900-articles-main

Всех в одно окно

Через полгода автолюбителям Алматы придётся пользоваться услугами только нового спецЦОНа, и сегодня мы расскажем о нём подробнее. Внутри карта проезда.

Через полгода автолюбителям южной столицы придётся пользоваться услугами только нового спецЦОНа, и сегодня мы расскажем о нём подробнее.

Жизнь бежит семимильными шагами, прогресс не даёт человечеству долго стоять на месте. Теперь автоматизация добралась и до процесса регистрации железных коней и выдачи прав в Казахстане. В начале декабря минувшего года в Караганде открылся новый специализированный ЦОН, где в режиме «одного окна» начали обслуживать автомобилистов. А сразу же после новогодних праздников его IT-собрат заработал в южной столице. Директора алматинского специализированного отделения Центра обслуживания населения Берика Орынбаева мы попросили рассказать подробнее о новом учреждении. По словам Б. Орынбаева, автовладельцы могут снять или поставить машины на учёт, получить права в его заведении в течение двух часов. Раньше на эти услуги регламентом отводилось в три раза больше времени.

Объект общей площадью более 5 тысяч кв. м способен ежедневно обслуживать до тысячи горожан

— За счёт чего удалось добиться ускорения процессов?

— За счёт автоматизации. У нас автовладельцам не нужно заполнять никаких заявлений, сканировать домовые книги, удостоверения личности, готовить справки и т. д. Единственное, что им понадобится, — подтверждение выполнения налоговых обязательств, а если получают права — справка из медучреждения.

Для сверки автотранспорта у нас предусмотрено 14 постов, в том числе и для обслуживания грузового транспорта. Заявка на постах формируется автоматически — они оборудованы компьютерами, подключёнными к серверу, контролёр сканирует удостоверение, и информация автоматически выводится на экран. Далее сотрудник ЦОНа вводит вин-код, и на дисплее появляется вся информация об автомобиле. При этом никакие документы не подписываются, печати не ставятся. После проведения визуальной сверки номерных агрегатов наш сотрудник нажимает на кнопку «Сверено», и всё.

Дальше информация поступает к операторам в ЦОН. За это время автовладелец снимает госномера, берёт техпаспорт (свидетельство регистрации транспортного средства. — Прим. ред.) и удостоверение личности, подходит к информационной доске. Здесь ему выдают талон электронной очереди и проверяют наличие обременения и штрафов, после чего консультируют, сколько и за что он должен заплатить. К слову, за штрафы можно рассчитаться тут же. После внесения денег в кассу клиент проходит к оператору ЦОНа, который, ознакомившись по компьютеру с результатами сверки, заполняет заявление, и далее по порядку. Сегодня у нас предусмотрено несколько видов услуг: снятие с учёта в связи со сменой места регистрации, сменой собственника и т. д. Но в целом процедура примерно одинаковая: заполняют документы на снятие или постановку и формируют простую форму сделки, если присутствуют продавец и покупатель. После чего весь пакет документов передают заявителю, затем он обращается к инспекторам УДП, здесь же сидящим, которые ставят отметку «К производству готов». Далее курьер относит весь материал на второй этаж в производственный сектор, где машине заявителя присваиваются номера и печатается техпаспорт, а гражданин в это время ожидает в зале. Курьер также сам выносит готовые госномера и документы после завершения процедур. Заявитель расписывается в реестре, и всё! Мы эти дни работали в боевом режиме и подсчитали, что укладываемся в 1 час 15 минут.

Всего к единой системе будут подключены 4 города: Караганда, Алматы, Астана и Актау. О каких-то даже предварительных результатах говорить пока рано. Полную статистику пока не подбивали, но с 6 по 9 января мы поставили на учёт 34 транспортных средства, сняли с учёта 35 и выдали 21 водительское удостоверение. Для начала немного. Но ведь к нам пока из восьми перевели всего одно районное регистрационно-экзаменационное управление, но вскоре мы начнём обслуживать весь город.

Пока спецЦОН обслуживает только Алатауский район, но вскоре весь город будет здесь

— Это реально? Ведь вы расположены на окраине мегаполиса. Сюда и добираться-то довольно проблематично!

— Так решил городской акимат. Он построил здание и передал его нам на баланс. В нашу сторону прокладывается продолжение улицы Момышулы — широкая шестиполосная дорога. Открыть её планируется в апреле, и горожанам будет очень удобно к нам добираться, не более 10 минут. Для тех, кто передвигается своим ходом (только собирается получать права, например), акимат запустил сюда по проспекту Райымбека с автовокзала «Саяхат» два специальных маршрута.

К слову, выдача водительского удостоверения у нас тоже происходит в автоматическом режиме. Человек также приходит к нам с медицинской справкой, получает номер очереди и ждёт приглашения в сектор водительских удостоверений. Выпускника автошколы здесь же фотографируют, и весь процесс сдачи экзамена начинается: формируется заявка, которая попадает в экзаменационный класс к инспектору УДП, где курсант сдаёт теоретический экзамен, правильность ответов фиксирует автоматика, отправляя их на центральный сервер в Астане.

Успешно сдав теорию, претенденты на получение прав проходят на автодром площадью 4 га, на котором воссозданы условия города: установлены светофоры, знаки, нанесена разметка и т. д. И здесь курсанты на шести специально оборудованных легковых автомобилях и одном категории С сдают экзамен по вождению.

Бесстрастные роботизированные машины ждут выпускников автошкол

— Вы думаете, что такого количества машин хватит для приёма экзаменов у всего города?

— По мере возрастания нагрузки мы будем докупать необходимую технику. Да и вообще, много чего тут будет доделываться. К примеру, мы планируем построить террасу для ожидающих своей очереди. Особо хотелось бы отметить, что сдающим практический экзамен баллы будут присваиваться автоматически. Машины, на которых предстоит ездить выпускникам, оборудованы специальными датчиками. И именно электронике предстоит решать, сдал человек экзамен по вождению или нет.

— То есть с коррупцией будет покончено? А что мешает «покопаться в мозгах» машины и накрутить нужный результат?

— Мешать будут установленные в программе ограничения. Система сформирована так, что инспекторы ничего не смогут изменить. Им придётся работать только с готовым материалом.

— А насколько сами машины и системы в них надёжны? Застрахованы ли люди, сдающие экзамен, от сбоев в системе?

— Сбои исключены! Сегодня весь мир пользуется подобными сервисами, и без нареканий.

В скором времени РЭУ опустеют, а потом и вовсе канут в Лету

— Как будет развиваться ваш спецЦОН в дальнейшем? Вы сказали, районные РЭУ упразднят?

— Старая методика, как говорится, канула в Лету. Пока мы обслуживаем только Алатауский район, но Минтранском и МВД РК совместно с алматинским акиматом прорабатывают график перехода к нам всех районных РЭУ. В этом году процесс завершится однозначно. Ориентировочные сроки — в течение полугода, хотя всё, конечно, будет зависеть от нашей нагрузки, от проблем, возникающих по ходу работы в пилотном режиме, от финансирования. К имеющейся сегодня инфраструктуре мы планируем построить ангар для проведения сверки. Сейчас, как видите, номера кузова и двигателя сличают с указанными в техпаспорте на открытом пространстве. Построим эстакаду, подъёмник для проверки номеров агрегатов, расположенных снизу, в труднодоступных местах. Скорее всего, рядом разместится и центр техосмотра.

Пока сверку проходят на морозе, но в будущем обещают построить тёплый ангар

От редакции

С одной стороны, грустно осознавать, что теперь судьбу наших автомобилистов будет решать бессердечный компьютер, с ним ведь и за жизнь не поговоришь. С другой — может, тогда уменьшится на казахстанских дорогах количество водителей, купивших права, и станет больше порядка.

СпецЦОН расположен на окраине посёлка Сыйлы по дороге на Боралдай. Если ехать в северном направлении, к примеру с Райымбека — Момышулы, на трассе везде установлены указатели.

Всю информацию о работе учреждения можно получить, позвонив в Call-центр 1414 или по телефонам: +7 (727) 338 29 71, +7 (727) 338 29 70.