Кто присвоил Шымкенту номер 13

Кто присвоил Шымкенту номер 13

Почему-то как только разговор заходит об автомобильных номерах, в глазах у собеседников загорается нездоровый блеск. Ну любят у нас покрасоваться красивыми цифрами! Что тут поделаешь. А вы никогда не задумывались, где эти самые номера изготавливают? Не возникало желание взглянуть хоть одним глазком?

Когда людям говорят о производстве, тем более работающем в масштабах страны, им представляется что-то такое грандиозное, этакий промышленный гигант. На самом деле всех казахстанских автомобилистов обеспечивает номерными знаками пара десятков человек, ютящихся со всем оборудованием в трёх относительно небольших комнатах. Правда, на довольно большой территории за высоким зелёным забором. Сюда и направили «Колёса» своего корреспондента раскрыть, как говорится, все тайны мадридского двора.

Кто присвоил Шымкенту номер 13
Встречает фирма, естественно, стендом собственной продукции — тут собраны практически все типы действующих номеров Казахстана

Генеральный директор ТОО «ФИРМА «ЛАТОН» Александр Лобанов:
— Наше производство было организовано 19 лет назад. Стране нужны были свои новые номерные знаки, и вопрос стоял в том, чтобы выйти на европейский уровень. Старые номера на металлической основе быстро приходили в негодность, постоянно требовали подкраски, обновления, себя уже изжили, и нужно было придумать что-то новое. Тогда-то мы и сделали, самыми первыми в СНГ, номера из алюминия со световозвращающей плёнкой, позволяющей фиксировать транспорт не только в дневное, но и в ночное время. Плёнку эту мы закупаем в Германии. Рассматривали, конечно, разные варианты, вплоть до китайской, но та оказалась низкого качества. Алюминий для заготовок привозим из Польши и частично тоже из Германии, российский не берём — плохо формуется. Заготовки для номеров штампуются другим подразделением нашей фирмы и отправляются сюда для нанесения цифр и букв. Рады бы поддержать и отечественного производителя, но у нас в Казахстане делают только алюминиевые чушки.

Кто присвоил Шымкенту номер 13

— И каков срок годности новых номеров?

Главный технолог Виктор Сухотерин:
— По ГОСТу — 6 лет при условии соблюдения всех правил эксплуатации, то есть если автовладелец не будет стирать с них сухую грязь тряпкой. А так у нас люди и по 10, и по 12 лет ездят.

Кто присвоил Шымкенту номер 13

— А кто до вас производил автомобильные номера для нашей республики?

— В советские времена изготовлением номерных знаков занималось специализированное предприятие «Транс-сигнал», на котором работали заключённые, а потом к этому подключились мы. В 1994 году МВД поручило нашей компании «Латон» разработку номеров, и мы начали делать их сначала для простых граждан, следующими номера получили автомобили дипломатов и, наконец, Минсельхоз, военные и т. д. Когда-то у номеров был вообще один стандарт для всех, а теперь, как вы видите, при их производстве мы руководствуемся четырьмя ГОСТами. Кстати, размеры новых номеров, как передних — длинных, так и задних — квадратных, остались ещё с советских времен. Мы изменили лишь внутреннюю структуру.

— Чем ещё знамениты ваши номера, кроме световозвращающей плёнки?

— В них предусмотрены элементы защиты от подделки, что практически исключает их фальсификацию. Например, аналог водяного знака — буквы KZ в эллипсе, или «бегущая волна», которая становится видна на номере под определённым углом. Её придумали в 2010 году, подделать невозможно.

Кто присвоил Шымкенту номер 13
Защитные элементы присутствуют на ещё плоских заготовках. Флажок, кстати, тоже

— А часто вам привозят поддельные номера на экспертизу?

— Бывали такие случаи, ведь мы можем отличить нашу продукцию от подделок с закрытыми глазами! Следующим важным шагом стало создание единой электронной базы номеров по Казахстану. Наши ребята поработали от души, и теперь у нас есть данные на все номерные знаки, выданные в Казахстане, начиная с самого первого, когда и куда их отправили.

— Скажите, а кто разрабатывал новые номера? Существует какая-то специальная организация или как?

— В конце 2012 года, когда было решено ввести новые номера, над ними работали наши дизайнеры. От первой буквы, обозначавшей регион на старых номерах, решили уйти и отмечать области цифрами.

Кто присвоил Шымкенту номер 13

— А куда дели ваши дизайнеры отверстия для крепления номеров?

— Это была не наша прихоть, полицейские поставили нам такое условие.

— И теперь, после всех споров и обращений автолюбителей, номера с дырками так и не будете делать?

— Такой вид номеров отныне прописан в ГОСТе, и никаким изменениям он не подлежит. И сегодня наши знаки полностью соответствуют требованиям Венской конвенции «О дорожном движении».

Кто присвоил Шымкенту номер 13
Станок-дырокол — именно им делаются отверстия в номерах, правда, увы, уже не во всех… по-прежнему дырявят только минсельхозовские и номера военных, они остались пока прежних образцов

— Кстати, а кто порядковые номера регионам присваивал? Ведь складывается впечатление, что для ЮКО «с любовью» подбирают обозначения: ЧМ ещё со времён Союза шло, потом литера Х на номерах красовалась, теперь им цифра 13 досталась. Народ тогда шутил, что отныне шымкентцам по пятницам ездить нельзя.

— Разграничение по регионам было изложено в приложении к приказу МВД, мы также ничего от себя не придумывали.

Кодификация регионов Казахстана

 

Стоит отметить, что ранее в Казахстане существовали области, которые в 1997 году вошли в состав других. Поэтому в таблице некоторые регионы могут содержать несколько индексов. К примеру, была Талдыкорганская область, на номерах обозначалась буквой V. После присоединения Талдыкорганской к Алматинской области V также стала относиться к последней. Аналогично поступили и с Жезказганской областью (индекс K), когда её присоединили к Карагандинской, а Семипалатинскую (U) — к ВКО. Кокчетавская (О), Тургайская (W) вошли сразу в подчинение к нескольким регионам (СКО, Акмолинская и Костанайская области). Сегодня автомобили с перечисленными индексами можно встретить крайне редко.

  с 1993 по 2012 с 2012
Астана Z 01
Алматы A 02
Акмолинская область C, O, W 03
Актюбинская область D 04
Алматинская область B, V 05
Атырауская область E 06
Западно-Казахстанская область L 07
Жамбылская область H 08
Карагандинская область M, K 09
Костанайская область P, W 10
Кызылординская область N 11
Мангистауская область R 12
Южно-Казахстанская область X 13
Павлодарская область S 14
Северо-Казахстанская область T, O 15
Восточно-Казахстанская область F, U 16

— Сейчас наконец-то определили стоимость VIP-номеров. У вас в связи с этим заказов прибавилось или они уже были готовы, но пока просто не выдаются?

Заместитель начальника цеха Максим Сергеев:
— Для нас не существует понятия «блатной» номер или «неблатной». К нам просто поступает заявка, и мы их делаем. Опечатали, опломбировали и отправили! На «красивые» номера, как вы помните, был объявлен мораторий, и поэтому их сегодня вообще нет в производстве. Номера делаются строго на заказ. Мы получаем заявку из МВД за подписью либо председателя КДП, либо кого-то из его заместителей и начальника РЭО, непосредственно заказавшего номера. Полицейские просто присылают нам заявки, в которых пропущены определённые цифры и серии. Далее на бланках ставится виза начальника отдела сбыта нашего предприятия, и только после этого заказ поступает в производство.

Номерной конвейер: какой он?

Как запускают номера в производство и что с ними при этом происходит? Мастер смены получает со склада плоские заготовки (разных цветов, к примеру с белым, жёлтым или красным фоном) с уже нанесённой плёнкой и отправляет их в производство. На них уже имеется флажок Казахстана и защитные водяные знаки, выдавлена рамка — та, что вокруг номера по периметру, — и разделительная перемычка, которая отделяет сектор для региона с правой стороны. На специальных прессах с соответствующими сменными матрицами алюминиевые пластины обрабатывают методом холодной штамповки, продавливая в них цифры и буквы. Литеры с буквами и цифрами, кстати, хранятся на складе, выдаются строго под отчёт и изымаются по мере исполнения заказа. Далее на номера методом горячего тиснения с помощью специального станка при температуре около 200 градусов наносится чёрная, белая или синяя фольга, иными словами, производится окраска цифр и рамочки номера. Чтобы краска легла качественно, номера пропускают через этот станок два раза. Каждый комплект состоит только из двух номерных знаков. То есть на заводе, согласно заказу, делается либо тип 1 — два длинных номера, либо тип 2 — один длинный и один квадратный. Никаких дубликатов не предусмотрено.

После штамповки и покраски номера упаковывают по 25 штук и отправляют заказчикам. Об объёмах производства сотрудники завода рассказывать отказываются, отмечая лишь, что за 19 лет работы «Латон» не допустил ни одного срыва поставок.

Номера передают представителям заказчиков по оригиналу доверенности в случае, если делали их для Алматы или Алматинской области, либо отправляют в регионы через транспортные компании. Коробки при этом для контроля опечатываются. Латоновцы с гордостью подчёркивают, что за все годы работы у них не зарегистрировано ни одного случая хищения номерных знаков.

Кто присвоил Шымкенту номер 13
В таких коробках номера отправляются в путешествие по всему Казахстану

Номера с огрехами либо отправляются на доработку, либо выбраковываются комиссией и уничтожаются. Браком может считаться присутствие инородных предметов под фольгой или световозвращающей плёнкой или, к примеру, некачественная формовка.

Кто присвоил Шымкенту номер 13
Квадратные номера (или тип 2), а также жёлтые и все другие производят на одной линии

Чего ждать в будущем?

Латоновцы подсчитали, что комбинации цифр и букв на новых номерах закончатся очень и очень нескоро — дефицит нам просто не грозит. Двадцать две буквы, по две или три на номере, и по 999 цифровых комплектов — подсчитайте, сколько комбинаций можно создать! — говорят они. Вдобавок стоит учесть, что даже если в каком-либо регионе комбинации будут исчерпаны, области можно присвоить новый дополнительный цифровой индекс, к примеру 17. Сегодня индексы используются только с 01 по 16.

По словам сотрудников предприятия, в ближайшее время будут разработаны новые номера для военных, о чём на сегодня уже достигнута договорённость с Минобороны РК. Знаки останутся такого же чёрного цвета, но в них добавят литеры KZ и нумерацию регионов, где машины будут зарегистрированы. Государственный флаг, как на гражданских и полицейских номерах, Минобороны решило не размещать.

В свою очередь, неизменными пока останутся номерные знаки транспортных средств, находящихся в ведении Минсельхоза. Сотрудники завода «Латон» поясняют, что номера для аграриев были разработаны и внедрены относительно недавно — десять лет назад, в международном движении тракторы и комбайны не участвуют, и в министерстве посчитали, что обновлять их не имеет смысла.

— Ощущались ли какие-то производственные сложности перед запуском новых номеров, ведь изменился дизайн и т. д.? — не могли не поинтересоваться мы у производственников.

Генеральный директор ТОО «ФИРМА «ЛАТОН» Александр Лобанов:
— Сложность заключалась лишь в том, что на прежних номерах не было привязки к флагу, а на новых пришлось чётко, без смещений, «сажать» государственный символ. В остальном всё осталось без изменений.

— К слову, об изменениях. У россиян сейчас идут бурные дебаты об установке электронных чипов в номера. У нас, то есть у вас, таких планов пока нет?

— Подобные проекты — глупость полная. Чип очень хрупкий, его трогать нельзя. А что такое номерной знак? Он ведь работает в таких тяжёлых условиях, да через две недели в него камень попадёт — и всё! Нами разработана система, позволяющая за доли секунды выдать всю информацию об автомобиле, мчащемся на большой скорости. Согласно проекту, можно было бы оснастить передатчиками все ездящие по нашим дорогам автомобили, а приёмники разместить на полицейских машинах либо на опорах и эстакадах, как сегодня видеокамеры. Как только машина попадала бы в зону действия приёмника, информация о ней сразу бы фиксировалась. Таким образом можно было бы решать множество задач: ловить нарушителей, превышающих скорость, автоматически выписывать штрафы, разыскивать угнанные авто или машины преступников, вести статистику движения транспорта по тем или иным магистралям. Проект представили ещё Кариму Масимову, бывшему в те годы премьером, но… ответа пока мы так и не получили.

Комментариев: 0

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.