• Автомобили
  • Недвижимость
  • Товары и услуги

Закон суров, но он закон!

Автор: Алексей Старков

Вот и дождались наконец казахстанские автомобилисты нового Закона «О дорожном движении». Нельзя сказать, что документ свалился им как снег на голову. Его первоначальный проект был предложен МВД РК ещё два года назад, и предложения в нём регулярно муссировались в новостных лентах. С тех пор в закон было внесено немало исправлений и дополнений, и новую, так сказать, автобиблию 19 апреля опубликовали официальные СМИ.

Закон вступит в силу по истечении шести месяцев после дня публикации, то есть с 20 октября 2014 года. Предлагаем нашим читателям узнать, какие главные новшества ждут их в последние осенние дни.

Начало начал

Общие положения Закона «О дорожном движении» в принципе не новы, и в числе прочего заново знакомят нас с такими понятиями, как «пешеход», «водитель», «дорога» и т. д. Перед публикацией нам пришлось его перечитать, и создалось впечатление, словно заново в автошколу сходили. Но, как говорится, повторение — мать учения. Интересно почитать и вспомнить. Изменения в ключевых понятиях есть, но не глобальные, смысл не изменился. Есть и новые термины, к примеру государственный регистрационный номерной знак — изделие, являющееся собственностью государства. Видимо, специально для водителей, сомневающихся в правомерности изъятия полицейскими госномеров. Мол, он же мой, я же за него платил! А вот и нет. Номерной знак и ранее не был личной вещью водителя, просто об этом мало где упоминалось.

Разгрузка за наш счёт

Далее в законе следует много текста, на наш взгляд, не шибко интересного рядовому автолюбителю. Мы акцентируем внимание на самых интересных новациях свежеиспечённого закона. Начнём со статьи 17. Она, как нам кажется, заслуживает внимания, ведь дозволяет местным властям принимать меры по снижению транспортной нагрузки на населённые пункты. В том числе устанавливая специальные зоны организации дорожного движения путём введения различных ограничений на въезд транспортных средств на отдельные городские территории. Речь, судя по всему, идёт о запретах на въезд в центр мегаполисов (к примеру, в Алматы). На протяжении года об этом регулярно говорят в верхах, и вот теперь это прописано и в законе.

Идею продолжает статья 27, разрешающая в целях борьбы со сверхнормативной загрузкой дорог организовывать платный доступ к трассам, а также вводить ограничения или запрет въезда определённых категорий транспортных средств в установленное время. Вероятно, подразумевается разрешение на въезд опять-таки в центры больших городов автомобилей с чётными или нечётными номерами или запрещение на стоянку вдоль улиц по чётным или нечётным дням. Такие планы тоже обсуждались уже не раз.

О тех, кто в погонах

Статья 23, раскрывающая права и обязанности должностных лиц уполномоченного органа, достаточно обширна и позволяет полицейским запрещать эксплуатацию транспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в том числе со снятием государственных регистрационных номерных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрета.

Эта же статья дозволяет госорганам отказать в предоставлении государственной услуги, к примеру по регистрации авто, лицу, имеющему своевременно неисполненное постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения до его исполнения. Другими словами, пришли в РЭП или спецЦОН, а вас, как штрафника-должника, не обслужат уже на основании конкретного закона.

Но самое интересное здесь же, что гаишники имеют право разрешить покинуть водителю и (или) пассажиру (пассажирам) кабину (салон) транспортного средства в случаях отсутствия с их стороны угрозы жизни или здоровью сотрудника органа внутренних дел (противоправное поведение, схожесть с лицом, находящимся в розыске, подозрение в состоянии опьянения). А значит, выходить водителю из автомобиля при остановке его полицейским запрещается. Этому в новом законе посвящена отдельная статья. Её встретите ниже.

Скажите «А-а-а!»

Статья 29 закона регламентирует сроки повторного медицинского осмотра автомобилистами и гласит, что водители механических транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров, опасных грузов, должны проходить его через каждые три года, а достигшие пятидесятилетнего возраста — ежегодно. Водители механических транспортных средств, достигшие шестидесятипятилетнего возраста, и водители-инвалиды — через каждые два года.

«Лишенцам» эта же статья дозволяет проходить повторный медицинский осмотр перед восстановлением водительского удостоверения не ранее чем за один месяц до истечения срока лишения права управления механическими транспортными средствами. Причём, согласно новому закону, досрочно направить водителя на медкомиссию могут как полицейские, так и работодатель.

ГЛОНАСС, да не совсем про нас

Помните, ходили слухи о том, что кнопками для вызова служб помощи обяжут оснастить салоны автомобилей? Так вот, статья 34 рассказывает как раз таки об этом: тревожными кнопками в обязательном порядке должны быть снабжены транспортные средства категорий М и N, используемые для перевозок пассажиров и багажа, а также опасных грузов.

Другими словами, этими устройствами должны быть оснащены автобусы и грузовой транспорт, даже находящиеся в эксплуатации. А вот решение, оснащать ими или нет личные автомобили, которые не занимаются пассажирскими или грузовыми перевозками, оставляется на усмотрение их хозяев. Об этом говорится в пункте 2 вышеуказанной статьи. Интересно, будет ли это действительно работать? Система, на наш взгляд, очень нужная, ведь автобус, терпящий бедствие зимой на загородном шоссе или в глубинке, где в радиусе 100 км ни души, всё-таки найдут, а не обнаружат случайно проезжавшие водители. Конечно, увеличение трассовых медико-спасательных пунктов уже спасло тысячи жизней, но для территории нашего государства (как-никак это 2 млн 724.9 тыс. кв. км, а общая протяжённость дорог превышает 96 тыс. км) это всё же мало — в 2014 году их количество доведут до сорока.

Не строй на пути!

Далее хочется отметить статью 38, которая запрещает в границах полосы отвода дороги следующее:

1) выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием дорог, а также с размещением объектов дорожного сервиса, дорожной службы, наружной (визуальной) рекламы, постов полиции, санитарно-эпидемиологического контроля, таможенной службы, пограничного, транспортного контроля, ветеринарных и фитосанитарных контрольных постов;

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания дороги, её строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса, дорожной службы, наружной (визуальной) рекламы, постам полиции, санитарно-эпидемиологического контроля, таможенной службы, пограничного, транспортного контроля, ветеринарных и фитосанитарных контрольных постов;

3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дёрна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода дороги или ремонту дороги.

В общем, вспоминаем алматинскую барахолку. Построено всё было как попало. Надеемся, что с новыми законами так строить запретят и это действительно будет работать.

Больше ста ни-ни!

Следующая статья 39 рассказывает, что ещё не следует делать на казахстанских дорогах, и говорит, что в числе прочего нельзя устанавливать скорость движения транспортных средств свыше ста километров в час при отсутствии раздельных проезжих частей дороги для движения транспортных средств в каждом направлении и обустройства пересечений дорог в разных уровнях. Это положение закрепляет и статья 42, гласящая, что расчётная скорость движения транспортных средств свыше ста километров в час устанавливается только при наличии раздельных проезжих частей дороги для движения транспортных средств в каждом направлении и в случае обустройства пересечений дорог в разных уровнях.

То есть, учитывая, что трасс с разделительными частями (к примеру, как на Капшагайской) у нас раз-два и обчёлся, по большинству загородных дорог придётся ездить со скоростью не больше стольника. И чувствуем, что посты с радаром настригут капусты на водителях, которые не обратят внимания на эти статьи, ведь разрешённая максимальная скорость вне населённого пункта так и осталась 110 км/ч. Будьте внимательны!

Требуйте гарантий!

Далее в новом Законе «О дорожном движении» встречается забавная статья 50, обязывающая станции техобслуживания документировать факты проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств, удостоверяя подписью и печатью исполнителя, и к тому же давать гарантию на оказанные услуги! Гарантия на услуги — это, конечно, хорошо. Вот только как её истребовать у дядиваси из соседнего гаража?

Из толпы не выделяться

Статья 51 опять возвращает нас к запретам. На этот раз на эксплуатацию транспортных средств. Согласно этому разделу, пользоваться машиной запрещается в случае наличия технических неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде и т. д. и т. п. В принципе — ограничения, которые были и раньше. Но отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает запрет на эксплуатацию ТС в случае нанесения на кузов аэрографических трёхмерных рисунков.

Гаишникам отныне, при «наезде» на владельцев разукрашенных машин не надо будет притягивать за уши Закон «О рекламе». Аэрографию запретили в Законе «О дорожном движении» — и всё тут. Водителям с кузовным бодиартом рекомендуется «смыть» творчество в течение 6 месяцев. Послушаются ли любители тюнинга или нет, но штрафовать за это будут явно с удовольствием: у полиции давно чешутся руки в отношении таких товарищей.

Что дозволено Юпитеру...

Не менее интересна статья 52, которая относительно чётко расписывает основания для остановки транспортного средства полицейскими, и её стоит привести полностью. Итак.

1. Основаниями остановки транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел являются:

1) нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) Правил дорожного движения, в том числе зафиксированное техническим средством фиксации нарушение правил дорожного движения;

2) работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств;

3) необходимость предоставления транспортного средства в случаях, предусмотренных подпунктом 7) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона (имеется в виду доставка пострадавшего в больницу и т. д.);

4) проверка у водителя документов, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона (стандартный набор: права, техпаспорт, страховка, техосмотр, доверенность и т. д.), на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий;

5) проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз;

6) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

7) необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются;

8) регулирование дорожного движения.

2. Остановка транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, запрещается.

В общем, наконец-то разобрались! Ранее ни в одном из документов это подробно прописано не было.

О доверии, и не только

Статья 54 в числе прочих прав и обязанностей собственника и водителя механического транспортного средства дозволяет им передавать право управления и пользования транспортным средством, находящимся в его личной собственности, другим лицам, имеющим право управления механическим транспортным средством соответствующей категории, в простой письменной форме, а в случае дорожно-транспортного происшествия, если нет пострадавших, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося, предварительно составив схему происшествия и подписав её, прибыть в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия. Ранее данная норма прописывалась только в ПДД, в Законе "О безопасности дорожного движения" её не было. 

Ранее про рукописные доверенности мы читали только в Гражданском кодексе. В связи с тем, что автовладельцы всё чаще стали прибегать именно к такой форме документа, об этом написали и здесь. Ну а про оформление ДТП тут понятно и без комментариев — из-за царапины больше не придётся часами простаивать на перекрёстке в ожидании полиции.

Продолжая тему обязанностей, в пункте 3 этой же статьи говорится, что водитель должен иметь при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел и т. д. передавать им для проверки в числе прочих документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, с обязательной регистрацией физического лица, управляющего транспортным средством, переданным во временное владение и пользование, в уполномоченном органе — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.

Одним словом, доверенности, независимо, нотариальные они или рукописные, обязательно регистрируем в полиции! Теперь это чётко прописано в законе, и за отсутствие печати будут наказывать обоснованно. Правда, просуществует данная норма недолго. В начале сентября на совместном заседании палат парламента президент РК Нурсултан Назарбаев предложил наряду с упразднением техосмотра для авто в возрасте до 7 лет отказаться от доверенностей на вождение. Теперь сотрудники недавно созданного Министерства по инвестициям и развитию Казахстана в срочном порядке готовят поправки в законодательство. И с 1 января 2015 года доверенности должны стать неактуальными. А пока законотворцам предстоит решить, как контролировать тех, кто будет садиться за руль чужих машин. Скорее всего, для этого будут интегрированы базы данных страховых компаний и полиции.

В этой же статье продолжается история про «выходить из машины или нет?», когда гаишник тормознёт. Не выходить! В случае остановки сотрудником органов внутренних дел, без его разрешения покидать транспортное средство не разрешается. Главное — не забыть его спросить, а то по привычке побежим здороваться с «начальником» и ненароком нарвёмся.

В пункте 4 этой же статьи водителю запрещается: управлять неисправным транспортным средством, не прошедшим обязательный технический осмотр, за исключением транспортных средств категории M1, возраст которых не превышает четырёх лет, включая год выпуска, не используемых в предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта. Хотя и эта норма просуществует недолго. Как мы уже отмечали выше, техосмотр отменят для новых машин в возрасте до 7 лет.

Далее здесь же опять следует напоминание про регистрацию доверенности, а точнее, запрещается: управлять транспортным средством без документа, подтверждающего право управления, владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, с обязательной регистрацией физического лица, управляющего транспортным средством, переданным во временное владение и пользование, в уполномоченном органе — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца. Далась им эта регистрация! Видать, крепко гаишников зацепил вопрос с печатями в доверенностях.

А также нельзя употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому водитель причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

Таким образом, ещё одна возможность отмазаться для любителей выпить прикрыта.

А вот подпункт 22 пункта 4 этой же 54-й статьи, на наш взгляд, вообще «революционен». Приведём его полностью:

«Запрещается стоянка:

в местах, где запрещена остановка; на дорогах и улицах населённых пунктов, кроме специально отведённых для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями; на эстакадах, мостах, путепроводах; вне населённых пунктов на проезжей части дорог, обозначенных дорожным знаком «Главная дорога»; ближе пятидесяти метров от железнодорожных переездов; механических транспортных средств с работающим двигателем в населённых пунктах, если это создаёт неудобства жителям; на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках;»

То есть с 20 октября стоянка будет запрещена практически на всех улицах казахстанских насёленных пунктов! Ведь 99 % дорожных обочин в городах и сёлах не имеют знаков, эту самую стоянку разрешающих. Хотя местные власти, возможно, таки смилуются и соответствующие таблички установят. Правда, сколько это времени займёт, неизвестно. А до тех пор будут штрафовать?

В КАП МВД РК, кстати, успокаивают, что пока эта новая норма не внесена в Правила дорожного движения, соответственно, и наказывать водителей за её несоблюдение никто не будет. Ведь Административный кодекс РК обязывает карать лишь за нарушение ПДД.

Пункт 36 всё той же статьи 54 запрещает перевозить пассажиров в ночное время (с 23 часов до 6 часов утра) посредством нерегулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами и микроавтобусами в междугородном, межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях.

То есть частным владельцам автобусов и их водителям придётся «умыться»: ездить только днём либо уходить «под знамя» транспортной компании. Тут как минимум пострадает одно из популярных направлений Алматы — Шымкент и обратно, т. к. автобусы частные и выходят в рейс преимущественно в ночь.

А что же пассажирам?

Права и обязанности пассажиров регламентирует статья 55. Согласно этому разделу, пассажиру кроме стандартных обязанностей вменяется не покидать транспортное средство в случае остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения. Так что не пускайте детей в кустики, пока на трассе разговариваете с гаишником, да и сами потерпите или разрешение спросите.

Статья 60, к слову, вновь возвращает нас к вопросу о доверенностях, регламентируя, что допуск лиц к участию в дорожном движении на территории Республики Казахстан осуществляется путём регистрации и учёта лиц, которым транспортные средства переданы во временное владение и пользование.

Квадроциклам выдадут белые номера

О регистрации только теперь уже транспортных средств рассказывает и статья 64 нового закона. Согласно ей, отныне вносить в полицейские «талмуды» необходимо мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более пятидесяти километров в час.

В общем, главная новость: с квадриками наконец разобрались. А то они вроде как существовали в природе, но оформлялись (если вообще оформлялись) как сельхозтехника. Теперь же полноценный участник движения.

Прав тот, у кого больше прав

Статья 66 рассказывает о правах и обязанностях владельцев транспортных средств и дозволяет им, в частности, выбрать цифровое обозначение государственного регистрационного номерного знака в порядке, определяемом правительством Республики Казахстан. Это тот самый закон о покупке красивых номеров, но подробнее чуть ниже. Это лишь предвестник!

Согласно пункту 2 этой же статьи, владельцы транспортных средств обязаны зарегистрировать транспортные средства в уполномоченном органе в течение десяти рабочих дней после приобретения механического транспортного средства на таможенной территории Таможенного союза или совершения таможенных операций, связанных с выпуском для личного пользования, выпуском для внутреннего потребления, выпуском временно ввезённых в Республику Казахстан на срок более одного года.

Раньше на постановку на учёт (а также постановку на временный учёт иностранных участников движения) отводилось 5 дней. Сроки увеличили.

Статья 67 подтверждает существующий сегодня запрет на первичную постановку на учёт праворулек. Кроме того, регистрация транспортного средства и изменение регистрационных данных запрещаются в случае:

1) отсутствия признанных государственной системой технического регулирования Республики Казахстан сертификатов соответствия для новых транспортных средств, выданных в соответствии с требованиями международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, и статьи 61 настоящего Закона;

2) своевременного непрохождения обязательного технического осмотра для зарегистрированных на территории Республики Казахстан транспортных средств, представляемых на перерегистрацию;

5) замены составляющей части конструкции, имеющей маркировочное идентификационное обозначение транспортного средства, указанного в статье 72 настоящего Закона;

8) наличия своевременно неисполненных постановлений о наложении административного взыскания в виде штрафа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Отказать в государственной регистрации транспортного средства позволяет и статья 68. Но теперь уже в случае наличия неисполненного налогового обязательства по налогу на авто.

То есть опять-таки с неуплаченным штрафом, налогами, неучтённым переоборудованием перерегистрировать машину даже не суйся.

Статья 72, в свою очередь утверждающая, какие данные транспортного средства учитываются при регистрации, говорит, что отныне принимаются во внимание в числе прочих объём двигателя и его мощность в лошадиных силах и киловаттах. Про номер мотора, как и обещали законотворцы, отныне ни слова. В принципе норма эта действует ещё с 1 ноября 2013 года, но напомнить о ней не помешает.

Новые водительские права

Одно из самых интересных новшеств, которое повлечёт за собой много изменений в жизни автолюбителей, прописано в статье 73. Её приводим полностью. Согласно этому разделу закона, в Республике Казахстан устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право:

1) категория А — мотоциклы;

2) категория В — автомобили, разрешённая максимальная масса которых не превышает трёх тысяч пятисот килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которых не превышает семисот пятидесяти килограммов; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которых превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешённая максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает трёх тысяч пятисот килограммов;

3) категория С — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешённая максимальная масса которых превышает три тысячи пятьсот килограммов; автомобили категории С, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которых не превышает семисот пятидесяти килограммов;

4) категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя; автомобили категории D, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которых не превышает семисот пятидесяти килограммов;

5) категория ВЕ — автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которых превышает семьсот пятьдесят килограммов, а общая разрешённая максимальная масса такого состава транспортных средств превышает три тысячи пятьсот килограммов;

6) категория СЕ — автомобили категории С, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов;

7) категория DE — автомобили категории D, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, а также сочленённые автобусы;

8) категория Тm — трамваи;

9) категория Тb — троллейбусы;

10) подкатегория А1 — мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более пятидесяти километров в час, с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим ста двадцати пяти кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей одиннадцати киловатт;

11) подкатегория В1 — трициклы и квадроциклы;

12) подкатегория С1 — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешённая максимальная масса которых превышает три тысячи пятьсот килограммов, но не превышает семи тысяч пятисот килограммов; автомобили подкатегории С1, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;

13) подкатегория D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;

14) подкатегория С1Е — автомобили подкатегории С1, сцепленные с прицепом, разрешённая максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешённая максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает двенадцати тысяч килограммов;

15) подкатегория D1E — автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом, не предназначенные для перевозки пассажиров, разрешённая максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешённая максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает двенадцати тысяч килограммов.

Пункт 2 этой же статьи гласит, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 74 настоящего закона. Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Что делать сдававшим на автомате, подробно не расписывается. Судя по всему, им разрешено будет ездить только на машинах с АКПП, а в правах будет сделана соответствующая отметка.

А пункт 8 разъясняет, что национальное водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории А подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории А1 и подкатегории В1 с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа,
категории В — подкатегории В1 (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа),
категории С — подкатегории С1,
категории D — подкатегории D1,
категории СЕ — подкатегории С1Е,
категории DE — подкатегории D1E.

Интересно, как быстро сами полицейские научатся ориентироваться в таком количестве категорий?

Пункт 9 уточняет, что выданное в Республике Казахстан международное водительское удостоверение является недействительным для управления транспортными средствами на территории Республики Казахстан. А пункт 14 запрещает управление транспортными средствами на основании международных или иностранных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской или иной трудовой деятельности, связанной с выполнением работ по непосредственному управлению транспортными средствами.

Другими словами, разводам с международными правами (по сути являющимися только переводом национальных водительских удостоверений на 16 основных языков мира) положен конец. Запомните это, «лишенцы». А иностранцы, зарабатывающие на хлеб шофёрской деятельностью в РК, отправляйтесь в МИД и далее в РЭП за казахстанскими водительскими удостоверениями.

К слову, водительских удостоверений новых подкатегорий казахстанским автолюбителям также придётся ждать около двух месяцев. Как сообщили корреспонденту редакции «Колёса» в Комитете административной полиции МВД РК, в настоящее время в природе существует лишь утверждённый эскиз главного водительского документа. Но стандарт, согласно которому права будут изготавливаться и использоваться, пока обсуждается межведомственной комиссией. После его согласования и принятия соответствующих нормативных актов полицейским и компании, которая возьмётся за изготовление водительских удостоверений, придётся решить ещё немало технических и юридических вопросов. Таким образом, получить новинки на руки казахстанские водители смогут не раньше новогодних праздников.

Молодо-зелено

Статья 74 нового Закона «О дорожном движении» обозначает условия получения права на управление транспортными средствами, и её тоже, на наш взгляд, стоит привести полностью. Статья гласит:

1. Лица, достигшие установленного настоящей статьёй возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, после соответствующей подготовки допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется: транспортными средствами подкатегории А1 — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— транспортными средствами категорий А, В и подкатегорий В1, С1 — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

— транспортными средствами категории С и подкатегории D1 — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее трёх лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории С1, не менее одного года;

— транспортными средствами категорий D, Tm и Тb — лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории D1, не менее трёх лет;

— составами транспортных средств категорий ВЕ, СЕ, DE — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий В, С или D в течение не менее двенадцати месяцев;

— составами транспортных средств подкатегорий С1Е, D1E — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий С, D либо подкатегорий С1, D1 в течение не менее двенадцати месяцев.

3. К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категорий В, С, а также подкатегории С1 допускаются лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Национальные водительские удостоверения указанным лицам выдаются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

И снова эти доверенности

Статья 76 закона вновь возвращает нас к вопросу регистрации доверенностей и гласит, что зарегистрировать их можно вне зависимости от места жительства владельца и «прописки» транспортного средства. Спасибо хоть на этом.

Статья также разрешает управлять транспортным средством в присутствии владельца на основании его волеизъявления без оформления письменной формы сделки. Но запрещает управление транспортным средством лицом, которому данное транспортное средство передано во временное владение и пользование, без его регистрации и учёта.

За техосмотр ответишь!

Статья 88 рассказывает об обязательном техосмотре автомобилей и напоминает, что проходить его не надо новым машинам в возрасте до 4 лет (об этом говорилось выше). Кроме того, в одном из пунктов она запрещает совмещение оказания услуг по проведению обязательного технического осмотра, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств. Подчёркивая, что допускаются лишь совмещение и оказание на территории оператора технического осмотра услуг по проведению обязательного технического осмотра, уборки и мойки транспортных средств.

Эта же статья, кстати, гласит: если в ходе проведения обязательного технического осмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности механического транспортного средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту технического осмотра, оператор технического осмотра обязан возместить в полном объёме вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу владельца механического транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей.

В общем, за техосмотр взялись, что называется, потяжёлой. Станет ли больше от этого у нас исправных машин, покажет время.

Скидки по штрафам откладываются

Кодекс об административных правонарушениях РК (КОАП) также подвергся серьёзному пересмотру. Обещанных скидок за уплату штрафов в течение суток казахстанские автовладельцы в новом законе пока так и не дождались. Позже было объявлено, что возможность срочной уплаты штрафа с 50%-й скидкой появится только в 2015 году. Нововведение предусмотрено в проекте нового административного кодекса, который ещё не введён в действие.

Зато суммы штрафов и сроки лишения прав по многим позициям изрядно подросли. Цитировать полностью все изменения в этом обзоре не позволяют рамки статьи. Ознакомиться с новыми штрафами желающие могут здесь. Кстати, ужесточение ответственности вводится для казахстанских автомобилистов с 30 апреля 2014 года, в то время как остальные изменения начнут действовать через 6 месяцев.

Налоги и другие «интересные» сборы

Не меньшие изменения претерпели и статьи Кодекса о налогах, имеющие отношение к транспорту. Теперь для налоговиков чётко расписано, какие авто к каким категориям относятся. В частности, в законе указывается, что:

1. К легковым автомобилям относятся:

— автомобили категории В (включая BE, В1);

— моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделённой от грузового отсека жёсткой стационарной перегородкой (автомобили-пикапы);

— автомобили увеличенной вместимости и повышенной проходимости, превышающие требования категории В (включая BE) по разрешённой максимальной массе и (или) количеству пассажирских мест (внедорожники, в том числе джипы, а также кроссоверы и лимузины).

2. К грузовым автомобилям относятся автомобили категории С (включая СЕ, С1Е, С1), если иное не установлено подпунктом 1) настоящего пункта.

3. К специальным автомобилям относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенные для выполнения определённых технологических процессов или операций, если иное не установлено подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

4. К автобусам относятся автомобили категории D (включая DE, DIE, D1), если иное не установлено подпунктом 1) настоящего пункта.

Всё это поможет избежать недоразумений при начислении налоговых выплат. По крайней мере, исключит вопросы типа пикап — грузовик или легковой автомобиль?

Ну и на сладкое предлагаем ознакомиться с долгожданными официальными тарифами на так называемые красивые номера, которые также прописаны теперь и в налоговом законодательстве. По закону за обычный государственный регистрационный номерной знак на автомобиль взимается прежняя пошлина — 280 % от МРП. Ставки же за блатные номера в десятки раз выше.

Так, номера на автомобили с цифровыми обозначениями 100, 111, 200, 222, 300, 333, 400, 444, 500, 555, 600, 666, 700, 800, 888, 900, 999 оцениваются в 13 700 % от МРП (в 2014 году 1 МРП равен 1 852 тг, т. е. 13 700 % = 253 724 тг). А цифровые обозначения 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777 оцениваются в 22 800 % от МРП (или 422 256 тг в текущем году). Правда, госорганы имеют доступ к этим же цифрам на общих основаниях, т. е. за 280 % от МРП.

Нельзя, кстати не отметить, что красивые номера станут закреплять за их владельцами. При продаже автомобиля номер можно будет сдать на хранение полицейским в РЭУ или спецЦОНе, а купив нового железного коня, получить обратно.

Номера на мотоциклы и прицепы стоят 140 % от МРП, транзитники — 35 %, а международный сертификат технического осмотра — 50 %.

От редакции

Завершая обзор, нельзя не отметить, что казахстанские законотворцы, подготавливая и принимая новые документы, пошли по явному пути закручивания гаек. Послаблений в изменённых законах раз-два и обчёлся, зато запретов стало хоть отбавляй. Многих, конечно, порадует возможность официально обзавестись красивым госномером, но тот же запрет на аэрографию закроет водителям возможность самовыражения. Причём никем не доказано, что картинки на автомобилях влияют на безопасность движения. Порадовал закон и более подробным разъяснением о действиях сотрудников полиции, которого явно не хватало. Но на главный вопрос, станет ли после всего этого больше порядка на казахстанских дорогах, мы ответа здесь толком не нашли. Покажет время. Хотя стоит обратиться к истории, и станет ясно, что правила для водителей усложняли не раз, штрафы растут год от года, а люди продолжают гибнуть на дорогах и проценты роста численности ДТП продолжают пугать своими цифрами. Может, в других законах стоит порядки наводить?




По категориям Популярные статьи