Тяга к внедорожным гонкам в последнее время буквально захлестнула страны СНГ, хотя, учитывая состояние дорог в странах Содружества, это неудивительно. И если казахстанские рейдовики пока не могут похвастаться большими успехами, то россияне в этом году буквально оккупировали Кубок мира по ралли-рейдам, и всё чаще на биваке слышна русская речь, в чём мы на собственном опыте убедились во время испанской Baja Aragon.
Русскоговорящие спортсмены, болельщики и члены команд стремительно проникают в мир внедорожных гонок, бывший всегда вотчиной французов. Бредя по трассе в испанской глубинке, можно легко встретить двух девушек, болтающих на русском. Дамы болеют за один из российских экипажей. А вон на холме стоит парень в футболке Astana, это человек казахстанской «Астаны». Чем же внедорожные бахи привлекают участников из России и Казахстана?
Кубок мира вряд ли когда-то выйдет из тени легендарного «Дакара», но каждый этап кубка, по сути, является «Дакаром» в миниатюре. Этапы в Катаре и Египте имитируют песчаную часть самого известного ралли-рейда, итальянская и испанская бахи отчасти дают представление о том, что ждёт участников на горных этапах в Южной Америке. При этом по своему формату Baja Aragon больше напоминает классическое ралли.
Началась гонка ещё в пятницу с пролога, по результатам которого определилась стартовая позиция в субботу. Первый полноценный день состоял из двух спецучастков протяжённостью 116 и 217 км, после каждого из которых следовал заезд в сервис-парк. Во второй день гоночная дистанция полностью повторилась. Что касается времени сервиса, то вместо всей ночи, как на «Дакаре», участники могли латать машины всего 1.5 часа в день: 30 минут после утреннего СУ и час в конце дня. Как выразился один из спортсменов, такой график не позволяет ломать машины и ехать приходится очень осторожно и с умом.
Как я говорил ранее, на первый взгляд трасса спецучастка смахивает на дорогу для классики, однако те участки, которые удалось посмотреть, сильно отличаются от горных отрезков, оставшихся за кадром. Там встречаются и канавы, и броды, словом, то, что для легкового раллийного автомобиля непроезжаемо. При этом дорожная книга на 300 с небольшим «боевых» километров представляет собой толстенную тетрадку с минимальными расстояниями между позициями. Как говорят штурманы, роудбук до того мелкий, что, даже оторвав на секунду взгляд, можно потерять позицию и после просто-напросто не знать, где именно едет экипаж.
Большинство участников — это полупрофессионалы, которые приехали сюда готовиться к главному событию года — «Дакару». Камни, горные серпантины, опасные шпильки — всё это встречается и на южноамериканском ралли-рейде. И те, кто умеет ездить в таких местах, могут отыграть немало времени у соперников. Но совсем другое дело лидеры, они проезжают все этапы сезона и нацелены в первую очередь на борьбу в чемпионате.
После пяти этапов российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова на прототипе MINI All4 Racing приехал в Испанию в качестве лидера общего зачёта. Однако в Испании количество супербыстрых пилотов просто зашкаливало. О чём говорить, если команда X-Raid выставила на гонку шесть экипажей, в том числе действующего чемпиона «Дакара» испанца Нани Рома и многоопытного аргентинца Орландо Терранова. Кроме того, на старт вышел и другой триумфатор «Дакара» Нассер Аль-Аттия, а главный преследователь Васильева Язид Аль-Раджи много лет гоняется в классическом ралли и на таких дорожках собаку съел. Одним словом, гонка обещала быть жаркой.
Увы, ралли-рейды — это не кольцевые гонки и, сидя на трибуне, всю трассу не увидеть. Более того, даже если носиться по допам как угорелый весь день, запросто можно заскучать. Для того чтобы стоять в степи целый час и смотреть, как мимо тебя проносятся внедорожники, поднимая клубы пыли, надо очень любить ралли-рейды. Лучшее решение — это место на вершине холма, откуда можно смотреть на связку из нескольких поворотов и сравнивать, как тот или иной гонщик проезжает этот участок.
Но самое интересное творится на биваке, базовом лагере гонки, и тут большое количество наших участников пришлось как нельзя кстати. Если стоя на трассе я знал лишь то, что Аль-Раджи сошёл, то в зоне сервиса увидел накрытый чехлом прототип Toyota Hilux, а гонщики рассказали, что, перевернувшись на трассе, экипаж потерял около 20 минут времени и, поняв, что на очки уже не претендует, отказался от дальнейшей борьбы.
Здесь же можно подойти к пилотам после финиша спецучастка и узнать о том, какие проблемы были на трассе. А главной проблемой на обоих СУ были острые камни, режущие колёса. И особенно страдали от этого пилоты на стандартной технике.
Андрей Рудской и Евгений Загороднюк (лидеры зачёта Т2, едущие на Toyota Land Cruiser 200) страдали от проколов весь первый день, а во второй решили проблему, накачав в гражданские шины BF Goodrich 3.5 атмосферы. У машин Т1 на гоночной резине ситуация не столь драматична. Давление 1.9-2.2 атмосферы позволило достаточно спокойно преодолевать камни, но из-за большого крутящего момента (особенно на дизельных MINI) шины приходилось менять после каждого спецучастка.
100 км «боевой» дистанции, и 4 покрышки стоимостью 900 евро каждая можно выкидывать. Расходы бешеные, но команды уровня X-Raid могут себе такое позволить. Лагерь немецкой команды занимал самую большую площадь в сервис-парке. Здесь не только шатры для каждого из шести автомобилей, но также несколько грузовиков с оборудованием, дом на колёсах для спортсменов, кухня, грузовик с хозяйственным модулем внутри (включая стиральную машинку и прочую бытовую технику), а также целая зона отдыха, где механики отдыхают в ожидании своих пилотов.
За каждой машиной закреплена лишь пара механиков, но расписание, согласно которому в сервис участники заезжали по очереди, позволяло набрасываться на машины всем свободным людям, а это больше десятка специалистов. А зрелище это очень впечатляет. Вот больше десятка парней обступили MINI All4 Racing, сняли пластиковую «кожуру» кузова и начали превентивно менять не только расходники, но и тормозные диски. В Испании механики успевали довольно быстро обслужить машины (пилоты, как мы помним, старались беречь технику), так что немало времени автомобили проводили на мойке, где с них убирали прилипшую на трассе грязь и пыль. После чего машины ожидали своей очереди на выезде из сервисного парка.
В маленьких командах ситуация кардинально отличается. Машины жмутся друг к другу под небольшими шатрами, единственный грузовик служит и складом запчастей и жилым модулем. Повреждённые детали стараются подлатать, кузов заклеивают скотчем, а вместо полноценной мойки довольствуются лишь обтиранием машины тряпками. По масштабам поспорить с X-Raid может только бельгийский коллектив Overdrive. Шатры команды стоят по соседству, а её услугами пользуются такие пилоты, как Язид Аль-Раджи, Марек Дамбровски, Адам Малыш, Рейналдо Варела.
Toyota Hilux проигрывает MINI All4 Racing в мощности мотора (5-литровый бензиновый двигатель на «тойоте» хоть и выдаёт 350 л.с., но значительно уступает 3-литровому 307-сильному турбодизелю в крутящем моменте). Кроме того, немецкий прототип прочнее пикапа. А главное, Overdrive ориентируется на обслуживание клиентов, тогда как X-Raid — это фактически заводская команда.
Неудивительно, что первые четыре места по итогам гонки заняли экипажи на технике MINI: победу одержал Нани Рома, всего на 256 секунд отстал от него Орландо Терранова, а третье место завоевал Мартин Качмарски. Владимир Васильев стал четвёртым и с учётом схода главного соперника Язида Аль-Раджи только укрепил свои позиции в чемпионате.
Впереди ещё четыре этапа Кубка мира, из них три короткие бахи и недельный ралли-рейд в Марокко. У спортсменов есть возможность как следует протрясти себя и технику в преддверии «Дакара», который стартует в январе, а болельщики могут присмотреться к фаворитам, за которых будут болеть на главной внедорожной гонке планеты. И вдвойне приятно, что нам теперь есть за кого болеть в этой дисциплине.
Владимир Васильев
— Из соперников могу выделить Аль-Раджи, он быстрый гонщик и максимально приближен к нам по очкам, и Аль-Аттию. У Нассера Аль-Аттии 106 очков, у Аль-Раджи 120, у нас на сегодняшний момент 171 очко. Вот два соперника, с которыми надо бороться на протяжении оставшихся четырёх этапов.
Айдын Рахимбаев идёт верным путём, потому что пришёл в команду X-Raid и сел на автомобиль MINI. Могу пожелать больше тренироваться, чтобы ездить ещё быстрее. В команде мы соперничаем, только когда садимся за руль, в остальное время мы друзья.
Константин Жильцов
— Испанская баха всегда славилась своей сложностью. Я помню времена, когда в день участники проезжали 800 км, тогда я ещё был пилотом и это было действительно серьёзно. Что касается последних лет, то это очень большая работа для штурманов. Каждая позиция буквально через 150 метров — сплошная болтовня. Более того, я могу сказать, что здесь практически некогда смотреть в лобовое стекло и что-то проверять. В основном идёт работа с книжкой и приборами, грубо говоря, задницей ощущаешь, повернули — не повернули, подпрыгнули — не подпрыгнули.
Самое основное в сотрудничестве с Владимиром Васильевым то, что мы находим общий язык внутри автомобиля. У нас очень хорошая психологическая обстановка, из собственного опыта я могу сказать, что это самое главное. Когда люди друг друга не понимают, не доверяют или же возникают какие-то стрессовые ситуации, это приводит к поражению.
Сотрудничество с G-Energy — это не просто рекламная поддержка, мы действительно с ними работаем. Тестируем продукцию, делаем химические анализы. Более того, мы подстраиваемся под себя и под российские условия, ведь в России нам удобнее работать с российским производителем.