Соревнование по автомобильному ориентированию Mitsubishi Orienteering стало первым мероприятием такого рода и оттого ещё более интересным для нас. Несмотря на название, ориентирования как такового не было вовсе, однако даже без карты и компаса скучать не пришлось.
Со спортивным ориентированием я знаком не понаслышке: уже несколько лет регулярно участвую в этих соревнованиях и мультигонках, а однажды даже имел неосторожность пробежать марш-бросок через Малайсары. Но всё это «лошадиные» виды спорта, в которых помимо наличия компаса и умения читать карту необходимы поразительное упорство и крепкие ноги. Первое нужно, чтобы истязать себя на протяжении многих часов и километров, второе — для того чтобы вытерпеть всё это и выйти из леса живым.
Совсем другое дело автомобильное ориентирование, участие в котором ставит под удар не собственные ноги, а автомобиль, который значительно крепче и быстрее. Такие соревнования проводятся по дорогам общего пользования и на стандартных автомобилях. Задача участников — найти контрольные пункты, которые обычно задаются отметками на карте, GPS-координатами, текстовым описанием места или легендой, то есть описанием пути от одной точки к другой.
Компания Mitsubishi выбрала именно последний вариант, и перед стартом каждому участвующему экипажу выдали road book с описанием маршрута. Помимо дорожной книги каждый получил контрольную карту (так называемый корнет), куда необходимо было клеить выдаваемые на точках стикеры. Об организации стоит сказать особо, ребята из Mitsubishi постарались на славу. И большое количество участников, и их восторженные отзывы после финиша стали закономерным результатом.
Несмотря на паршивую погоду и выпавший накануне снег, на старт вышло 42 экипажа. И все они были на машинах марки Mitsubishi, это было одним из главных условий соревнования. Хотя, если бы к участию допускались и другие марки, это число можно было умножить на десять. Стартовая и финишная арки, баннеры и флаги на чекпоинтах, развлекательная программа и организованный обед на финише… Не припомню, чтобы так было на каких-то других автомобильных соревнованиях даже республиканского уровня. Привлекло участников и практически полное отсутствие затрат: экипажи снабдили не только едой и водой, но даже компенсировали сожжённое топливо, а на финише всем вручили грамоты и подарки.
Интересен был и маршрут, конечной точкой которого должен был стать Чарынский каньон. По пути к контрольным точкам участники прокатились по незаслуженно забытой дороге вдоль БАКа, заехали в несколько аулов и даже свернули в сторону Бартогайского водохранилища. Трасса для легковых автомобилей не позволяла углубляться дальше, но некоторые участники на внедорожниках приезжали, изрядно вымазавшись в грязи, и явно не скучали по ходу гонки. Но обо всём по порядку.
Итак, мы на старте. В нашем активе полноприводной Mitsubishi ASX, который по правилам организатора относится к легковому зачёту (для паджериков был предусмотрен отдельный класс и несколько другой маршрут). В багажнике перекус, два термоса и тёплые вещи, на заднем сиденье две фотокамеры, в дверях бутылочки с водой и карты, в руках у штурмана дорожная книга и GPS. В правом кресле мой друг и по совместительству мастер спорта по спортивному ориентированию. Не понаслышке знаком он и с гоночной документацией, а главное, мы уже давно научились работать в паре и не важно, будь то приключенческая гонка или этап чемпионата страны по ралли.
Впрочем, наши обычные приготовления на этот раз оказались излишними. Подробные карты местностии и планшетный компас оказались невостребованными. Стартуем по отмашке судьи, который рукой отсчитывает секунды до старта. Обнуляем одометр и просто едем по дорожной книге, в которой отмечен каждый поворот, и участникам остаётся лишь правильно считать километры. Двигаемся на первый чекпоинт и уже на второй позиции в дорожной книге понимаем, что километраж, что называется, не бьёт. Вместо указанных 300 метров до нужного поворота почти полкилометра, а в частном секторе, где улочки через каждые 50 метров, с такой «точностью» несложно и заблудиться. Неудивительно, что на чекпоинт-1 «Городское кафе» мы прибываем раньше экипажей, стартовавших впереди нас.
На контрольной точке меняем штурманскую подпись в протоколе на наклейку в корнет и едем дальше. Пытаемся ориентироваться больше по привязкам на местности, чем по километражу, ему мы теперь не доверяем. Но, едва выехав из города, поняли, что ошибка с расстоянием (которая стала чуть ли не единственной неточностью) не главная сложность — для хорошего результата в этом соревновании необходимо идти на сделку с совестью и здравым смыслом, а умение читать road book здесь отходит на второй план. О чём это мы? А вот о чём. Едва мы выехали на Кульджинский тракт и набрали разрешённые 110 км/ч, как нас, как стоящих, обошли несколько других участников. В дальнейшем мы ещё не раз наблюдали рискованные обгоны в исполнении машин с красивыми наклейками Mitsubishi Orienteering на бортах. В посёлках же, коими изобилует дорога на Чунджу, мы, плетущиеся со скоростью 60-65 км/ч, и вовсе были похожи на черепах. Да, тут нужно иметь наглость и крепкие нервы, чтобы валить мимо деревни на скорости за сотню, зная, что из ворот дома под колёса может выскочить кто угодно — люди, животные. Мы же единогласно решили соблюдать правила, а для того чтобы хоть как-то компенсировать отставание от соперников, просто стали быстрее думать.
Благодаря такому подходу удалось двигаться в гармонии с собой, но от азарта не осталось и следа. До самого финиша мы пилили в пенсионерском темпе, соблюдая все скоростные ограничения. Поиск КП оказался несложным, из восьми точек только на одной мы, как говорится в ориентировании, залетели, но справедливости ради стоит сказать, что кое-что новое в этом районе мы для себя открыли. В итоге, практически идеально собрав все точки (лишь на пятый чекпоинт свернули чуть раньше и накрутили около двух лишних километров), мы отстали от победителя на 22 минуты и заняли четвёртое место.
Подводя итог, можно просто отметить счастливые лица участников, рассказывающих взахлёб о том, как они блуждали и месили грязь. Это уже говорит о многом. Или о том, что соревнования удались. И в этот самый момент я вновь почувствовал себя пенсионером и излишне правильным, но не потому, что я разлюбил азарт борьбы и риск, просто сам формат соревнования подталкивал людей нарушать правила дорожного движения, а это не есть хорошо.
Нечто подобное было только в нелегальных ночных играх вроде «Ночного дозора» да джиперских покатушках. Но «дозоры» и прочие NightHunter на то и были нелегальными, чтобы получить дополнительную дозу острых ощущений от осознания нарушения запрета. А у джиперов всё же ключевую роль играло ориентирование, знание истории и правильная расшифровка задания.
Даже в классическом ралли на таких дорожных секциях есть норма времени, которая позволяет спокойно передвигаться по дорогам общего пользования, не нарушая скоростного режима. Здесь же вся трасса, по сути, была одним большим спецучастком, где за победу приходилось гнать, сломя голову. Даже подавать контрольную карту можно было не выходя из машины, и вновь вжимать педаль газа в пол.
Mitsubishi уже анонсировала подобное соревнование в следующем году, и, я надеюсь, формат его будет несколько иным. Чтобы это было действительно ориентирование без гонок, необходимо лишь усложнить поиск КП и ввести норму времени. В идеале же победителя надо определять не по скорости прохождения, а по наиболее короткому пути. Вот тогда и чекпоинты будут в ещё более интересных местах, и риск будет сведён к минимуму. Надеемся, всё так и будет.