1407-articles-main

«Львы» охотятся за пассажирами

Что главное в городском транспорте? Удобство, экономичность, надёжность и, в свете последних веяний, ещё и обязательная экологичность. Если бы ещё и горожане отказались от своих личных автомобилей, пересев на автобусы по дороге на работу и обратно, то миссия муниципальных автопарков была бы выполнена на все 100 %. Представим, что так оно и будет. Каким бы мы увидели современный транспорт?

Что главное в городском транспорте? Удобство, экономичность, надёжность и, в свете последних веяний, ещё и обязательная экологичность. Если бы ещё и горожане отказались от своих личных автомобилей, пересев на автобусы по дороге на работу и обратно, то миссия муниципальных автопарков была бы выполнена на все 100 %. Представим, что так оно и будет. Каким бы мы увидели современный транспорт?

Наши города хоть и пополняются новыми автобусами, но до совершенства ещё далеко. Во-первых, освежаются парки далеко даже не в административных центрах, во-вторых, много ещё проблем в области сервиса и низка квалификация работников на транспорте. Но представим, что водители автобусов едут в выглаженных сорочках, не трындят по телефону за рулём и соблюдают ПДД — почему бы и до офиса не доехать?

Чтобы взглянуть на такую картину, мы съездили в Турцию, в Анкару. Есть немало общего у нас с этой страной, но самое главное, именно там стоит крупнейший завод по производству автобусов марки MAN. Турция сегодня один из самых крупных рынков в сфере пассажирского транспорта в Старом Свете, да, пожалуй, и в мире. На страну с 75-миллионным населением здесь продаётся до 50 тысяч автобусов в год. Для сравнения: в нашей стране за последние два года автопарк пополнился новыми большими автобусами лишь на 400 единиц. И это вместе с иногородними.

Познакомиться с иным автобусным миром поближе нам удалось во время традиционного Дня открытых дверей MAN Bus Days 2015. Компания представила гостям богатое разнообразие техники для городских и междугородных перевозок. Гвоздём же программы стали два «льва» — автобус Lion’s City, газовая модификация которого Lion’s City CL CNG является носителем почётного титула Bus of the Year 2015, и Lion’s Intercity. Последний междугородный, кстати, только-только поставлен на конвейер, и в Анкаре, по сути, произошла его мировая премьера.

Всего же на турецком заводе сегодня выпускают 7 моделей MAN и Neoplan: Lion’s Intercity, Lion’s Regio, Lion’s Coach, Lion’s City, Neoplan Skyliner, Cityliner, Jetliner и Tourliner.

Lion’s City

О производстве автобусов мы расскажем в нашей следующей статье, а пока вернёмся ко «львам», а точнее, для начала к одному из них, который нам интересен больше всего, — к «горожанину». Рассмотрим его чуть подробнее, что называется, на ощупь, тем более что на Lion’s City нам дали немного покататься. Длина автобуса равна 12 метрам, и его силуэт узнаваем по аэродинамическому колпаку на крыше, в котором находятся 8 баллонов со сжатым газом общим объёмом 1 712 литров.

Газовый двигатель MAN E2876 CNG мощностью 310 л. с. и крутящим моментом 1 250 Нм предназначен для работы на природном, биологическом или возобновляемом газе e-gas. Тут всё в принципе понятно: экология превыше всего. А вот шестиступенчатая автоматическая трансмиссия ZF 6 AP 1400 EcoLife заслуживает особого внимания. Данная АКПП позволяет значительно экономить топливо, изменяя момент переключения передач в зависимости от особенностей топографии, показателей нагрузки и ускорения, а также различных факторов, создающих сопротивление движению, например дорожного покрытия или угла поворота.

Сверхпродвинутый адаптивный автомат. Круто! Правда, по отзывам коллег — участников теста, автомат этот нещадно тупит. АКПП явно рассчитана на степенных бюргеров, передвигающихся по дорогам Европы размеренно, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой. Рывков с места, как, впрочем, и вообще каких-либо реальных ускорений, добиться от него на дороге так и не удалось. Хорошо это или плохо? Однозначно сложно сказать. Но если на наших дорогах благодаря задумчивой трансмиссии станет меньше байгующих автобусов, я двумя руками за машины с такими коробками.

Ну чем не пилотское кресло в самолёте? Столько же ручек, кнопок и датчиков!

В салоне Lion’s City располагается 31 сидячее место, всего же в нём могут разместиться до 109 человек. Для сравнения: в аналогичных по классу низкопольных «ютонгах» Yutong ZK-6118HGA, разъезжающих сегодня по улицам Алматы, пассажиров (сидя и стоя) вмещается максимум 99. Пластик салона довольно высокого качества, обивка сидений — синтетика, но сами они при этом мягкие и удобные.

Продолжая сравнивать с теми же «ютонгами», хочется отметить, что «немцы» — это всё-таки «немцы». Серо-голубые автобусы южная столица закупает не впервой, соответственно на презентациях китайских низкопольных городских машин автору этих строк приходилось бывать не раз, впрочем, как и порой по городу на них передвигаться.

Так вот, разница пусть и не огромная, но довольно ощутимая. Всё вроде бы в порядке, но… внутри новенький Lion’s City даже пахнет иначе, нежели его аналог из Поднебесной. На языке так и вертится сравнение мобильных телефонов — брендового и подделки. Всё как бы хорошо, и даже внешне очень похожи, но фирма сразу же чувствуется буквально на ощупь.

Дополнительных откидных сидений, как на наших «ютонгах», здесь нет. Площадка предназначена для инвалидных кресел и детских колясок

В салоне автобуса достаточно просторно, и две бабушки с тележками в проходе между сиденьями уж точно пробку не создадут. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрен откидной пандус, по которому инвалидная коляска может легко подняться в салон. Думаете, нашим инвалидам и мечтать о таких устройствах не стоит? Отнюдь. По крайней мере в Астане несколько таких автобусов уже катается. Дополнительная опция — крен кузова на правую сторону, активируемая нажатием кнопки на панели возле водительского места, что позволяет полу автобуса (и так уже изначально низкому) стать ещё ниже и сравняться с уровнем бордюра для удобства посадки пассажиров.

Рассматриваем мы общественный транспорт как его пользователи, но как уж нам, сотрудникам автомобильного издания, не оценить и водительское место? Лезем за руль. Рабочее пространство очень удобное, всё под рукой, с шикарным обзором через огромное лобовое стекло.

Сиденье со множеством регулировок, зеркала заднего вида — «муравьиные усики» — регулируются под человека любого роста. Что немаловажно, водительская зона отгорожена от салона специальной дверцей. Вроде бы мелочь, но именно эта опция влияет на безопасность, исключая попадание каких-либо предметов, случайно выкатившихся из салона, под педаль тормоза.

Lion’s Intercity

Собрат городского «Льва» Lion’s Intercity достался нам на тест в самой простой комплектации. Машина была изготовлена для одной из французских школ, и по бюджету её попытались втиснуть в самый минимум. Тем не менее автобус произвёл на нас более чем благоприятное впечатление.

Убранство салона максимально скромное, а двигатель агрегатирован самой простой механической коробкой, но как внутри, так и снаружи всё говорит о качестве, продуманности и надёжности. Недаром Intercity также собираются номинировать на звание «Автобус года».

Lion’s Intercity не просто автобус для междугородных поездок. Впервые в данной модели конструкторы постарались приспособить его и для перевозки инвалидов в колясках, что раньше было возможно только на низкопольных городских. Создатели Intercity применили не только новый тип подъёмников для колясок, но и совместили площадку для специального транспорта.

По заявлению производителей, автобус прошёл краш-тесты с ударами, опрокидыванием и качением, и благодаря усиленной раме и каркасу безопасности, а также новой форме кресел машина продемонстрировала неплохие результаты.

На рынке MAN Lion’s Intercity обещают представить в двух модификациях — Intercity на 55 пассажиров и Intercity С на 59 пассажиров. Ещё около 30 человек при необходимости смогут ехать в автобусе стоя.

Обе модификации будут комплектовать дизельным 6-цилиндровым двигателем MAN D08 мощностью 290 л. с. (1 100 Нм) либо с автоматической шестиступенчатой КПП ZF, либо с механикой. Механическая коробка, установленная на тестовом автобусе, кстати, огорчила экспертов слишком длинными ходами рычага переключения передач. Но это, говорят, дело привычки.

Сэкономить топливо конструкторы постарались, снизив вес автобуса, к примеру, за счёт применения колёсных дисков из алюминиевого сплава, а также улучшив аэродинамические характеристики машины. В летающую тарелку Lion’s Intercity, конечно, не превратили, но, немного изменив угол наклона лобового стекла и установив спойлер сзади, им удалось значительно уменьшить коэффициент сопротивления автобуса, что, естественно, должно было отразиться на потреблении солярки.

Экономичным сделали всё, вплоть до переднего бампера, который трёхсекционный, — в случае небольшого повреждения достаточно будет заменить лишь часть, а не целую дорогостоящую панель.

Кроме того, MAN Lion’s Intercity (даже самый «деревянный») напичкан передовыми на сегодня системами безопасности: системой динамической стабилизации, системой стабилизации при внезапных порывах ветра, помощи при торможении, системой пожаротушения в моторном отсеке и датчиками пожарной сигнализации в нескольких опасных зонах. Автобус также радует душу мультимедийной системой с навигационным дисплеем, холодильником, обогревом зеркал и видеокамерой.

Мы бывали во многих развитых странах мира как на отдыхе, так и в командировках, где полностью забывали о том, что такое езда на собственном автомобиле благодаря грамотной системе общественного транспорта: комфортабельные и удобные автобусы, в которых проехаться именно хочется, а не требуется, чёткое расписание маршрутов, профессионализм водителей и продуманное дорожное движение. Технической стороне вопроса по ощущениям также уделяется немало внимания — коптящих автобусов не припомним.

Нужная опция для казахстанских автобусных парков — алкотестер для водителя. Пока не дыхнёшь в трубочку — не заведётся. Хотя попросить дыхнуть можно кого угодно…

Нельзя сказать, что в Турции в автобусном движении идеальный порядок, однако на несколько голов выше, чем у нас — это уж точно. И одну из главных ролей для достижения высоких рейтингов играют сами машины — современные, надёжные, с фирменной технической поддержкой. Этого сильно не хватает Казахстану с его компотом из старых и новых автобусов, азиатских и европейских, частных и муниципальных. Скажем так, немецко-турецкие «львы» могли бы «приложить лапу» к решению этой проблемы, чему бы точно порадовались горожане. На нас новые «маны» впечатление произвели более чем приятное. Хотя властям предстоит решить и другие вопросы, которые, как бОльшая часть «айсберга», не видны на поверхности, — это наведение порядка в головах руководителей автопарков, их подчинённых и, конечно же, самих водителей.