1134-articles-main-1403579790

Toyota с казахстанским паспортом

11 июня 2014 года можно считать знаковым днём для всех автомобилистов Казахстана. В этот день внедорожник Toyota Fortuner получил казахстанскую прописку. На костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром» состоялся запуск производственной линии. Мы присутствовали при запуске и теперь попробуем рассказать вам, какие преимущества даёт появление CKD-производства в РК.

11 июня 2014 года можно считать знаковым днём для всех автомобилистов Казахстана. В этот день внедорожник Toyota Fortuner получил казахстанскую прописку. На костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром» состоялся запуск производственной линии. Мы присутствовали при запуске и теперь попробуем рассказать вам, какие преимущества даёт появление CKD-производства в РК.

Кузова варят вручную, сварочных роботов в Костанае нет

Начало производства Toyota Fortuner в Казахстане сложно переоценить. Впервые в республике стали собирать японские авто, причём вместо крупноузлового SKD-метода применяется мелкоузловая CKD-сборка. Оба метода направлены на обход таможенных пошлин, но мелкоузловая сборка подразумевает немало работы для казахстанской стороны, а не просто отвёрточную сборку уже готовых машин, разобранных перед отправкой к нам.

Другими словами, в Казахстан Toyota Fortuner приходит не в виде машинокомплекта, требующего установки основных узлов (двигателя, КПП, трансмиссии) и заправки жидкостями, а в виде отдельных деталей, причём даже кузовных. Вот отштампованные железки — будущий кузов, вот двигатели, а вот детали интерьера и т. д. Производство автомобиля начинается в цехе сварки, здесь рабочие собирают и сваривают «скелет» машины, который затем проходит инспекцию, полируется и переезжает в соседний цех окраски.

Казахстанские «Форчунер» красят в пять цветов

Мощность сварочной линии — 3 000 кузовов в год, или 12 штук в день. В данном случае именно этот участок завода ограничивает количество производимых авто. Роботов, заметим, в Костанае нет, и кузова рабочие варят вручную. Автоматическая сварочная линия — одна из самых дорогостоящих составляющих конвейера, и при таких мизерных объёмах производства экономического смысла в ней нет. Тем не менее ручной способ удовлетворяет требованиям «Тойоты», поэтому имеет место быть, и не только в Казахстане.

После сварки, полировки и проверки готовый кузов попадает в соседний цех окраски. Здесь заготовки ждут 13 ванн и 4 сушильные камеры, в которых кузова последовательно грунтуют методом катафореза, затем окрашивают эмалью и наконец наносят лак. В Таиланде, откуда поставляют заготовки к нам, Fortuner окрашивают в семь цветов, но в Казахстане вариантов только пять: белый, серебристый, тёмно-серый, чёрно-синий и чёрный. При этом сам цех рассчитан на 12 различных цветов, и это неслучайно.

Nomad’ы и Fortuner’ы идут по конвейеру вперемежку

Следующий цех, где оказываются уже окрашенные кузова, — это цех сборки. Большая часть компонентов для Toyota Fortuner приходит в основном из Таиланда, из Японии поставляется только автомат. В отличие от широко известного в Казахстане SKD-метода здесь не только монтируются основные агрегаты, но и собирается салон. Элементы интерьера, правда, завозятся уже частично собранными, к примеру обивка дверей идёт уже полностью готовой и просто монтируется на двери.

Дверная панель внедорожника SsangYong Nomad

Окрасочный и сборочный цехи завода «СарыаркаАвтоПром» универсальны, здесь можно собирать любой рамный автомобиль, и бок о бок с «Тойотой» по конвейеру идут внедорожники SsangYong Nomad. Сейчас здесь собирается поровну «форчунеров» и «номадов», в планах уже к концу года выйти на запланированные 12 автомобилей в день. Но если японских внедорожников будет производиться не больше 3 000 в год, то объём выпуска корейских «номадов» — 25 000 ежегодно.

Отечественный рынок явно не нуждается в таком количестве SsangYong’ов, поэтому изначально были планы экспорта в страны Таможенного союза. Правда, для поставок в Россию и Беларусь уже в 2018 году потребуется минимум 50-процентная локализация. Как показывает опыт российских предприятий, для этого придётся не только варить и окрашивать кузова, но самим штамповать кузовные панели (желательно из отечественного проката), ставить на автомобиль отечественные шины и сделанные здесь же мелкие детали. Непростая задача.

Нынешний метод производства, по словам заводчан, обеспечивает 30-процентную локализацию. Эта цифра достигается за счёт сварки и окраски кузовов, работы отечественных рабочих, материалов, приобретаемых в странах Таможенного союза. К примеру, химия и частично ГСМ в «Тойоте» казахстанские, и учитывается даже спецодежда для работников завода — она, само собой, тоже отечественная.

Отличия казахстанского Fortuner от тайского минимальны — спецификация для холодного климата и иная настройка подвески: машины для внутреннего рынка Таиланда отличаются более мягкой ходовой, а на казахстанском Fortuner его характеристики идентичны таковым во всём остальном мире. Всё остальное одинаково. От популярных у нас «арабов» отечественный внедорожник отличается, соответственно, адаптацией к нашим климатическим условиям, в частности более мощным стартером для облегчения холодного пуска.

Некоторые пластиковые детали также окрашивают в Костанае

Сам автомобиль можно считать хорошим выбором для казахстанских условий, ведь Fortuner создавался как доступный SUV на базе пикапа Hilux. Родиной машины с полным правом можно считать Таиланд, изначально внедорожник был доступен только там и лишь позже стал попадать на другие рынки. Свой выбор модели для Казахстана японцы объясняют соответствием «Форчунера» местным условиям — большой, крепкий и простой автомобиль нужен как тайцам, так и нам. Вдобавок никто не делал скидок на состояние наших дорог — что ни говори, а внедорожник на наших бескрайних просторах пока остаётся куда более желаемым видом транспорта, нежели компактная малолитражка. Была бы ещё цена доступнее.

На фоне других внедорожников марки Toyota эта модель действительно получилась привлекательной. Аналогичный по размерам Land Cruiser Prado с точно таким же 2.7-литровым мотором стоит минимум $52 900. По сравнению с другими конкурентами и привозимыми серыми дилерами «форчунерами» цена на авто казахстанской сборки заманчивой отнюдь не выглядит.

Впрочем, не одни мы такие. В большинстве стран, где существует производство этой модели, Fortuner совсем недёшев. Помимо Казахстана и Таиланда внедорожник выпускают в Индонезии, Египте, Индии, Аргентине, Венесуэле и Пакистане. У себя на родине в Таиланде машина стоит от $39 000 за заднеприводную версию с автоматом и 2.7-литровым мотором до $47 700 за полноприводную 3-литровую дизельную версию (171 л.с., 360 Нм) с тюнингом от отделения TRD. Чуть дешевле машина в Индии — от $36 200 (задний привод, механика) до $38 300 (полный привод, механика) или $38 800 (задний привод, автомат, тюнинг TRD). Двигатель только 3-литровый дизель.

А таким странам, как Пакистан или Аргентина, вообще не позавидуешь. В Пакистане цены на внедорожник с 2.7-литровым мотором стартуют с отметки $58 000, а в Аргентине авто стоит и вовсе минимум $73 000 (полный привод, мотор 2.7, автомат). Кстати, на аргентинском рынке Fortuner продаётся под именем SW4, и самая дорогая версия с 3-литровым дизелем и автоматом обойдётся аж в $94 000.

И только на Ближнем Востоке цены сладки, как мёд. В Арабских Эмиратах новый Fortuner с полным приводом можно купить меньше чем за $25 000. Вот и получается, что пригнанный к нам из ОАЭ внедорожник без пробега c автоматом стоит в Казахстане от $40 500. Это дешевле, чем машина отечественного производства, а ведь в этом случае ещё и поторговаться можно.