31 мая 2013 года войдёт в историю как дата появления в Казахстане первой платной автомагистрали. Отныне за проезд по кратчайшему пути между Астаной и Щучинском на автомобиле нужно будет платить. Накануне официального открытия систему оплаты продемонстрировали журналистам.
Всех впускать, никого не выпускать
Этот московский принцип будет работать и у нас. Оплата производится при выезде с автомагистрали. Сколько километров автобана осталось за спиной, определит умная система с французскими корнями. Точнее, даже не километров, а тарифных зон — прохождение каждых ворот, установленных на границах пяти тарифных зон, добавит свою лепту к тарифу. На каждом из выездов с автомагистрали расположены терминалы оплаты. В одном терминале смонтированы едва ли не все существующие на планете устройства приёма денег: можно оплатить наличными, банковскими картами, включая ещё не внедрённые казахстанскими банками «антенные» кредитки, плюс вариант дистанционной оплаты посредством транспондера — для тех, кто по этому маршруту будет ездить часто. Как сообщают представители АО «Казавтожол», в будущем появится возможность оплаты и при помощи мобильного. Но не со счёта телефона, а при помощи интернет-банкинга вкупе со специальным программным обеспечением.
Тенге за километр. И дороже
Стоимость проезда составляет примерно 1 тенге за 1 километр. Примерно, потому что зависит от типа транспортного средства и имеет свои исключения. От оплаты освобождены мотоциклы, автомобили спасателей, скорой помощи, пожарных, полицейских и рабочих, обслуживающих дорогу. Для машин, зарегистрированных в окрестных населённых пунктах, предусмотрена скидка 50 %. Проезд от Астаны до Борового на легковом автомобиле будет стоить 200 тенге, автобусы и грузовики делятся по размеру на 4 категории, для каждой из них предусмотрен свой тариф. Подробнее с тарифами можно ознакомиться .
По словам председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Замира Сагинова, оплату за проезд направят на содержание автомагистрали. Если раньше на содержание 210 километров 6-полосной дороги между Астаной и Щучинском ежегодно выделяли 1.3 млрд тенге, то теперь эти средства направят на ямочный ремонт дорог Акмолинской области.
Главное — быстро
Один из главных вопросов, который волнует водителей после стоимости проезда, насколько быстрым будет процесс оплаты. Демонстрация с участием разных видов транспорта прошла в считанные минуты. Происходит это так. Автомобиль подъезжает по выбранному коридору к терминалу оплаты. Шлагбаум закрыт, чуть выше него на табло высвечена уже рассчитанная системой стоимость проезда. Остаётся выбрать желаемый вариант оплаты (в нашем случае были наличные), внести их в терминал — всё. Шлагбаум открывается, можно ехать дальше. В терминале есть окошко для выдачи сдачи. Да, желательно точно определить расстояние, с которого можно дотянуться до терминала, не выходя из машины. Иначе может случиться как в песне: «Ветер вырывает из рук последние деньги». Кстати, терминалы, как и везде, только с левой стороны, водителям праворулек придётся выходить либо просить помощи пассажира справа. Есть вопросы — их можно задать прямо в железную сеточку. Отвечать на них, по идее, должны операторы, сидящие в соседнем здании. В дороге бывает всякое, и даже если нет денег, с автомагистрали выпустят. Квитанция на оплату придёт по почте на адрес, по которому зарегистрирован автомобиль.
Сейчас все виды оплаты принимаются на каждом из терминалов, и только для транспорта, оснащённого транспондерами, предусмотрена отдельная полоса.
А есть ли выбор?
Трудно говорить всерьёз о маршрутах, официально предложенных в качестве вариантов объезда. Таких два: можно проехать от Астаны до Щучинска по трассе республиканского значения через Атбасар или по дорогам областного значения через Степногорск. Оба маршрута намного длиннее кратчайшего пути, и если первый являет собой вполне приличную дорогу, то о возможности проезда по второму даже астанчане мало что знают. По словам Замира Сагинова, путь от Астаны до Щучинска через Атбасар займёт порядка 5 часов, дорога через Степногорск отнимет 7-8 часов.
К слову, представители МТК постарались развеять миф о том, что всюду, где существуют платные дороги, параллельно идёт бесплатный объёзд. Так, по их данным, поездка по платной магистрали Рим — Милан занимает 6 часов, а по альтернативному маршруту — 14, в Южной Корее на проезд по автомагистрали Букиежу — Масан требуется 3 часа, по альтернативной — 6 часов. Дальше всех пошли дорожники Поднебесной: там некоторые платные автомагистрали не имеют бесплатных вариантов объезда.
Итого выходит, что ехать по объездной невыгодно во всех случаях. Прикиньте, сколько на одном бензине можно сэкономить.
По уникальному алгоритму
Уникальная для Казахстана система оплаты проезда по автомагистрали стала уникальной и для французского разработчика. Как сообщил нам представитель компании GEA, им в первую очередь пришлось учитывать особенности местного климата. Для этого была в несколько раз увеличена мощность обогревателей и кондиционеров, обеспечивающих нужную температуру работы оборудования. Кроме того, для Казахстана пришлось собрать воедино несколько разных систем, принятых в разных странах. Речь идёт об арках, расположенных на границе тарифных зон, вкупе с терминалами оплаты и привязкой к номерам автомобилей для определения адреса, на который можно отправить квитанцию.
Могут и оштрафовать
Система оплаты увязана с базой данных Управления дорожной полиции. Это важный момент, так как арки на границе тарифных зон умеют фиксировать скорость. Как сообщил нам директор Департамента платных дорог АО «Казавтожол» Мейрамбек Темирхан, система не станет вычислять среднюю скорость движения (хотя этим долго стращали водителей. — Прим. авт.), но данные о скорости движения под арками в УДП отправляться будут.
Безопасность выше
Главным достижением первой автомагистрали в стране Замир Сагинов назвал безопасность. По его данным, дорога, на которой случалось более 100 ДТП и погибало более 60 человек в год, превратилась в одну из самых безопасных в республике. Аварийность на автомагистрали снизилась в 8 раз.
Минтранском не собирается останавливаться на достигнутом. Так, по словам Сагинова, автомагистралью, то есть дорогой 1-й категории, станут порядка 1 400 километров трассы Западная Европа — Западный Китай. На очереди трассы Алматы — Капшагай и другие.