К зимним праздникам полицейские преподнесли автолюбителям особый подарок в виде рестайлинга Правил дорожного движения. Необходимость их принятия была продиктована законом «О дорожном движении», вступившим в силу 20 октября 2014 года и учредившим немало новых требований как к водителям, так и автомобилям.
Новые ПДД были утверждены постановлением правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196. Правила пока не вступили в силу, но, по заверениям полицейских, произойдёт это в самое ближайшее время. Стоит отметить, что все изменения, задекларированные в новом законе, будут отражены в новых ПДД. Включили в них даже спорные моменты, вызвавшие немало нареканий.
Доверенность регистрируем и не пьём. Даже с горя
Само собой, многое в обновлённых ПДД останется от их прежней версии. Но сразу в нескольких разделах, к примеру в «Общих обязанностях водителей», появилось упоминание об обязательной регистрации доверенностей на вождение. Норму эту, как мы помним, раскритиковал президент, и до нового года чиновники и депутаты обещали разработать поправки в законодательство, отменяющие доверенность вовсе. ПДД пока не опубликованы, поэтому, возможно, в итоговой версии регистрацию всё-таки исключат.
В целом обязанности водителей остались прежними. Добавился лишь запрет выходить из салона авто без разрешения полицейского.
Без техосмотра по-прежнему эксплуатация запрещена, но есть послабление для владельцев новых легковых автомобилей: запрещено управлять транспортным средством, не прошедшим обязательный технический осмотр, за исключением транспортных средств категории M1, возраст которых не превышает четырёх лет, включая год выпуска, не используемых в предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта.
Кроме того, как и было отмечено ранее в законе, теперь водителям нельзя употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому они причастны, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
Обязанности пешеходов остались прежними, а вот пассажирам теперь также запретили покидать транспортное средство в случае остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения.
Один из разделов пункта 5 ПДД «Сигналы светофора и регулировщика» в старой версии звучал так: «Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство, с одновременным сигналом свистка. Водитель обязан остановиться в указанном ему месте. Сотрудник органов внутренних дел (полиции), остановивший транспортное средство в соответствии с пунктом 2.3.2., обязан незамедлительно подойти к водителю и назвать причину остановки».
В новых ПДД будет теперь так: «Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства, жестом руки или жезлом, направленным на транспортное средство, с одновременным сигналом свистка, которые должны быть понятны водителю и поданы своевременно, с тем чтобы их исполнение не создало аварийную обстановку». То есть подходить к вам и что-то объяснять правила полицейских не обязывают. Любители поснимать на камеру процесс общения с полицейскими, примите на заметку.
Не гони, не надо
Пункт 10 новых ПДД «Скорость движения» претерпел одно дополнение и одно изменение. Теперь вне населённых пунктов легковым автомобилям и мотоциклам разрешается движение: на автомагистралях со скоростью, не превышающей установленной соответствующим дорожным знаком 3.24, но не более 140 км/ч; на дорогах, имеющих разделительную полосу, не более 110 км/ч; на остальных дорогах не более 100 км/ч.
Куда ставить-то?
Часть 5 пункта 12 новых ПДД «Остановка и стоянка» полностью дублирует статью из закона «О дорожном движении» и гласит, что «стоянка запрещается … на дорогах и улицах населённых пунктов, кроме специально отведённых для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями». То есть практически везде. Напомним, именно эта норма закона вызвала бурю негодования общественности и была опротестована республиканскими прокурорами. Чиновники, полиция и парламентарии обещали быстренько всё исправить, но пока никаких подзаконных актов не принималось.
У всех включено!
Пункт 19 ПДД «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами» претерпел значительные изменения. Отныне всех нас обязывают ездить с включённым ближним светом или дневными ходовыми огнями в светлое время суток. Без исключения и на любых дорогах. Кстати, обратите внимание, что ходовые огни отныне официально прописались в ПДД. Так что водителям, на машинах которых они имеются, жечь ближний свет уже будет не нужно.
Всем родителям на заметку
Про малолетних в салоне. В пункт 22 ПДД «Перевозка пассажиров» внесено очень важное дополнение, и теперь запрещается перевозить детей до 12 лет при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье механического транспортного средства при отсутствии специального детского удерживающего устройства. В действующих ПДД предписывается перевозить ребёнка в кресле только в том случае, если он находится на переднем сиденье. А вскоре дитё без кресла в машине вообще не перевезти.
На самом деле это правильно, но с другой стороны — как будет соблюдён закон, к примеру, в области пассажирских перевозок? Таксистам придётся возить с собой кресло или как минимум бустер с адаптером для ремня безопасности.
И вдогонку новость для подрастающих. Водителей мопедов, как ни странно, в новых ПДД приравняли к велосипедистам. Согласно новому закону «О дорожном движении», им начнут выдавать водительские права, но Правила всё также запрещают мопедистам двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
Внимание инвалидам
Довольно большой раздел посвящён в новых Правилах обеспечению движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В прежней версии ПДД этого пункта не было, права и обязанности инвалидов раскидывались по разным разделам, и поэтому приведём его полностью:
Пункт 25
1. Организация движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и стоянки обслуживающих их транспортных средств:
1) на транспортные средства, управляемые водителями с нарушениями опорно-двигательного аппарата или водителями транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых, не распространяются действия знаков 3.28 «Стоянка запрещена», 3.29 «Стоянка запрещена по нечётным числам месяца», 3.30 «Стоянка запрещена по чётным числам месяца»;
2) транспортные средства, управляемые водителями с нарушением опорно-двигательного аппарата или водителями транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, должны быть оборудованы соответствующими механизмами для управления и (или) приспособлениями;
3) в случае если со знаком 5.15 «Стоянка» установлен знак 7.17 «Для инвалидов», действие дорожного знака 5.15 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлены опознавательные знаки «Инвалид»;
4) в случае если с запрещающими либо предписывающими знаками установлен знак 7.18 «Кроме инвалидов», действие данных дорожных знаков не распространяется на мотоколяски и автомобили, на которых установлены опознавательные знаки «Инвалид».
2. Водители с нарушением опорно-двигательного аппарата, управляющие транспортными средствами с опознавательными знаками «Инвалид», имеют право:
1) останавливать и ставить транспортное средство в населённых пунктах в зоне действия дорожных знаков, запрещающих остановку или стоянку, при условии, что стоящее транспортное средство полностью располагается на тротуаре таким образом, чтобы для движения пешеходов оставалась свободная полоса шириной не менее полутора метров. Данное правило не действует на участках дороги, обозначенных запрещающей остановку дорожной разметкой;
2) ставить транспортное средство в зоне действия знаков, запрещающих стоянку, на местах стоянки с ограниченным временем свыше предусмотренного срока и на дорогах на дворовой территории за пределами мест стоянки при условии, что это не создаёт помех для пешеходов и не лишает другие транспортные средства возможности движения.
3. Водители транспортных средств с опознавательными знаками «Инвалид», обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых, останавливают транспортное средство в населённых пунктах в зоне действия дорожных знаков, запрещающих остановку, для посадки или высадки людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых.
4. Водитель транспортного средства с опознавательными знаками «Инвалид», обслуживающего человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепого, который ведёт за руку человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепого к месту назначения и обратно, останавливает транспортное средство в населённых пунктах на условиях, указанных в подпункте 1) пункта 2 настоящего раздела.
Ох уж эти регламенты!
Нельзя не упомянуть об «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации». Это приложение МВД изрядно переиначило, в основном в сторону ужесточения. Так, теперь в документе говорится, что «техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должны отвечать требованиям соответствующих технических регламентов, стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации». Как известно, с 1 января 2015 года должен вступить в силу Техрегламент ЕАЭС, запрещающий ездить на летних шинах зимой. В приложении «Перечень неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» эта норма отсутствует, ограничивается лишь старыми условиями про глубину протектора.
Норму про несоответствие резины по сезону готовы были оспорить юристы, мотивируя свою позицию тем, что полицейские не имеют к Техрегламенту никакого отношения. Мол, документ подпадает под законодательство о техрегулировании, а гаишники отвечают только за безопасность движения. Но теперь всё встанет на свои места и ездить на машинах, не соответствующих Техрегламенту, в частности обутых в летние шины в зимний сезон, будет запрещено ПДД и полицейские получат возможность за это наказывать.
Попал в аварию? Техосмотр стал недействительным
Продолжая обзор новшеств, отражённых в Основных положениях по допуску, стоит отметить пункт 4, который гласит: «Транспортное средство в случае совершения дорожно-транспортного происшествия с возникновением неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, проходит повторный обязательный технический осмотр».
Про наклейку KZ для туристов
Претерпел обновление и пункт 11, который про установку отличительного знака KZ транспортного средства Республики Казахстан. Точнее, подробно расписан стандарт этой самой наклейки (ранее в ПДД был просто отсыл на норматив РД 78РК01-95): буквы должны быть высотой не менее восьмидесяти миллиметров и обозначены штрихами шириной не менее десяти миллиметров. Буквы должны быть чёрными на белом фоне, имеющем форму эллипса, главная ось которого горизонтальна. Белый фон может быть из светоотражающего материала.
И далась им эта аэрография!
Пункт 14 Основных положений по допуску, запрещающий эксплуатацию транспортных средств, говорит, что нельзя ездить в числе прочего в случае нанесения на кузов аэрографических трёхмерных рисунков.
Казалось бы, всё. Но существует ещё и Перечень неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. О нём мы упоминали выше. Так вот, и в этом приложении к ПДД появилось несколько изменений.
Фары, переоборудование да хитрые устройства
В частности, в нём, в разделе «Внешние световые приборы», говорится, что ездить по дорогам нельзя, если (дословно) «регулировка фар не соответствует требованиям». Каким именно, стало тайной. В существующих ПДД этот пункт также имеется, но там чётко прописано, что регулировка должна соответствовать требованиям СТ РК ГОСТ Р 51709-2004. На что теперь будут опираться полицейские и сотрудники станций техосмотров, непонятно. Не на глаз ли случайно? Возможно, кстати, это камень в огород праворулек. Ведь именно их фары светят «в другую сторону».
Изменился пункт Перечня, где говорится о переоборудовании. Причём если в существующей версии документа устанавливался запрет на эксплуатацию транспортных средств, если произведено оно было «без разрешения дорожной полиции», теперь же нельзя ездить, сделав переоборудование «с нарушением требований, предусмотренных в области технического регулирования».
Есть, правда, в Перечне и некоторые послабления. Так, например, допускается переоборудование, связанное с уменьшением количества посадочных мест, для транспортных средств категории M1 (легковые автомобили). Но по-прежнему не разрешается убирать сиденья без разрешения, превращая салон в грузовой отсек, и, наоборот, ставить дополнительные сиденья в транспортных средствах категорий М2 и М3 (автобусы и микроавтобусы).
Кроме того, отныне отдельным пунктом прописано: «На государственных регистрационных номерных знаках установлены шторки, позволяющие скрывать буквенные и цифровые обозначения регистрационного номерного знака».
Постскриптум
Когда статья уже была готова к публикации, нам удалось поговорить с руководством Комитета административной полиции МВД РК, где пояснили, что сомнительные нормы типа запрета парковки в городах, регистрации доверенности и т. д. они были вынуждены включить в ПДД, так как все эти моменты уже присутствовали в законе «О дорожном движении». А он, как известно, главнее Правил дорожного движения. По словам стражей порядка, поправки в закон будут приняты, скорее всего, до конца текущего года. После этого скорректируют и новые ПДД РК. Так что это ещё не последняя версия Правил. И мы очень на это надеемся.