906-articles-main-1359020364

Так ли страшен Евро-3? А Евро-4?

С 1 января этого года в Казахстане установлен запрет на ввоз и производство автотранспортных средств, соответствующих экологическому классу Евро-2 и ниже, сообщили редакции представители Минтранскома Республики Казахстан. И сейчас, по словам чиновников, рассматривается вопрос внедрения с 1 июля 2013 года экологического стандарта Евро-4.

С 1 января этого года в Казахстане установлен запрет на ввоз и производство автотранспортных средств, соответствующих экологическому классу Евро-2 и ниже, сообщили редакции представители Минтранскома Республики Казахстан. И сейчас, по словам чиновников, рассматривается вопрос внедрения с 1 июля 2013 года экологического стандарта Евро-4.

С чем его едят?

Для начала давайте разберёмся, что вообще такое этот самый Евро-3. Как известно, любой автомобиль портит воздух, причём некоторые машины травят нас меньше, другие больше. Виной всему выхлопные газы, содержащие в себе кучу вредных веществ: свинец, угарный газ, несгоревшие частицы топлива, оксид серы, сажу и ещё много чего. По словам экологов, в снеге, убираемом с улиц мегаполисов, можно найти едва ли не всю таблицу Менделеева.

До относительно недавнего времени серьёзный контроль за автомобильными выбросами не вёлся. Но, наконец, людям надоело травиться, и в 1992 году в Европе был принят первый экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, — Евро-1. В некоторых государствах он начал действовать позже. За ним последовали Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5, а к 2015 году в развитых странах планируют и вовсе ввести Евро-6. Каждый последующий стандарт — продолжение предыдущего, т. е. чем больше цифра стандарта, тем жёстче требования, предъявляемые экологичности машин. Эти же цели преследуют стандарты на бензин и дизельное топливо.

Евро-KZ?

Казахстан, заботясь об экологии на своей территории, естественно, не смог остаться в стороне. И в июле 2009 года с пятнадцатилетним отставанием от Европы, минуя Евро-1, мы сразу же приняли Евро-2. Но, по мнению экспертов, получилась лишь полумера. В больших городах типа Алматы дышать лучше не стало. Страна вознамерилась двигаться дальше и ввести Евро-3, но всё упёрлось в финансы. Оказалось, что для полноценного перехода к новому стандарту необходимо не просто ограничить ввоз старых авто, но и модернизировать отечественные нефтеперерабатывающие заводы. А на это требовалось около четырёх миллиардов долларов. В итоге внедрение Евро-3 несколько раз переносили. В этом году, когда стало понятно, что дальше тянуть с его введением уже некуда, стандарт наконец-то заработал в Казахстане. При этом отечественное топливо так и осталось, мягко говоря, не лучшего качества. А с реконструкцией НПЗ решили не торопиться, подгоняя их под Евро-3, а сразу же улучшить их до уровня Евро-5. По крайней мере, это пообещало руководство нацкомпаний, ведающих нашими недрами.

И что? Вот, собственно, и всё!

Теперь же, как мы уже говорили, казахстанская граница для машин класса Евро-2 и ниже закрыта. То есть с нового года в нашу страну запрещён ввоз европейских машин с бензиновым двигателем старше 2001 года, с дизельным — старше 2002-го, японских — 2005-го, российских — 2008-го и так далее (см. таблицу). Автомобилям, не соответствующим этим требованиям, при ввозе просто не выдадут сертификат соответствия, а дорожная полиция не поставит их на учёт.

Так стоит ли переживать?

Посмотрев вокруг и ознакомившись с казахстанской статистикой, становится ясно, что переживать, по большому счёту, не стоит. Ибо поздно! Ввоз в нашу страну иностранных авто с началом работы Таможенного союза (ТС) и драконовскими таможенными пошлинами и так упал ниже плинтуса. По данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, если в 2011 году в Казахстан для личного пользования было ввезено 119 809 легковых автомобилей, то с 1 января по 12 ноября 2012-го к нам прибыло лишь 1 599 транспортных средств. То есть в прошлом году импорт подержанных автомобилей в Казахстан упал почти в 75 раз! Надежда у некоторых наших автолюбителей была на российские и в большей степени белорусские авто, ввезённые накануне образования ТС на льготных условиях по низким ставкам. С нового года эти машины стали считаться товаром Таможенного cоюза, и их теперь разрешено продавать друг другу внутри Cоюза беспошлинно. Именно за ними и можно было бы отправиться в соседние государства, но… Но автомобилям, не соответствующим новому экостандарту, похоже, так и придётся доживать свой век по месту пребывания.

Одним словом, после введения Евро-3 (как, впрочем, и Евро-4) на авторынке не стоит ожидать каких-либо перемен, всплеска или падения продаж. И отечественным автолюбителям при неимении достаточного количества денег, чтобы позволить себе новую Toyota или BMW из салона, придётся всё также перепродавать друг другу имеющееся автостарьё либо постепенно переключаться на машины с иностранными именами и физиономиями, но как бы произведённые на территории Таможенного союза.

Больной вопрос

В то же время возникает вопрос: как будут в этой ситуации рассматриваться японские автомобили, завезённые в США и переправляемые в РК для продажи? Ведь, как мы уже отмечали, запрет на ввоз распространяется на машины из Страны восходящего солнца старше 2005 года выпуска, но в Штатах Евро-3 действует с 2001 года. То есть произведённые в Японии автомобили, ввезённые с 2001 года в США, требованиям экостандарта юридически отвечают и свободно эксплуатируются в этой стране.

— Как эти машины будут таможиться у нас и, вообще, пустят ли их через границу? — спросили мы сотрудников ДТК.

— Подтверждение соответствия регламенту о Евро-3 таможенные органы не осуществляют, — ответил нам исполняющий обязанности начальника УОТК Управления ДТК по г. Алматы Аян Мухамедкали. — Этим занимаются аккредитованные в Комитете техрегулирования и метрологии и Минтранскоме ТОО. Их сотрудники могут измерить содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобиля и выдать заключение. В принципе от обязательной сертификации на границе освобождены граждане Казахстана, ввозящие автомобили для личного пользования. Но, согласно приказу МВД, при регистрации в дорожной полиции им обязательно потребуется сертификат соответствия Евро-3. То есть через границу машина классом ниже, чем Евро-3, пройдёт без проблем, но вы не сможете поставить её на учёт.

В Комитете метрологии, куда мы обратились по совету таможенников, ясность в этот вопрос внести не смогли, заявив, что занимаются только проверкой качества бензина. И лишь в Минтранскоме редакции «Колёса» удалось добиться более-менее вразумительного ответа.

Как пояснил нам директор Департамента автомобильного транспорта МТК РК Ерлан Джумашев, японско-американские да, впрочем, любые другие машины при постановке на учёт в Казахстане станут сертифицировать исходя из страны происхождения. То есть, к примеру, пусть и привезённые из Америки японские автомобили будут считаться именно японскими, и по году их выпуска в Стране восходящего солнца отечественные чиновники решат, выдавать сертификат соответствия Евро-3 или нет. Исключение — машины, переделанные/переоборудованные (а такое тоже бывает) под третий евростандарт. Но в этом случае автовладельцам придётся отдавать автомобили на экспертизу и в процессе исследования доказывать, что машины портят воздух не более, чем дозволено.

Справочная таблица с информацией о соответствии автомобилей экологическим классам выбросов в зависимости от их года выпуска и страны происхождения (таблица не даёт 100 % гарантии)

*Категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырёх колёс и используемые для перевозки пассажиров. Подразделяется на категории: М1 (легковые автомобили), М2 (микроавтобусы), М3 (автобусы).

*Категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырёх колёс и предназначенные для перевозки грузов. Подразделяется на категории N1, N2, N3.