1156-articles-main-1407392940

Внедорожная баха — это что-то!

Тяга к внедорожным гонкам в последнее время буквально захлестнула страны СНГ, хотя, учитывая состояние дорог в странах Содружества, это неудивительно. И если казахстанские рейдовики пока не могут похвастаться большими успехами, то россияне в этом году буквально оккупировали Кубок мира по ралли-рейдам, и всё чаще на биваке слышна русская речь, в чём мы на собственном опыте убедились во время испанской Baja Aragon.

Тяга к внедорожным гонкам в последнее время буквально захлестнула страны СНГ, хотя, учитывая состояние дорог в странах Содружества, это неудивительно. И если казахстанские рейдовики пока не могут похвастаться большими успехами, то россияне в этом году буквально оккупировали Кубок мира по ралли-рейдам, и всё чаще на биваке слышна русская речь, в чём мы на собственном опыте убедились во время испанской Baja Aragon.

Русскоговорящие спортсмены, болельщики и члены команд стремительно проникают в мир внедорожных гонок, бывший всегда вотчиной французов. Бредя по трассе в испанской глубинке, можно легко встретить двух девушек, болтающих на русском. Дамы болеют за один из российских экипажей. А вон на холме стоит парень в футболке Astana, это человек казахстанской «Астаны». Чем же внедорожные бахи привлекают участников из России и Казахстана?

Старт пролога

Кубок мира вряд ли когда-то выйдет из тени легендарного «Дакара», но каждый этап кубка, по сути, является «Дакаром» в миниатюре. Этапы в Катаре и Египте имитируют песчаную часть самого известного ралли-рейда, итальянская и испанская бахи отчасти дают представление о том, что ждёт участников на горных этапах в Южной Америке. При этом по своему формату Baja Aragon больше напоминает классическое ралли.

Язид Аль-Раджи на трассе пролога

Началась гонка ещё в пятницу с пролога, по результатам которого определилась стартовая позиция в субботу. Первый полноценный день состоял из двух спецучастков протяжённостью 116 и 217 км, после каждого из которых следовал заезд в сервис-парк. Во второй день гоночная дистанция полностью повторилась. Что касается времени сервиса, то вместо всей ночи, как на «Дакаре», участники могли латать машины всего 1.5 часа в день: 30 минут после утреннего СУ и час в конце дня. Как выразился один из спортсменов, такой график не позволяет ломать машины и ехать приходится очень осторожно и с умом.

Немалая часть дистанции проходила в горных ущельях по узким дорожкам, зажатым среди деревьев

Как я говорил ранее, на первый взгляд трасса спецучастка смахивает на дорогу для классики, однако те участки, которые удалось посмотреть, сильно отличаются от горных отрезков, оставшихся за кадром. Там встречаются и канавы, и броды, словом, то, что для легкового раллийного автомобиля непроезжаемо. При этом дорожная книга на 300 с небольшим «боевых» километров представляет собой толстенную тетрадку с минимальными расстояниями между позициями. Как говорят штурманы, роудбук до того мелкий, что, даже оторвав на секунду взгляд, можно потерять позицию и после просто-напросто не знать, где именно едет экипаж.

Так выглядит дорожная книга на Baja Aragon

Большинство участников — это полупрофессионалы, которые приехали сюда готовиться к главному событию года — «Дакару». Камни, горные серпантины, опасные шпильки — всё это встречается и на южноамериканском ралли-рейде. И те, кто умеет ездить в таких местах, могут отыграть немало времени у соперников. Но совсем другое дело лидеры, они проезжают все этапы сезона и нацелены в первую очередь на борьбу в чемпионате.

После пяти этапов российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова на прототипе MINI All4 Racing приехал в Испанию в качестве лидера общего зачёта. Однако в Испании количество супербыстрых пилотов просто зашкаливало. О чём говорить, если команда X-Raid выставила на гонку шесть экипажей, в том числе действующего чемпиона «Дакара» испанца Нани Рома и многоопытного аргентинца Орландо Терранова. Кроме того, на старт вышел и другой триумфатор «Дакара» Нассер Аль-Аттия, а главный преследователь Васильева Язид Аль-Раджи много лет гоняется в классическом ралли и на таких дорожках собаку съел. Одним словом, гонка обещала быть жаркой.

После ухода из команды X-Raid катарец Нассер Аль-Аттия вынужден выступать на арендованном прототипе Ford HRX

Увы, ралли-рейды — это не кольцевые гонки и, сидя на трибуне, всю трассу не увидеть. Более того, даже если носиться по допам как угорелый весь день, запросто можно заскучать. Для того чтобы стоять в степи целый час и смотреть, как мимо тебя проносятся внедорожники, поднимая клубы пыли, надо очень любить ралли-рейды. Лучшее решение — это место на вершине холма, откуда можно смотреть на связку из нескольких поворотов и сравнивать, как тот или иной гонщик проезжает этот участок.

Но самое интересное творится на биваке, базовом лагере гонки, и тут большое количество наших участников пришлось как нельзя кстати. Если стоя на трассе я знал лишь то, что Аль-Раджи сошёл, то в зоне сервиса увидел накрытый чехлом прототип Toyota Hilux, а гонщики рассказали, что, перевернувшись на трассе, экипаж потерял около 20 минут времени и, поняв, что на очки уже не претендует, отказался от дальнейшей борьбы.

Перед стартом спецучастка все участники проверяют давление в шинах. Большинство выбирало давление 1.9-2.2 атмосферы

Здесь же можно подойти к пилотам после финиша спецучастка и узнать о том, какие проблемы были на трассе. А главной проблемой на обоих СУ были острые камни, режущие колёса. И особенно страдали от этого пилоты на стандартной технике.

Лидеры зачёта T2 россияне Андрей Рудской и Евгений Загороднюк

Андрей Рудской и Евгений Загороднюк (лидеры зачёта Т2, едущие на Toyota Land Cruiser 200) страдали от проколов весь первый день, а во второй решили проблему, накачав в гражданские шины BF Goodrich 3.5 атмосферы. У машин Т1 на гоночной резине ситуация не столь драматична. Давление 1.9-2.2 атмосферы позволило достаточно спокойно преодолевать камни, но из-за большого крутящего момента (особенно на дизельных MINI) шины приходилось менять после каждого спецучастка.

Так выглядели шины на прототипе HRX Ford Нассера Аль-Аттии после 200 км гоночной дистанции

100 км «боевой» дистанции, и 4 покрышки стоимостью 900 евро каждая можно выкидывать. Расходы бешеные, но команды уровня X-Raid могут себе такое позволить. Лагерь немецкой команды занимал самую большую площадь в сервис-парке. Здесь не только шатры для каждого из шести автомобилей, но также несколько грузовиков с оборудованием, дом на колёсах для спортсменов, кухня, грузовик с хозяйственным модулем внутри (включая стиральную машинку и прочую бытовую технику), а также целая зона отдыха, где механики отдыхают в ожидании своих пилотов.

Механики X-Raid отдыхают в ожидании пилотов

За каждой машиной закреплена лишь пара механиков, но расписание, согласно которому в сервис участники заезжали по очереди, позволяло набрасываться на машины всем свободным людям, а это больше десятка специалистов. А зрелище это очень впечатляет. Вот больше десятка парней обступили MINI All4 Racing, сняли пластиковую «кожуру» кузова и начали превентивно менять не только расходники, но и тормозные диски. В Испании механики успевали довольно быстро обслужить машины (пилоты, как мы помним, старались беречь технику), так что немало времени автомобили проводили на мойке, где с них убирали прилипшую на трассе грязь и пыль. После чего машины ожидали своей очереди на выезде из сервисного парка.

В маленьких командах ситуация кардинально отличается. Машины жмутся друг к другу под небольшими шатрами, единственный грузовик служит и складом запчастей и жилым модулем. Повреждённые детали стараются подлатать, кузов заклеивают скотчем, а вместо полноценной мойки довольствуются лишь обтиранием машины тряпками. По масштабам поспорить с X-Raid может только бельгийский коллектив Overdrive. Шатры команды стоят по соседству, а её услугами пользуются такие пилоты, как Язид Аль-Раджи, Марек Дамбровски, Адам Малыш, Рейналдо Варела.

На Toyota Hilux выступает ещё Александр Желудов, до своего схода из-за проблем с бензонасосом россиянин занимал 4-е место

Toyota Hilux проигрывает MINI All4 Racing в мощности мотора (5-литровый бензиновый двигатель на «тойоте» хоть и выдаёт 350 л.с., но значительно уступает 3-литровому 307-сильному турбодизелю в крутящем моменте). Кроме того, немецкий прототип прочнее пикапа. А главное, Overdrive ориентируется на обслуживание клиентов, тогда как X-Raid — это фактически заводская команда.

Неудивительно, что первые четыре места по итогам гонки заняли экипажи на технике MINI: победу одержал Нани Рома, всего на 256 секунд отстал от него Орландо Терранова, а третье место завоевал Мартин Качмарски. Владимир Васильев стал четвёртым и с учётом схода главного соперника Язида Аль-Раджи только укрепил свои позиции в чемпионате.

Победители испанской бахи Нани Рома и Мишель Перин

Впереди ещё четыре этапа Кубка мира, из них три короткие бахи и недельный ралли-рейд в Марокко. У спортсменов есть возможность как следует протрясти себя и технику в преддверии «Дакара», который стартует в январе, а болельщики могут присмотреться к фаворитам, за которых будут болеть на главной внедорожной гонке планеты. И вдвойне приятно, что нам теперь есть за кого болеть в этой дисциплине.

Экипаж Владимир Васильев/Константин Жильцов лидируют в кубке с преимуществом в 51 очко

Владимир Васильев

Пилот VRT G-Energy Team / о соперниках и напарниках по команде

— Из соперников могу выделить Аль-Раджи, он быстрый гонщик и максимально приближен к нам по очкам, и Аль-Аттию. У Нассера Аль-Аттии 106 очков, у Аль-Раджи 120, у нас на сегодняшний момент 171 очко. Вот два соперника, с которыми надо бороться на протяжении оставшихся четырёх этапов.

Айдын Рахимбаев идёт верным путём, потому что пришёл в команду X-Raid и сел на автомобиль MINI. Могу пожелать больше тренироваться, чтобы ездить ещё быстрее. В команде мы соперничаем, только когда садимся за руль, в остальное время мы друзья.

Константин Жильцов

Штурман VRT G-Energy Team / о гонке, пилоте и партнёрах команды

— Испанская баха всегда славилась своей сложностью. Я помню времена, когда в день участники проезжали 800 км, тогда я ещё был пилотом и это было действительно серьёзно. Что касается последних лет, то это очень большая работа для штурманов. Каждая позиция буквально через 150 метров — сплошная болтовня. Более того, я могу сказать, что здесь практически некогда смотреть в лобовое стекло и что-то проверять. В основном идёт работа с книжкой и приборами, грубо говоря, задницей ощущаешь, повернули — не повернули, подпрыгнули — не подпрыгнули.

Самое основное в сотрудничестве с Владимиром Васильевым то, что мы находим общий язык внутри автомобиля. У нас очень хорошая психологическая обстановка, из собственного опыта я могу сказать, что это самое главное. Когда люди друг друга не понимают, не доверяют или же возникают какие-то стрессовые ситуации, это приводит к поражению.

Сотрудничество с G-Energy — это не просто рекламная поддержка, мы действительно с ними работаем. Тестируем продукцию, делаем химические анализы. Более того, мы подстраиваемся под себя и под российские условия, ведь в России нам удобнее работать с российским производителем.