1395-articles-main-1428301231

Удивительное главное правило «Кочевника-трофи»

В Алматинской области в дни мартовских праздников (с 22-го по 24-е) наконец-то стартовал чемпионат Казахстана по трофи-рейдам, а именно его первый этап, который так долго все ждали. И мы доковыляли на эту гонку из Астаны, т. к. имеем желание принять участие во всём сезоне и побороться за призы 2015 года.

В Алматинской области в дни мартовских праздников (с 22-го по 24-е) наконец-то стартовал чемпионат Казахстана по трофи-рейдам, а именно его первый этап, который так долго все ждали. И мы доковыляли на эту гонку из Астаны, т. к. имеем желание принять участие во всём сезоне и побороться за призы 2015 года.

«Главное правило „Кочевника-трофи“ — никогда не съезжай с грунтовки», — наставляли товарищи по команде. Когда мы добрались до горячих источников близ Шелека (базового лагеря 1-го этапа чемпионата Казахстана по трофи-рейдам), то же самое не раз повторили и там. Довольно странное утверждение для трофи, не правда ли?

Nissan Patrol как танк. И едет, и когда застрянет

Праздничное утро 22 марта собрало в закрытом парке участников предстоящего трёхдневного «замеса». Шесть экипажей в классе ТР-3 и семь в ТР-2, полный комплект квадриков, и, судя по стартовым номерам, собрался даже ТР-1. В категории не может быть меньше шести экипажей, иначе будет не чемпионат, а первенство. Техкомиссия пройдена, и мы ждём старта. Кстати, уходим первыми в своём классе — на незнакомой местности это худший вариант.

В закрытом парке выстроились пока ещё чистые внедорожники

Кто, вообще, эти мы? Автор этого текста Сергей Моисеев в роли пилота и Олег Фищук в качестве штурмана, автомобиль — Suzuki Samurai, подготовленный по классу ТР-2. У нас немалый опыт участия в трофи-рейдах, но за плечами двухгодичный перерыв. И да, мы ни разу не были на «Кочевнике».

Боевой автомобиль автора этой статьи Сергея Моисеева

Чемпионат Казахстана по трофи-рейдам немного лихорадит в последние два сезона. В 2014 году, после объединения северного Кубка и южного чемпионата, он едва не высосал все соки из участников, раскатившись небывалыми восемью этапами по северу и югу страны. Восемь этапов — это многовато, если вы, конечно, не арабский шейх или не обладатель крупного спонсорского контракта. Но тех и других среди участников нет. В результате в 2014-м вместо восьми этапов всё же состоялось семь. В конце сезона решили, что надо меньше, и в 2015-м ограничились шестью. Так было и раньше, но теперь три из них под Алматы, по одному в Астане и Караганде, а ещё один впервые пройдёт в Павлодаре.

Но это ещё не всё. В начале года ФАМС внезапно ужесточил требования к экипировке, отчего организаторы первого этапа — традиционных «Каскеленских оврагов» — отказались проводить гонку в назначенные сроки, справедливо опасаясь, что новым требованиям пока соответствовать некому. Вместо этого прошло совещание с ФАМС, на котором почти все обновления отменили. А в результате не «Овраги», а именно «Кочевник-трофи» открыл сезон.

ATV преодолевают засадный участок с лёгкостью

Судья даёт отмашку, и мы уносимся на GPS-ориентирование, для приличия рыкнув мотором. Вообще, бодрый старт — это фейк, чтобы зрителям скучно не было. Впереди 10 часов контрольного времени и, к примеру, завязший сапог штурмана на любой из точек сразу же нивелирует любое стартовое преимущество. Можно ещё уронить в грязь палец шакла и потом долго его искать. Или неудачно срезать дорогу через солонец — в этом случае пляски с бубном надолго. В общем, возможностей потерять минуты и даже часы множество, и первейшая из них — просто поехать не в ту сторону.

Местность, где проходили соревнования, была иссечена сетью арыков и мелких речушек. Близ самых крупных — стены 6-метрового камыша. Никто не рискует брать реки в лоб, а значит, мы целиком зависим от переправ, которые неизвестно где. Да, типичная картина: чтобы попасть к точке, по навигатору нам направо, но на том или этом берегу она расположена? Можно только догадываться. А мост в паре километров налево. Вот и гадай, куда ехать: два километра направо или все шесть сначала по этому берегу до моста налево, а потом ещё четыре до точки по другой стороне. Если угадал, молодец! Ищи следующую точку.

Первый и второй день полностью оправдали своё название — GPS-ориентирование. Ориентироваться было действительно непросто. А вот бездорожья оказалось мало, и аксиома «Кочевника» о движении по грунтовке оправдала себя не вполне. Говорят, в этом году там очень сухо. Если в прошлом «плавали по капот», то в этом главным образом глотали пыль. Знаменитые солонцы подсохли. Забегая вперёд, скажу, что высохли, однако не все. Самый коварный перечеркнул нам результаты всего второго дня. Возвращение на финиш с точки, которую мы планировали взять последней, пришлось отложить на час. В контрольное время не уложились — незачёт.

На трофи-рейдах редко испытываешь удовольствие от скорости. Чаще выигрываешь в результате хорошей подготовки, правильной тактики и лучшего планирования. Зачем застревать, если можно уложить сенд-траки и по ним добраться до точки? Что делать, если застрял? Лебедиться за дерево. Если нет дерева, значит, смотрим, где грунт плотнее, чтобы якорь лучше держал. Правда, всё это негде применить, если точка неинтересная, то есть к ней можно просто взять и на любой машине подъехать просто так.

Самая дальняя точка первого дня. До финиша более 50 километров

А вот интересную точку видно сразу. Хотя нет, не так. Интересную точку сначала приходится искать. Хороший знак, если, прибыв на место, ты какое-то время не понимаешь, с какой стороны, чёрт возьми, вообще к ней подобраться. Например, с трёх сторон омуты без дна и только с одной — узенький перешеек с разрешённой регламентом глубиной около метра. С языка невольно сорвалась пара крепких слов в адрес организаторов. Превосходно! Всё остальное должно проходить на грани возможностей машины, умения пилота и мастерства штурмана. В результате судьям достанется фото, на котором один из членов экипажа одной рукой держит табличку с номером, а второй — автомобиль. А участникам эта ситуация ещё долго будет греть душу как одна из личных побед над коварными обстоятельствами.

Экипаж Моисеев/Фищук «приплыл» на 12-ю точку

Заключительный спецучасток бывает разным. Нередко организаторы прикладывают массу усилий, чтобы разметить сложную и извилистую трассу для кольцевой гонки. Но только не в этот раз. С утра «орги» выехали из лагеря, вооружившись всего несколькими кольями и парой мотков киперной ленты. И скоро вернулись обратно. Результатом малых усилий стал небольшой овал, в котором, правда, сухим было только место старта. Описывать траекторию движения, наверное, следовало бы морскими терминами. А что? Сначала мелководье, прямо — фарватер, левее — заболоченный лиман. Осложняла движение крепкая волна, которую поднимал неистово разгулявшийся штормовой ветер. По такой трассе участникам и предстояло наяривать круги. Кто больше, тот победитель — всё просто.

Как и предполагалось, стандартные автомобили ТР-1 лишили участников из других классов самых очевидных проездов. К исходу контрольного часа все узкие места украшали глубокие ямы. За «стандартом» по той же трассе пошли квадроциклы (ATV). Сначала они показывали чудеса проходимости, но уже к середине заезда лимит чудес поисчерпался. Все болотца в поле зрения превратились в непролазную грязь. К концу контрольного времени способность двигаться не потеряли единицы.

Для ТР-2 организаторы даже немного расширили трассу, но это мало кому помогло. «Бегемотики» быстро заняли свои места. Этой категории пришлось несладко: представляете, как трудно ехать, если лучшим за час удалось преодолеть всего несколько кругов. В ход пошёл весь арсенал джиперов: на крохотном клочке земли разматывали лебёдки, стропы, вонзали хайджеки и погружали сенд-траки. Зрителям, надо думать, понравилось. Тот же сценарий повторился и в классе ТР-3. Несмотря на существенно более высокую проходимость, победителям не удалось одолеть и десяти кругов.

Награждение планировали провести в базовом лагере, но шквалистый ветер буквально смёл его с лица земли. У кого-то, налетев на мангал, сгорела палатка. Многие сломанные шатры просто валялись на земле. Церемонию пришлось отложить до лучших времен.

Но итоговые результаты доступны, и они таковы:

Итоговые результаты

Место Класс ATV Класс ТР-1 Класс ТР-2 Класс ТР-3
1 А. Подпорин М. Фролов Э. Утебеков О. Мандриченко В. Пархоменко С. Токалов Г. Скорик
2 М. Антимиров А. Дудкин П. Токовой С. Наумова А. Песоцкий С. Грац Д. Лой
3 В. Альбицкий С. Старицын В. Айсаров О. Маслихин Е. Левченко И. Калилиамбеков Р. Ахмудов

Увы, в этой таблице призёров нет нашего экипажа под № 208. Нужно сказать, что на первом СУ нас тоже постигла неудача — мы не довезли до судей фотографии точек в отведённое для этого время. А случилось вот что: на пути к финишу срезало все шпильки на левом заднем колесе. Мы починились, но опоздали. Так что вы первыми видите фото со взятием 12-й точки, жюри по истечении 10 часов эти картинки были уже неинтересны. Только благодаря не самому худшему результату на СУ-3 мы переместились на 4-е итоговое место. Немного обидно, но экипажам, занявшим 5-е и 6-е место в нашем классе, не повезло ещё больше. Это достойные соперники, которые привыкли побеждать. И, думаю, на следующих этапах они себя ещё покажут.

Второй этап чемпионата Казахстана по трофи-рейдам, кстати, не за горами, он пройдёт 2–3 мая 2015 года в Астане.

Без чего не обойтись участнику трофи-рейда

На административной проверке необходимы:

  • заявка на участие (бланк можно найти на сайте организаторов);
  • действующее водительское удостоверение (для пилота и штурмана);
  • сертификат водителя ФАМС категории Е (спортивная лицензия, стоит 7 000 тенге) для класса ТР-1/«Свободный», категории D (10 000 тенге) для ТР-2 и ТР-3 или категории B (8 000 тенге) для ATV, медицинская страховка на год уже будет включена в эту сумму — для каждого члена экипажа;
  • медицинская справка от участкового терапевта (для пилота и штурмана);
  • техпаспорт, страховка и свидетельство о прохождении ТО на заявленный автомобиль;
  • стартовый взнос (от 10 000 тенге от экипажа за один этап в зависимости от класса).

На техкоме:

  • внедорожник с ремнями безопасности, в котором надёжно закреплено всё содержимое, включая аккумулятор и запасное колесо;
  • огнетушитель массой 4 кг (или два по 2 кг);
  • шлемы для пилота и штурмана (с металлическими D-застёжками);
  • GPS-навигатор;
  • фотоаппарат с пустой картой памяти.

Желательно иметь:

  • лопату или лопаты;
  • хайджек (реечный домкрат);
  • сенд-траки (или в крайнем случае доски);
  • прочный трос (а лучше несколько);
  • батарейки для фотоаппарата;
  • запас сухого белья;
  • воду и еду на сутки;
  • лебёдку;
  • якорь.

Советы бывалых джиперов

Документы, запасную одежду, деньги, еду и прочие ценности лучше герметично упаковать, даже если вы не собираетесь «плавать».

Обязательно возьмите с собой телефон, и хорошо, если у пилота и штурмана разные операторы, и ещё лучше, если трубу вам не жалко. Утопленные айфоны среди новичков не редкость.

Пройдите сомнительный участок пешком вместе со штурманом.

Если на улице лето, то лёгкий спортивный костюм и кроссовки предпочтительнее, чем сапоги и забродники. Рано или поздно вы всё равно промокнете, поэтому надевать лучше то, что быстрее сохнет.

В трофи-рейдах холодная голова и трезвый расчёт важнее скорости.

И ещё, итогами соревнований обычно довольны одни победители. Когда всё закончится, вероятно, вам захочется подумать на эту тему.