Современный мегаполис таит в себе немало потенциальных угроз для человека, одна из которых — повреждение трубопроводов тепловых сетей, сопровождающееся разливом горячей воды, а нередко и самым настоящим взрывом с полётом булыжников в небо и фонтанами кипятка. Самое страшное, что из-за изношенности теплотрасс авария сегодня может произойти где угодно. И чтобы избежать несчастного случая, необходимо заранее знать и соблюдать элементарные правила безопасности.
Для Алматы прорыв труб под землёй — тема уже даже не болезненная, а трагичная. Минувший сезон стал просто рекордсменом по количеству аварий и числу пострадавших. А в результате последнего ЧП на проспекте Сейфуллина погиб человек.
— Тепловые сети — неотъемлемая часть города, так же как транспорт, электроснабжение и т. д. Опасность в той или иной мере в мегаполисе существует везде. — Разводит руками и. о. директора по производству ГКП «Холдинг Алматы Жылу», в руках которого находится всё теплоснабжение мегаполиса, Нурулла Балтабаев.
Алматы как кипящий котёл?
— Последняя февральская авария, конечно же, насторожила граждан. Но вместе с тем люди ведь двигаются по улицам, на красный сигнал светофора не переходят улицу, на зелёный — переходят, при этом над ними висят линии освещения, контактные линии городского транспорта, рекламные билборды, имеющие и динамическую и статическую опасность. Одним словом, не стоит делать из городских теплотрасс какого-то чёрта, пугала, ставить запрещающие знаки для пешеходов и автомобилистов в местах залегания труб. Это нормальная ситуация, в которой живёт весь мир. Другое дело, насколько оперативно будет проводиться кампания по замене и реконструкции тепловых сетей. Всем известно, что после 90-х годов, годов застоя, спада в экономике, теплоснабжение Алматы гуляло из рук в руки, и лишь в 2006 году ему стали уделять должное внимание.
По словам тепловиков, под Алматы сегодня протянуто около 1 200 км тепловых сетей. По правилам градостроительства теплосети располагаются в коридорах, свободных от застройки, то есть под автомобильными дорогами.
— Замена труб идёт планомерно, — говорят сотрудники коммунального предприятия. — Ведь не можем же мы вскрыть все улицы и парализовать движение в городе. Они отмечают, что в теплоизоляции новых труб, которые начали укладывать под южной столицей с 2006 года, спрятана система дистанционного контроля. Проще говоря, это медный кабель, который через равные промежутки выдвигается на поверхность, и обслуживающий персонал теплосетей, подключаясь к нему, может с точностью до нескольких метров определить, существует ли вероятность возникновения коррозии.
Со старыми трубами всё обстоит намного сложнее. Выдать утечку в них способен разве что пар, выходящий на поверхность, а он может наблюдаться достаточно далеко от реального места аварии, там, где просто более слабый грунт.
— Единственное, что мы можем сделать, ежегодно проводить гидравлические испытания, о которых всегда предупреждаются граждане, — рассказывает Н. Балтабаев. — Естественно, эти испытания проводились и на участке на проспекте Сейфуллина, где недавно произошла последняя авария — проблем выявлено не было. По стечению обстоятельств случилась она в нескольких метрах от участка, где накануне заменили трубы, — от ТЭЦ-1 до проспекта Райымбека. Двинуться вверх по проспекту Сейфуллина мы собирались в этом году, а коммуникации просто чуть-чуть недотянули до назначенного срока.
Между тем, по словам тепловиков, укладка даже новых труб не даёт стопроцентной гарантии безаварийной работы трассы на каком-либо участке. На техническое состояние коммуникаций влияет множество факторов, и труба, положенная 20 лет назад, может прекрасно себя чувствовать, а пятилетняя даст протечку. Именно поэтому создать карту опасных участков в Алматы невозможно, очередное ЧП может произойти где угодно.
— Температура воды в трубах доходит до 90 градусов, давление в разных районах города разнится от 8 до 16 атмосфер при диаметре трубопроводов 500, 600, 800, 1000 миллиметров. Все это, конечно же, представляет большую опасность, — говорят тепловики. — Опасность эта изначально условная, так как трубы находятся в железобетонном канале под слоем грунта, асфальта, но иногда всё заканчивается трагически.
По их словам, всё это, конечно, не означает, что горожанам нужно постоянно ходить и оглядываться, но если уж произошла авария, не свариться в кипятке алматинцы могут, только соблюдая соответствующие правила безопасности.
Пар — первый признак ЧП. Ни пешеходам, ни водителям нельзя приближаться к его источнику, рекомендуется развернуться и двигаться в обратном направлении.
— Автомобилисты у нас наиболее отчаянные граждане! — сокрушается Нурулла Балтабаев. — Частенько надеются на авось и пытаются проскочить. Пару лет назад у нас случилась авария на восьмой магистрали, на улице Кабдолова, неподалёку от торгового дома «Армада». Тогда стояли сильные декабрьские морозы и весь район был окутан паром. Порыв получился достаточно серьёзным, были сложности с отключением, и некоторое время горячая вода просто рекой бежала по улице и арыкам. Выставили посты, натянули заграждающие ленты, но и через такие заслоны наши таксисты-частники умудрялись прорываться! В густом тумане вытянутой руки не было видно, а они, в надежде заработать, двигались в нём, включив аварийки и бесконечно сигналя. Одну женщину с детьми, двигавшуюся на легковушке, просто чудом успели остановить и вытащить из провала с кипятком, в который она уже заехала передними колёсами!
Собственно, основные правила
Даже сухой асфальт в сырую погоду и зелёная трава зимой могут являться признаками опасности — такие участки рекомендуется обходить и объезжать.
Не подходите и уж тем более не подъезжайте к местам парения и вытекания из-под земли горячей воды ближе чем на 20 метров. Увидев парение, выход горячей воды на поверхность, постарайтесь немедленно покинуть это место.
В случае обнаружения выхода на поверхность горячей воды нужно сообщить специалистам аварийных служб о месте дефекта. Если под рукой нет телефонов этих служб, об адресе и месте дефекта сообщают по телефонам экстренной помощи (полиция, пожарная охрана, МЧС — с мобильного номер 112) или в Службу спасения — номер 109. Кстати, если человек обнаружил неисправность теплоснабжения у себя дома или во дворе, необходимо обратиться в жилищно-эксплуатационные организации вашего района.
Категорически запрещается проезжать на автомобилях через разлив (в пару под слоем воды промоин не увидеть), проходить по затопленным улицам или тротуарам. Если разлив застал вас в транспорте, не покидайте его до прибытия спасателей, даже если водитель открыл двери. На близлежащей территории в любую минуту могут образоваться промоины, разлив воды по поверхности может распространяться далеко от непосредственного места дефекта.
Аварии на теплотрассах большого диаметра могут сопровождаться выбросом грунта и асфальта. Асфальт представляет собой тонкую корку, которая при наличии дефекта на трубопроводе может быть подмыта и держаться только за счёт давления воды. Ступив или наехав на кажущееся безобидным покрытие в зоне аварии, люди рискуют угодить в кипяток.
При вытекании горячей воды запрещено проходить вдоль дороги по обочине, особенно в районе колодцев ливневой канализации, так как при стекании горячей воды с проезжей части возможен размыв грунта в районе колодца и обрушение.
Пытаться приблизиться к транспорту, оказавшемуся в зоне парения, также ни в коем случае нельзя! Ведь внешне никаких трещин на асфальте может и не быть, а под ним будет скрываться огромное пространство, наполненное кипятком. Та же самая парящая лужица мутной воды на поверхности может оказаться глубокой ямой.
При разливе горячей воды на поверхности, особенно в зимнее время, выделяется много пара, видимость при отсутствии ветра снижается практически до нуля. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь зайти в облако пара, чтобы перейти дорогу. Лучше потерять 10 минут, обходя место вытекания, чем потом лечить ожоги или оказаться под колёсами автомобиля. Водитель в таких условиях пешехода просто не заметит.
Громкие аварии на теплотрассах Алматы за последние годы
11 августа 2011 г. На пересечении улиц Момышулы и Маречека из-под земли ударила мощная струя кипятка высотой под 30 метров. Фонтан пробил асфальт прямо перед стоящим на перекрёстке минивэном Honda Odyssey, разбросав вокруг куски асфальта и булыжники. В результате водитель и его пассажиры (женщина с ребёнком) получили термические ожоги. Также были повреждены несколько автомобилей в радиусе 40 метров.
27 июня 2012 г. Теплотрассу прорвало на пересечении Райымбека и Сейфуллина. По словам свидетелей, взлетевшие в воздух песок и обломки дорожного полотна накрыли всё вокруг в радиусе нескольких десятков метров. В результате аварии на дороге образовалась шестиметровая воронка. Пострадал один автомобиль, да ещё и не простой, а BMW M3, припаркованный неподалёку. Взрывом его сдвинуло на полтора метра в сторону, залило кипятком и забросало камнями. Обошлось без жертв.
19 декабря 2012 г. Авария на теплотрассе по улице Кабдолова, напротив торгового дома Armada. Несколько машин съехали в арык с горячей водой из-за плохой видимости. Дорожным полицейским пришлось экстренно перекрывать движение на опасном участке. Тогда свыше 400 жилых домов, несколько школ, детских садов и поликлиник остались без отопления.
3 сентября 2013 г. На улице Айтеке би, между Сейфуллина и Масанчи, дождь из кипятка и камней вперемешку с кусками асфальта и грязью обрушился на автомобили средь бела дня. Когда напор воды спал, очевидцы ЧП увидели огромную яму. В результате повреждёнными оказались 4 машины, в которых разлетающиеся в разные стороны камни разбили стёкла. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал.
19 декабря 2013 г. Прорыв теплотрассы на проспекте Райымбека, неподалеку от пересечения с Сейфуллина. Ожоги получили 4 человека. Без воды остались 19 жилых домов, 1 школа, 1 детский сад и 36 прочих организаций. По предварительной версии, причиной прорыва явилась наружная коррозия данного участка трубопровода. Он эксплуатировался более 30 лет.
10 февраля 2014 г. И снова перекрёсток Райымбека — Сейфуллина. Прорыв произошёл возле пешеходного перехода. В результате аварии посреди проезжей части образовался провал диаметром около пяти и глубиной около двух метров. В образовавшуюся яму провалился пассажирский автобус, следовавший по 129-му маршруту вверх по Сейфуллина. Все его пассажиры не сварились в кипятке лишь чудом. Ожоги разной степени тяжести получили 5 человек, один мужчина позже скончался в больнице. Без горячей воды остались 3 детсада, 2 больницы, 3 школы, около 30 частных и более 60 многоквартирных домов.