сторону Алматы, а общий километраж экспедиции уже составил 4 371 км.

Евгений Каримов:

— Ремонт дороги, связывающей города Астана и Караганда, длится уже второй год. Некоторые успехи видны невооружённым взглядом: участок с 1 308-го по 1 320-й км полностью готов и сдан в эксплуатацию. Шикарный четырёхполосный автобан в скором будущем получит статус автомагистрали, по крайней мере километровые знаки уже окрашены в зелёный цвет.

Конечно, ехать по такой дороге одно наслаждение, но длится оно, увы, недолго, всего 12 км. В остальном состояние дороги пока удручающее. От самой границы Астаны (1 283 км) начинается строительство. Приходится ехать по узкой дороге и периодически съезжать с неё в степь для объезда.

На 1 354-м км начинается готовый участок трассы по направлению к Караганде. Движение ускорилось, но счастье длилось всего 10 км, после которых снова уехали в степь для объезда. Дальше, вплоть до 1 389-го км, ехали по старой дороге, которую реконструировали, кстати, в последний раз лет пятнадцать назад.

А через километр, на 1 390-м км, работы прекратились. Там, что называется, конь не валялся. Рядом с дорогой нетронутая техникой степь. Сначала показалось, что всё, строители выдохлись. Но, к счастью, это не так. Уже через 5 км видимость дорожных работ появилась. А на 1 417-м км колёса зашуршали по новой четырёхполосной автостраде. Но она ещё не готова для полной сдачи: нет ни разметки, ни отбойников.

С небольшим пробелом, с 1 431-го по 1 438-й км, четырёхполосная дорога тянется до самой Караганды. Горняцкую столицу проскочили на одном дыхании. Трасса от неё до Балхаша как была узкой, так и осталась. И, по всей видимости, будет такой много лет. Дорогу подлатали — провели ямочный ремонт. Но видно, что она нуждается в капитальном ремонте. Асфальт уже во многих местах давно просел.

Из приятного можно отметить внеплановое посещение местности, где когда-то располагался один из древнейших вулканов на территории Казахстана Бектау-Ата. Подробно о нём можно прочитать в нашей рубрике «Маршруты выходного дня».

Редкое явление, когда Каримова можно увидеть с тряпкой, протирающим окна автомобиля. Однако с современной химией, которую мы взяли с собой в дорогу, это ему даже в радость

Николай Бабешкин:

— Седьмой день был довольно интересным. Мы проехали Темиртау, Караганду и приехали в Балхаш. Дорога от Астаны вся в объездах, где, как вы уже поняли из моих предыдущих отчётов, родная стихия для Adventure. Мотоцикл идёт уверенно, и время в пути пролетает очень быстро.

Не доезжая до города Балхаша, мы свернули в Бектау-Ата, где было немного песка и получилось протестировать режим работы Off Road. Изначально немного переживал, что не смогу удержать мотоцикл и не получится комфортно ехать, но всё оказалось проще — через несколько минут привыкаешь. 150-сильный байк едет как пушинка. Резина, правда, у нас не подходящая для таких вылазок, ведь мы большую часть маршрута планировали идти по асфальту и грунтовке.

И, конечно, ещё раз убедился, что Adventure не для города. Это сугубо моё личное мнение. В пробках, когда по 30 минут приходится стоять или передвигаться по полметра, греется двигатель, а чтобы сновать между машинами, «Адвенчер» чрезвычайно широкий, особенно с боковыми кофрами.

На мотоцикле иногда проще ехать по обочине

День 8. Балхаш — Алматы. Финиш!

Павел Ким:

— Последний этап получился самым коротким — 621 км пути от Балхаша до южной столицы. По итогам восьми дней на одометре застыла цифра 4 993, до заветной отметки пять тысяч километров не хватило каких-то 7 км… Экспедиция прошла строго по плану, никаких неожиданных приключений не было, даже как-то скучно получилось. Ничего не сломалось, никто не терялся и не застревал, а участники даже ни разу не повысили друг на друга голос.

Наши транспортные средства вели себя почти образцово. Подробно о том, как показал себя Renault Sandero Stepway и мотоцикл KTM Adventure R 1190, мы расскажем отдельно, и совсем скоро. Если верить бортовому компьютеру, то итоги нашей поездки выглядят так: за это время было израсходовано 378.2 литра бензина АИ-95. Средний расход за всю поездку составил 7.5 л/100 км, а средняя скорость составила 69.5 км/ч.

Евгений Каримов:

— Возвращение домой всегда приятно. И вдвойне, если ожидаешь увидеть, как наконец-то идёт реконструкция дороги. Ну прошёл слух, что в этом году начались работы по капитальному ремонту трассы Алматы — Астана, а точнее участка между сёлами Бурубайтал и Курты. Те самые 180 км, где дорожное покрытие больше напоминает танковый полигон, нежели республиканскую магистраль, связывающую две столицы. Увы, мои фантазии были опровергнуты суровой реальностью: дороги как не было, так и нет. Единственное изменение — проведён ямочный ремонт, когда свежим асфальтом засыпали очень большие дыры в дороге. И всё! Кочки и колеи никто не собирается убирать. Жаль.

Николай Бабешкин:

— Последний этап нашего путешествия многим знаком, и пролетел он достаточно быстро. К концу рабочего дня мы были уже в городе, можно подвести небольшой итог по технике. KTM Adventure R намотал 5 204 км без единой поломки. По ходу путешествия необходимо было смазывать цепь и следить за расходниками, что отнимало очень мало времени. Средняя скорость составила 91 км/ч при расходе топлива 5 литров на 100 км. Бортовой компьютер показывает время в пути 57 часов и одну минуту. Именно столько я провёл в седле. Это было интересное приключение, после которого хочется продолжения!