1140-articles-main-1404354454

Неизведанные тропы Кетменя

Погода в Кетменьских горах меняется быстро: то холодный дождь, то знойная жара. В предгорьях могут цвести деревья, а на теневых склонах и вершинах даже летом будет лежать снег. Но перепады температур не смогут помешать тому, кто хочет насладиться тишиной и прогуляться по звериным тропам этих гор.

Погода в Кетменьских горах меняется быстро: то холодный дождь, то знойная жара. В предгорьях могут цвести деревья, а на теневых склонах и вершинах даже летом будет лежать снег. Но перепады температур не смогут помешать тому, кто хочет насладиться тишиной и прогуляться по звериным тропам этих гор.

Словом «кетмень» в тюркском языке называется ручное орудие типа мотыги, которое применяется для окучивания посевов, а также рытья и очистки арыков и каналов. Существует легенда, согласно которой своё название эти горы получили в день создания Творцом рельефа суши. Устав от работы, он бросил ненужное более орудие труда на землю, и там, где оно упало, вырос небольшой, но очень красивый горный хребет.

Одна из горных долин Кетменя

Несмотря на относительно близкое расположение к Алматы, горы Кетмень мало посещаемы туристами, искателями приключений и просто любителями активного отдыха. Возможно, именно поэтому этот уголок природы сохранил свою первозданную чистоту. Множество речушек с ледяной хрустальной водой в труднодоступных ущельях низвергаются небольшими, но эффектными водопадами, одаривая уставших путников прохладой.

Небольшие ручьи манят уставшего путника своей чистотой и прохладой

География

Кетмень — горный хребет Тянь-Шаня. Его длина составляет около 300 км. Наивысшая точка — гора Небесная, высота которой около 3 638 м. Вершины горного хребта в основном плоские, окружены крутыми склонами, расчленёнными глубокими ущельями. Подножие Кетменя покрыто степной растительностью. В средней части расположены первозданные еловые леса, среди которых простираются великолепные высокогорные луга.

Пастбища Кетменя

Геология

Хребет от Центрального Тянь-Шаня отделяется высоко поднятой Кегеньской высокогорной равниной, расположенной на высоте до 2 300 м. На западе он примыкает к Кунгей Алатау, на востоке уходит в Китай. Его вершины выровнены, что свидетельствует о древнем оледенении. Северные склоны хребта более пологие, чем южные. Оба склона расчленены реками, впадающими в бассейн реки Или.

Вершины даже в мае покрыты снегом

Животный мир

В горах Кетмень обитают козероги, маралы, косули, кабаны, а самым редким представителем данного региона является тянь-шаньский бурый, или белокоготный, медведь.

На противоположном склоне можно увидеть пасущихся маралов

Наличие большого количества животных делает эти горы настоящим раем для любителей фотоохоты и охотников. Егерь, живущий на въезде в ущелье, при наличии свободного времени может провести экскурсию и показать наилучшие места, где можно сделать неповторимые снимки. Кроме того, данное место не оставит равнодушными любителей рыбалки — в реках водится форель.

Маленький водопад в живописном ущелье

Когда лучше ехать и что брать с собой?

Лучшее время для поездки в Кетмень — с середины весны до начала осени. Данное место придётся по душе любителям прогулок по горам, фотоохотникам, рыбакам и просто ценителям природной красоты.

Пейзажи Кетменя завораживают и радуют глаз

С собой в поездку необходимо взять запас воды и провианта. Кроме того, в весеннее время важно иметь при себе репелленты от клещей. Если захотите поехать с ночёвкой (а туда лучше ехать на два дня), то возьмите с собой палатку. Но при наличии свободного места и за определённую плату можно остановиться в домике егеря, он с удовольствием приготовит для вас баню и наполнит бассейн родниковой водой.

На чём ехать?

В сухую погоду дорога до домика егеря проходима для легкового автомобиля, но если у вас возникнет желание проехать ещё дальше, то без подготовленного внедорожника с высоким клиренсом не обойтись.

Легенда маршрута

Старт дан в точке пересечения пр. Рыскулова и Кульджинского тракта, т. е. на границе города. Для особо важных перекрёстков указаны географические координаты в формате градусы/минуты/доли минут.

Маршрут из Алматы

Старт от границы города на Кульджинке, в том месте, где эта междугородная трасса пересекается с проспектом Рыскулова.

0 км — перекрёсток Рыскулова — Кульджинский тракт — начало маршрута.

3.5 км — кольцо: налево — дорога на аэропорт, направо — на Талгар, нам ехать прямо. Тут же пара АЗС, маленький базар.

5.8 км — п. Гульдала (ранее Красное Поле).

9 км — конец п. Гульдала.

10.9 км — поворот на Кызылту.

13.3 км — п. Панфилов.

15.7 км — конец п. Панфилов.

17.2 км — мясной рынок.

17.6 км — ещё один рынок.

20.9 км — поворот на г. Талгар.

21.1 км — начало п. Байтерек (ранее Новоалексеевка).

24.4 км — конец п. Байтерек.

26.5 км — п. Ават. Знак 5.22 «Начало населённого пункта».

28.3 км — конец п. Ават.

34.9 км — поворот на г. Иссык.

35 км — мост через реку Иссык.

39.2 км — начало п. Кульджа.

40.5 км — конец п. Кульджа.

45.3 км-51.6 км — п. Бирлик, начало п. Балтабай. Стоит учесть, что на протяжении всего населённого пункта запрещён обгон.

54.3 км — конец п. Балтабай.

59.4 км-61.8 км — п. Акши.

62.7 км — начало п. Маловодное.

68.1 км — конец п. Маловодное.

79.8 км — начало п. Тескенсу.

81.7 км — конец п. Тескенсу.

82.1 км — поворот на рыбхоз.

88.6 км — начало п. Ащысай.

90.2 км — тут из трубы льётся чистая питьевая вода.

90.4 км — конец п. Ащысай, начало п. Каратурык.

95.6 км — конец п. Каратурык.

98.6 км-99.4 км — п. Лавар.

109.4 км — развилка. Дорога прямо — на Чилик, до которого отсюда 1 км. Нам надо уходить вправо, в объезд Чилика.

115.3 км — развилка, нам ехать прямо.

118 км — мост через реку Чилик.

118.3 км — сразу за мостом уходим по главной дороге направо.

122 км — начало п. Байсеит.

123.1 км — небольшой базар, обменный пункт.

124 км — конец п. Байсеит.

133 км-135.1 км — п. Нура. Есть эстакада.

145.7 км — начало ущелья Кокпек.

146.7 км — справа от дороги несколько кафе. По ущелью дорога хорошая, повороты пологие, хорошо просматриваются. Можно ехать относительно быстро.

158.2 км — п. Кокпек.

158.9 км — конец п. Кокпек.

165.6 км — развилка (нам налево, направо — на Нарынкол).

223.3 км — кольцо перед Чунджой (нам направо, прямо — Чунджа).

229 км — развилка (нам налево).

249.9 км — развилка (нам направо, прямо — на Кольжат).

261.7 км — развилка (нам налево, направо — на Тигермень).

266 км — начало п. Актам (нам прямо до конца посёлка, до Т-образного перекрёстка).

266.9 км — Т-образный перекрёсток (нам налево, до четвёртого перекрёстка).

267.7 км — четвёртый перекрёсток (нам направо, на грунтовку, далее выбираем самую накатанную дорогу и едем до домика егеря).

273.3 км — домик егеря. Координаты домика: широта 43°24’51.52″С, долгота 79°52’22.95″В

Внимание!

Данный маршрут ведёт в пограничную зону. Во избежание проблем с Законом о Государственной границе Республики Казахстан (глава 5, статья 40) не забудьте взять с собой документы, удостоверяющие личность, для граждан РК , и пропуска в пограничную зону для иностранцев (въезд граждан других стран и лиц без гражданства в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам на въезд в пограничную зону, выдаваемым МВД Республики Казахстан). Для справки: согласно постановлению правительства Республики Казахстан № 356 от 16 апреля 2014 года, установлены следующие пределы пограничной зоны: — с Китайской Народной Республикой — в пределах территории административно-территориальных единиц Республики Казахстан (районов), непосредственно примыкающих к пограничной полосе; — с Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан и Туркменистаном — в пределах 25 км территории административно-территориальных единиц Республики Казахстан, непосредственно примыкающих к пограничной полосе.