В чилийском Вальпараисо финишировал очередной «Дакар», где на подиум поднялись три экипажа команды Astana Motorsports. Путь к 17-му месту в абсолюте Айдына Рахимбаева, 14-му Артура Ардавичуса в грузовом зачёте и 4-му в категории Т2 Дениса Березовского был очень непрост, и мы рассказываем о деталях последнего отрезка гонки.
Этап восьмой. Добро пожаловать в Чили!
Salta — Calama: 302 км боевых СУ, 510 км лиазона. Общая дистанция — 812 км
Главной интригой перед восьмым этапом был вопрос: успеют ли чешские механики восстановить грузовик «Астаны», который серьёзно пострадал накануне? За семь часов ребята сотворили мини-чудо, и судьи допустили гоночную Tatra на старт.
Артур Ардавичус: За ночь технические специалисты сделали, я считаю, невозможное и поставили автомобиль на ноги. После вчерашнего происшествия в каньоне автомобиль получил довольно серьёзные повреждения. Теперь после такой аварии мне нужно вести автомобиль в режиме сохранения, не развалить его дальше, потому что сейчас уже структура металла и узлов где-то надломлена — это скрытые трещины и дефекты, которых мы ещё не замечаем и не видим. И скорее всего при повторных ударах или трамплинах, прыжках, лобовых и боковых ударах что-то может дать реакцию: выйдет из строя один узел, за ним другой, третий, и это может привести к повторной аварии. Сейчас я сбросил темп и веду автомобиль гарантированно на финиш.
Несмотря на небольшую по меркам «Дакара» протяжённость (всего 302 км), спецучасток был отнюдь не прост. Три сотни боевых километров мало того что вновь пролегли на большой высоте, так ещё и получились очень скоростными. Нассер Аль-Аттия, победитель этапа в зачёте внедорожников, пролетел со средней скоростью 118 км/ч. Тяжелее всего этап дался Денису Березовскому, испытывавшему проблемы с мотором. На этапе бензиновый Nissan Patrol казахстанцев финишировал на 77-м месте в абсолюте, зато Айдын Рахимбаев продолжает удерживать 13-е место.
Айдын Рахимбаев: Машина, как и вчера, слабо тянула из-за разрежённого воздуха. Вчерашний удар не прошёл бесследно, машину всё равно после ремонта тянуло влево, возможно смещение оси… Особенно на поворотах теряли. Механики после финиша обещали разобраться. Сегодня в целом была удивительно спокойная гонка для всех. Чилийцы такие же патриотичные болельщики, аргентинские флаги сменились на яркие чилийские. Мой штурман пошёл вздремнуть сразу после финиша: не спал вчера, так как каждый вечер он 3-4 часа прописывает routebook до часу-двух ночи, а подъём сегодня был в 4 утра. Чем качественнее штурман проработает дорожную книгу, т. е. пропишет будущий этап, тем быстрее будет скорость у экипажа.
Этап девятый. Чилийские пески
Calama — Iquique: 422 км боевых СУ, 29 км лиазона. Общая дистанция — 451 км
Трасса девятого этапа «Дакара» была проложена по пустыне Атакама, самой сухой пустыне Земли. Начало этапа изобиловало оврагами и промоинами, после чего начались дюны, а перед самым финишем спортсменов поджидал спуск длиной в несколько километров. И эта сложная трасса явно благоволила казахстанцам: Артур Ардавичус и Денис Березовский смогли улучшить позиции в общем зачёте. Отличную скорость демонстрировал и Рахимбаев, обогнавший немало соперников. Не повезло экипажу только в дюнах — в песчаной ловушке экипаж потерял 19 минут.
Айдын Рахимбаев: Пески превратились в настоящие дюны. Мы приближались к багги Сережоля, очень опытного гонщика, и, пытаясь немного сократить траекторию, на вершине очередной дюны внезапно влетели в песчаную ловушку. Это когда на вершине дюны надувает две шапки, а между ними расстояние в пять-шесть метров, как раз в длину корпуса машины, т. е. песчаная воронка — ни перепрыгнуть, ни проехать. В общем, «попали» на 19 минут! Поплатились за свою спешку и амбиции. Остальные 27 км дюн проехали очень смирными, буквально на носочках, без ошибок. Перед самым финишем Володя перед вершиной очередной дюны вдруг закричал: «Тормози! Сбрось скорость, потом не сможем остановиться!» На вершине дюны я понял, в чём дело, на первый взгляд 100-метровая дюна с обратной стороны оказалась 2-километровым песчаным крутым склоном, на котором действительно невозможно было тормозить. Машина ускорялась в свободном падении, тормозили только двигателем. Это было знаменитое место финиша: в две шеренги выстраиваются болельщики и смотрят на происходящее (кто как справится с этим спуском). Финишировали 18-ми.
Игнат Фальков (штурман Дениса Березовского): Сегодня мы стартовали 121-ми и за первые шесть километров совершили семь обгонов. Было много феш-феша, а в конце — дюны. Все препятствия преодолели без поломок. Останавливались только для того, чтобы спустить шины. В итоге финишировали с хорошим результатом. Впечатлил этот адский наклон в конце спецучастка. Спускались на скорости 130-140 км/ч, там меньше никак, дух захватывало.
Артур Ардавичус: Очень сложный день, мы отработали и выложились на все 100 %. Мне приятно это говорить, потому как автомобиль у нас сегодня без переднего привода. Было возможно лишь на короткое время включить его, когда машина шла вверх, но 95 % пути мы ехали на заднем приводе. Сложно, конечно, машина нестабильна. Приходилось серьёзно сбрасывать скорость и давать нагрузку на двигатель. Я волновался, что нам не хватит топлива, и волновался, что машина побывала в аварии и у неё есть кое-какие дефекты.
Этап десятый. Снова пустыня
Iquique — Antofagasta: 631 км боевых СУ, 58 км лиазона. Общая дистанция — 689 км
Легкоатлеты любят повторять, что настоящий марафон начинается после 35-го километра. Если провести аналогию с «Дакаром», то можно смело сказать, что настоящий ралли-рейд здесь начинается в Чили. На десятый день физическая усталость как участников, так и техники достигла критической отметки, а коварные организаторы подготовили более шести сотен километров тяжелейшего бездорожья. К радости казахстанских болельщиков, все три экипажа Astana Motorsports успешно справились с этапом и улучшили своё положение в общем зачёте. Айдын Рахимбаев добрался уже до 11-го места в абсолюте, Березовский вышел на 35-е, а Ардавичус — на 21-е в грузовом зачёте.
Айдын Рахимбаев: На старте нас поставили 24-ми, впереди нас стартовал де Рой, а сзади — Эдуард Николаев на КАМАЗе. Через 8 км произошло неожиданное: мы, догнав де Роя и особо не рассчитывая на реакцию, посигналили сантинелем. Де Рой, победитель «Дакара» в грузовом зачёте, лидер, у которого дуэль с Каргиновым из команды «КАМАЗ-Мастер» на секунды и минуты, за которой наблюдает полмира, без раздумий уступил нам дорогу в узкой лощине. Вот оно, благородство! Респект!
В этот раз организаторы загнали караван в очень тяжёлые пески. На каждой второй большой дюне буксовали, экипажи крутились, вертелись в суматохе, поднимая столбы песка. Пару раз подсели и мы, но быстро выбрались. Сегодняшний сумасшедший день — 688 км настоящего «Дакара». Очень жарко. Две бочки воды по 3 литра на каждого закончились задолго до финиша. Энергетические батончики, кофеиновые тюбики, выдаваемые менеджерами команды для улучшения концентрации, также закончились. Сейчас 23:30, а финишировали только 49 машин. В этот день много потерь.
Алексей Никижев (штурман Артура Ардавичуса): Стартовала машина неплохо, но затем пропала амортизация — машину трясло на любых кочках, на малых и больших. От тряски выбило правое переднее лобовое стекло. Большую скорость мы держать не могли. Но финишировали с 13-м временем, а это неплохой результат, если учитывать, что машина восстановлена после аварии. Думаю, не всё ещё потеряно и финиш будет наш!
Этап одиннадцатый. Атакама во всей красе
Antofagasta — El Salvador: 605 км боевых СУ, 144 км лиазона. Общая дистанция — 749 км
На одиннадцатом этапе мучения продолжились. За день участникам ралли-рейда предстояло преодолеть 749 км, из которых 605 приходилось на спецучасток. Настоящей напастью стал 200-километровый фрагмент с острыми камнями, именно здесь всех шансов пробиться в топ-10 лишился Айдын Рахимбаев, оставшийся без колёс в степи и несколько часов прождавший «техничку». Итоговый результат — 51-е место на этапе и 18-е в генеральной классификации. Вот что рассказывает сам пилот о прошедшем дне.
Айдын Рахимбаев: Где-то на 100-м километре мы увидели Адама Малыша, который был на 9-й позиции в общем зачёте с повреждениями передней подвески. Это означало, что у нас появился шанс войти в десятку! Впереди ещё 500 км сложного этапа, принято решение ускориться и атаковать. Когда будет ещё такой шанс?! Ускорились и стали доставать впереди идущих и до 220-го км убили три запаски, поздно заметив, что зашли в долину с острейшими камнями странной структуры. Оставалось ещё 15 км этой местности, как мы с ходу порвали сразу два баллона по левому борту, вдобавок погнув диски и заклинив колодки… Рядом валялись ещё колёса, не мы первые. Через 5 минут рядом приплужились голландцы — ещё 2 баллона. Но в отличие от нас у них были запаски. Разбираем и с трудом снимаем заклинившие колёса — подвеска цела. Стреляем у проезжающих — но или уже тоже последняя, или не подходит. Ждём «техничку». В общем, потеряли 4 часа!
К счастью, Дениса Березовского и Артура Ардавичуса подобные проблемы обошли стороной. Березовский на Nissan Patrol серийной категории T2 сумел сохранить 35-ю позицию, а Ардавичус привёл свой грузовик 14-м на финиш этапа и в итоговом протоколе продвинулся до 16-го места.
Артур Ардавичус: Сегодня был хороший день, по-дакаровски тяжёлый. Сложная навигация со всеми участками, которые включали в себя и каменистые высокие серпантины. Острые края гор, по которым нужно было перебираться прямо по хребтам от одного до другого. Большие высоты, перепады, пески, каменистые русла рек — на этапе было абсолютно всё. Очень сложная трасса.
Денис Березовский: Сегодняшний спецучасток составил 605 километров, из которых чуть больше 100 были пески. Тяжёлых песков было не более 20 километров, но они нам не показались таковыми, пролетели мы их быстро.
Этап двенадцатый. Последний рывок
El Salvador — La Serena: 350 км боевых СУ, 349 км лиазона. Общая дистанция — 699 км
На двенадцатом этапе выжившие участники «Дакара» наконец смогли вздохнуть спокойно: до финиша всего два этапа, один короче другого. Что такое 350 км бездорожья после полутора тысяч, которые пришлось преодолеть за три дня? После неудачи на предыдущем этапе Рахимбаев решил не рисковать и сохранить место в двадцатке, на этапе пилот показал 21-й результат. Немного успокоился и Денис Березовский (41-й на этапе, 37-й в генеральной классификации), и только Артур Ардавичус продолжал отыгрывать позиции (12-е место на этапе принесло 14-ю позицию в генерале).
Денис Березовский: Случайных людей здесь действительно не осталось, дошли самые крепкие, самые достойные. И завтрашний день покажет лучших из лучших.
Айдын Рахимбаев: После вчерашнего слёта вниз по финишной таблице сегодня стояла задача иная — сохранить позицию и остаться в двадцатке. 201 км по каменистым дорогам, местами феш-феш глубиной по колено вперемежку с камнями. Пыль невозможная, напоминает езду по серой муке или пеплу, и главное, не останавливаться, иначе забуксуешь, а днище автомобиля прилипнет к нему. Следующие 150 км не просто дюны, а огромные горы песка. В дюнах действительно поверишь учёным, что дождя в Атакаме не было 100 лет: сухо, безжизненно, жарко.
Этап тринадцатый. Финиш!
La Serena — Valparaiso: 157 км боевых СУ, 378 км лиазона. Общая дистанция — 535 км
Перед коротеньким финальным этапом весь мир замер в ожидании развязки. Страсти, которые кипели в борьбе за победу в зачёте автомобилей и грузовой категории, не оставили равнодушными никого. После 5 000 боевых километров между Стефаном Петеранселем и Нани Ромой было всего 26 секунд! И 7 минут 25 секунд разделяли Андрея Каргинова и Жерара де Роя в грузовом зачёте. Красивая развязка получилась только у грузовиков, Петерансель притормозил перед финишем и пропустил вперёд партнёра по команде X-Raid, который лидировал большую часть гонки. Нани Рома выиграл «Дакар-2014», став наряду со Стефаном Петеранселем и Юбером Ориолем одним из трёх гонщиков, которым удалось выиграть эту гонку на автомобиле и мотоцикле. На счету испанца победа в мотозачёте в 2004 году. Зато в тяжёлом весе борьба шла до последнего километра. Интригу внёс и китайский экипаж MINI All4 Racing, перевернувшийся в узком месте. Де Рой объехал лежащий на боку внедорожник, а Каргинов был вынужден остановиться, чтобы поставить пострадавший автомобиль на колёса. Де Рой оказался впереди, но судьи компенсировали россиянину 5 минут потерянного времени, что позволило ему одержать свою первую победу на «Дакаре».
Достижения казахстанцев оказались скромнее, но и они под силу лишь немногим в мире. На последнем этапе Айдын Рахимбаев и Владимир Демьяненко отыграли одну позицию и финишировали в Вальпараисо 17-ми, воплотив в жизнь давнюю мечту.
Артур Ардавичус, Алексей Никижев и Радим Капланек совершили великолепный рывок на последних этапах и заняли 14-е место на финише, а Денис Березовский с Игнатом Фальковым заняли 37-е место в генеральной классификации и четвёртое в категории T2. Причём Березовский оказался в этой категории единственным участником на бензиновом автомобиле.
Артур Ардавичус: Мы рады и довольны: те задачи, которые перед нами были поставлены, выполнены. «Дакар» пройден, он взят нами в очередной раз. Все три экипажа, представляющие нашу страну, достойно финишировали и взошли на подиум. Это значит, что мы привезём в Казахстан ещё несколько медалей с «Дакара». Приятно, что три экипажа отработали на все 100 %.
Айдын Рахимбаев: Чувства переполняют, мы сделали это, мы дошли! Мы достигли цели, моя двадцатилетняя мечта осуществилась. Это было большим испытанием, и «Дакар» наконец покорился мне. С третьего раза. Я заглянул за грани своих возможностей — там оказалось жестковато.
Денис Березовский: За три «Дакара», пройденных на джипах, это самое высокое место — мы четвёртые в классе и 37-е в абсолюте. Это большая победа для нас, и мы очень этому рады.
Напоследок немного статистики, наглядно показывающей жестокую сущность «Дакара». Из 147 стартовавших внедорожников до финиша добрался только 61 экипаж (14 % стартовавших), из 174 мотоциклистов — только 78 (45 %), из 40 участников на квадроциклах — лишь 15 (38 %), и лишь среди грузовиков больше половины стартовавших сумело преодолеть всю дистанцию: 50 экипажей из 70. Правда, столь большой процент объясняется большим числом «техничек», не ставящих перед собой спортивных задач.
История выступления казахстанцев на «Дакаре»
2008 год: Бауржан Исабаев и Айдын Рахимбаев должны были стать первыми казахстанцами на «Дакаре», но ралли-рейд был отменён из-за террористических угроз, после чего соревнование переехало в Южную Америку.
2011 год: Дебют первого экипажа на КАМАЗе — Артур Ардавичус, Денис Березовский и Жанат Жалимбетов финишировали на высоком восьмом месте.
2012 год: Артур Ардавичус, Алексей Кузьмич и Нурлан Турлыбаев на том же КАМАЗе-4626 финишировали на третьем месте в грузовом зачёте. Вдобавок экипаж выиграл десятый этап. В этот год Astana стала и спасателем для «КАМАЗ-Мастера», показав лучший результат на грузовике из Набережных Челнов.
Денис Березовский с Алексеем Никижевым на Bowler Wildcat финишировали на 69-й позиции в абсолютном зачёте.
2013 год: Бауржан Исабаев и Дмитрий Югай на Mebar M440 (Toyota Hilux) финишировали на 63-м месте в генеральной классификации. Лучший результат — 41-е место на шестом этапе. Артур Ардавичус (КАМАЗ), Айдын Рахимбаев (Mebar M440) и Андрей Чередников (G-Force Proto) до финиша не добрались.