1030-articles-main-1385031977

Как избавиться от несуществующего автомобиля?

Известие о том, что с 1 ноября можно снять с учёта транспорт, когда-то проданный по доверенности, но так и не переоформленный на нового хозяина, пришло как нельзя кстати — владельцы «мёртвых душ» имеют шанс очистить свою налоговую карму до наступления очередного фискального периода.

Известие о том, что с 1 ноября можно снять с учёта транспорт, когда-то проданный по доверенности, но так и не переоформленный на нового хозяина, пришло как нельзя кстати — владельцы «призраков» имеют шанс очистить свою налоговую карму до наступления очередного фискального периода.

Одним из первых, кто воспользовался этой возможностью, стал наш корреспондент редакции в Астане. Как раз на его шее который год висит такое транспортное средство.

В погоне за тенью

Призрак тяжёлого мотоцикла «Урал» возникал передо мной всякий раз, как только речь заходила о налогах. Байк, проданный по генеральной доверенности в 2005 году, канул в воду вместе с данными его покупателя. У моего товарища другая история. В 2010 году, когда отменили нулевую ставку налога на 20-летнюю технику, произведённую в СССР, пара уже древних мотоциклов, вовремя не снятых с учёта, тоже превратилась в проблему. Эта троица несуществующих транспортных средств, но ежегодно напоминающих о себе платежами в казну, и стала участником нашего исследования.

«Урал» и я. Фото на память. Однако старый мотоцикл сохранился не только на снимках, но и в базе налоговиков. Продажа транспорта по доверенности, увы, оказывается для многих спустя какое-то время проблемной сделкой

Но начнём с небольшого отступления. Этой осенью в Астане открылся спецЦОН по регистрации автотранспорта. Ну как открылся — официального открытия с разрезанием лент до сих пор не было, даже сейчас работают ещё не все его подразделения. Однако с 1 сентября абсолютно новое учреждение, расположенное на столичной объездной дороге рядом с проспектом Тлендиева, потихоньку наращивает объёмы своей работы. Именно туда мы и отправились.

Не буду останавливаться на подробностях первого визита, во время которого и поспорить немного пришлось, и задействовать «звонок другу». Просто мы действительно оказались первыми, кто пришёл в ЦОН с таким вопросом. Перейдём к главному.

Итак, для начала необходимо взять в РЭО информационный листок с данными о регистрации транспортного средства. В столичном спецЦОНе его выдают прямо на ресепшн. Собственно, пока здесь больше делать нечего.

Такой информационный листок необходимо получить в РЭО (или в спецЦОНе) со всеми данными о транспортном средстве и его владельце (указан в нём даже старый советский номер!)

С информационным листком нужно отправиться в РОВД за справкой «Об утере госномера и техпаспорта». Такая справка выдаётся управлениями внутренних дел повсеместно, так что ваше обращение для полицейских обычная процедура. Получение справки может затянуться на несколько дней, мы уложились в два. Получив бумагу на руки, запускаем таймер: через 10 дней эта справка будет недействительна, надо действовать оперативно.

Районное УВД выдаст справку о том, что вы обратились по факту пропажи техпаспорта и госномера, но действительна она всего 10 дней. Потом придётся делать её заново

Отдельный разговор о налогах. За «фантомное» транспортное средство придётся уплатить их сполна за всё прошедшее время по сегодняшний день, потому что без справки об отсутствии задолженности из налогового комитета регистрационные действия в полиции не производят.

Если не платили, то вам сначала в налоговую

Итак, к следующему визиту в РЭО у вас должны быть на руках такие документы:

  • уже имеющийся информационный листок с данными о ТС и его владельце;
  • справка из УВД;
  • адресная справка (сгодится и книга регистрации граждан);
  • справка об отсутствии налоговой задолженности на транспортное средство;
  • объяснительная (можете написать по прилагаемому образцу);
  • удостоверение личности.
Объяснительную нужно написать от руки

СпецЦОН здорово упрощает дело — адресную и налоговую справки мы получили прямо там. Всё довольно просто: взял на ресепшн талон электронной очереди, посетил специалиста, затем снова к стойке, чтобы направили к другому. Подготовительный период заканчивается у стола административной практики, где на информационный листок ставят печать об отсутствии задолженности по штрафам. Да, если таковые есть, лучше погасить их заранее. К счастью, в нашем случае не пришлось платить ни за себя, ни за того парня, что владел моим байком по доверенности.

После этого наступает ключевой момент — подготовленные документы, точнее, их копии, передаются госавтоинспектору РЭО УАП ДВД для проверки наличия административных штрафов, фактов прохождения техосмотра и других данных за последние три года, позволяющих сделать косвенный вывод о том, эксплуатируется транспортное средство в данный момент или нет. О результатах исследования инспектор даёт письменное заключение, на основании которого (если данных действительно нет) транспортное средство можно будет снять с учёта.

В нашем случае копии документов были переданы инспектору в субботу, заключения получены в понедельник. Вердикт — все три мотоцикла утилизировать можно.

Последней бумагой во всём процессе является заключение инспектора РЭО о том, что транспортное средство не эксплуатируется и его можно списать. Процесс снятия с учёта далее уже стандартный

Дальнейшая процедура снятия с учёта ничем не отличается от обычного оформления транспорта. Подготовленные документы, включая и свежеполученное заключение, передаются соответствующему специалисту РЭО, и через некоторое время вместо новых номеров и техпаспорта вы получаете справку, в которой значится, что транспортное средство снято с учёта или утилизировано.

В спецЦОНе с очередным талоном нас направили к специалисту, который принял документы, внёс данные в компьютер, переадресовал талон в очередное окно. Всё, через полчаса ожидания заветные справки получены! Не прошло и… десяти лет.

Финальный шаг — посещение районного налогового комитета, в котором нужно предъявить полученный документ, чтобы транспортное средство уже наверняка вычеркнули из базы данных.

О частностях

Вряд ли кто-то располагает точными данными о количестве несуществующих, но зарегистрированных транспортных средств, в конечном итоге их число покажет время. Но даже по приблизительным оценкам таковых около полумиллиона.

Среди владельцев «фантомов» можно выделить две наиболее многочисленные группы. В первой те, кто когда-то продал транспорт по доверенности. Определение её численности — самый неблагодарный процесс, поскольку даже база данных зарегистрированных доверенностей не позволяет судить, сколько из них зависли в воздухе, а сколько вообще не были зарегистрированы. Вторая группа — это владельцы старых автомобилей и мотоциклов. Их можно понять — ещё недавно транспорт «отечественного» производства старше 20 лет не облагался налогом вовсе. Владельцев сгинувшего автостарья поставили в неудобное положение перемены в Налоговом кодексе, которые исключили эту норму 1 января 2010 года.

Как сообщил редакции «Колёса» заместитель начальника управления ГАИ КАП МВД РК полковник Бауыржан Наханов, сегодня в Казахстане зарегистрировано порядка 4.1 млн транспортных средств, среди которых 49 452 имеют возраст более 30 лет.

— В связи с этим мы отправили в регионы указание, чтобы там сотрудники ГАИ совместно с участковыми обошли владельцев автомобилей, которые не эксплуатируются, и порекомендовали гражданам снять с учёта транспорт, проданный по доверенности, местонахождение которого не известно, а техпаспорт и госномера утеряны, — отметил Бауыржан Наханов.

При этом наш собеседник особо подчеркнул, что техника, проданная по доверенности, подлежит снятию с учёта, а не утилизации. Ведь фактический владелец транспортного средства, даже имея просроченную доверенность, вправе вступить в права собственности по решению суда.

— Транспорт не утилизируется, а просто снимается с учёта, — пояснил Бауыржан Наханов. — Допустим, человек купил автомобиль по договору купли-продажи, нотариально заверил эту сделку и уехал за границу на 5 лет, а бывший владелец тем временем машину с учёта снял. Но договор купли-продажи бессрочный, и на его основании можно поставить машину на учёт. Транспортное средство утилизируется только в том случае, если человек сам того требует, поскольку знает, что автомобиля действительно больше нет — сдан в металлолом например. Однако даже если владелец транспорта, купивший его по доверенности, после истечения срока её действия захочет признать своё право собственности через суд, а автомобиль будет снят с учёта или списан, то на основании того же решения суда машину на учёт поставят. В этом случае проблем не будет. Но такое случается довольно редко.

Учитывая немалое число заинтересованных в новой услуге автоавладельцев, можно думать, что выдача заключений в будущем станет более продолжительным мероприятием. По словам нашего собеседника, максимальный срок рассмотрения заявлений от физических лиц составляет 15 дней. И если проверка по базам данных техосмотра, скоростемеров, протоколов нарушений и прочего не выявит сведений о транспортном средстве за последние три года, то, согласно Постановлению Правительства № 851 от 26 августа 2013 года, сотрудник полиции вынесет соответствующее заключение, на основании которого транспортное средство можно будет с учёта снять.