831-articles-main

Ралли «Мираж-2012»

Пятый этап чемпионата Казахстана по ралли прошёл с изюминкой - в казахстанком ралли появились ночные спецучастки. Репортаж о том, как это было

Историческое событие. В Казахстане спустя много-много лет возобновили проведение ралли с ночными допами. Мы стали свидетелями того, как это получилось.

Поверить, наверное, сложно, но в 2012 году ралли «Мираж-2012» стал первой гонкой, которую провели в Алматинской области. А прошло почти полных девять месяцев с начала года и почти десять после последней гонки в прошлом году. Затяжной такой отпуск получился. Да такой, что мы стали переживать, а не утрачены ли навыки съёмки автоспорта. Зато каким обещал быть этот этап! С ночными допами, что, естественно, привлекло наш интерес. Ну что ж, размяв пальцы, ранним утром субботы, 22 сентября, мы с Ильёй выезжаем на первый день гонки, которая проводилась в дневное время суток (ночные допы проходили после полуночи, т. е. уже 23 сентября). Посмотрим, не заплыли ли наши пальчики жирком, не притупилась ли реакция и не потерял ли глаз фокусировку.

Погода преподнесла приятный сюрприз. С утра дождик смочил грунт, и воздух наполнился прохладой — нам, привыкшим в этих краях бегать под палящим солнцем, получать мощнейший загар и купаться в липкой пыли, это, можно сказать, в диковинку. А тридэшные облака, пробивающиеся сквозь них лучи мягкого осеннего солнца, запах мокрой пыли и степных трав дарили прекрасное настроение. Ну-с, фон отличный, теперь бы экшн был! На старте 13 экипажей — негусто, скажем так. Мы знали «Мираж» по прошлому году, поэтому в голову лезли только скептические рассуждения типа того, что с учётом небольшого количества экипажей, может, до второго дня (т. е. ночи) никто и не доберётся.

В самом мощном классе РК ПРО не заявилось ни одного экипажа на Mitsubishi. Все на Subaru

Окопавшись на втором спецучастке, который в итоге повторился ещё три раза, мы принялись отстреливать затворами фотиков «дичь». И всё шло путём. Во-первых, в качестве экшна скорость, прохождение в боковом скольжении виражей, а во-вторых, количество участников практически не менялось. Из борьбы в самом начале гонки вышел только Владимир Бородин, и в течение первых четырёх СУ что-то странное происходило с экипажем Дмитрия Питулова (хотя вечером мы узнали о сходе экипажа по фото, снятому на телефон, где красовался Ford Puma с оторванной передней стойкой). Вернувшись к закрытому парку, поняли, что не досчитались ещё жёлтой «двенашки» Игоря Медведева (на этом автомобиле раньше участвовал Шевченко из Актау). В целом о борьбе в световой день можно сказать так: Арман Смаилов опережал Евгения Сапогова, это было видно невооружённым глазом и ощущалось всеми фибрами. Доступа к результатам в течение гонки, конечно, не было, но после регруппинга смотрим — Сапогов идёт на первом месте, значит, лидирует. Видимо что-то пошло не так. Оба пилота, к слову, уже с первых допов столкнулись примерно с одинаковым объёмом проблем с шинами, дисками и подвеской. Однако, несмотря ни на что, по результатам уже первого дня Арман забирает себе первую позицию.

Для Евгения Сапогова эта гонка оказалась самой сложной за всю историю. Под днищем проще назвать то, что не разрушилось… А на ночном СУ в автомобиле произошло возгорание. Чудом успели потушить

На заключительном сервисе светового дня, как всегда, суета: механики восстанавливают машины после баталий. Хотя, скажу честно, увиденные допы нас совсем не ужаснули — правильно сделали, что убрали прошлогодние подъёмы, участки по каменистым хребтам и т. д., но работы оттого меньше не стало. У Евгения Сапогова крошились даже усиленные колёсные диски. Второй по важности задачей механиков была установка дополнительных фар (или, если говорить на раллийном сленге, люстр), которые в кромешной ночи второго дня были просто необходимы. И тут пришлось оценить уровень и мастерства, и изобретательности команд и экипажей. Вровень с профессиональной оптикой IPF на передки ралликаров монтировались интересные вариации, кто из чего горазд: здоровенные прожектора, размерами с кастрюльку, диодные светоблоки, дополнительные фары дальнего света, которые частенько ставят на крыши внедорожников, ну или в крайнем случае просто фары противотуманного света, перенесённые на капот автомобиля. Кстати, были экипажи, которые решили обойтись штатной оптикой — и, возможно, в чём-то они выиграли, т. к. ночью стояла практически безветренная погода, и пыль от предыдущего экипажа оседала очень долго. Получился обратный эффект: чем лучше свет фар, тем хуже видно дорогу, свет отражается в частичках пыли, и перед глазами появляется большое белое облако (как в тумане).

Павел Фоменко ночью ездил без дополнительной оптики

Новые для наших раллистов условия, естественно, дали о себе знать. Парочка экипажей в итоге заплутала в темноте и не сразу смогла покинуть лабиринт из пыли и темноты. В списке заплутавших Евгений Сапогов и Даулет Оразалиев, причём для Евгения ошибка оказалась фатальной — в поисках правильного направления он нарушил маршрут ралли, за что его сняли с гонки. Даулет при этом потерял только время, исчисляемое, к слову, не одной минутой.

Даулет Оразалиев шёл бойко, но ночную гонку досадно завалил

Гонка закончилась победой экипажа Армана Смаилова и Андрея Русова (одновременно и в классе РК ПРО), в РК-11 победа за экипажем Евгения Ревина и Андрея Коробкина. Стоит отметить, что монопривод в очередной раз показал, как можно ездить. Ревин и Оразалиев на переднеприводных машинах даже по чистому времени без пенализации были быстрее Александра Фоменко на Subaru Impreza WRX STi. Даулет Оразалиев в итоге взял серебро в классе РК-11, а в РК ПРО второе место у Павла Фоменко.

Арман Смаилов, несмотря на порванные колёса, разрушенную подвеску и преследование со стороны Евгения Сапогова, взял подиум

Ну и чуток о наших впечатлениях о гонке в ночи. Темнота была действительно кромешная. Даже луна в эту ночь куда-то скрылась. Помимо того что ждать пилотов посреди степи жутковато, гонка ещё и плохо смотрится. Валит вдали световой шарик, вот приближается — хлопс! Вспышка — проехал, и теперь видны только красные габаритные огни, быстро уходящие вдаль. Поражает разве что скорость автомобиля в ночи, но рассмотреть, как проехал экипаж, можно только по одному кадру, что успевает сделать фотоаппарат в момент вспышки. Могу сказать, для нас опыт был полезен, и несколько кадров всё же удались. Как сказал Илья в итоге: «Что-то в них есть». Да и вообще в этой гонке действительно что-то было особенное. И уж если сравнивать с прошлогодней, тем более. Ночная гонка внесла глоток свежести, а отсутствие разрушительных допов положительно сказалось на статистике — даже при скромном количестве участников смотреть было на что.

Василий Постников пока едет небыстро

У «ноликов» свой зачёт, свои гонки

О люстрах отдельно

Небольшой обзор по оборудованию раллийных автомобилей казахстанских гонщиков дополнительными фарами. У кого что?

Евгений Сапогов и Арман Смаилов на своих автомобилях, построенных Томми Мякиненом, использовали фирменную оптику IPF со специальными подиумами под них. Фары легко регулируются с помощью отвёртки и регулировочных винтов.

На машине Дмитрия Плясова навешаны мощные прожектора в классическом стиле — на таких металлических кронштейнах устанавливали «допы» на раллийные машины в 80-х и 90-х годах. Дополнительно внизу установлены мощные диодные световые блоки.

Конструкция Даулета Оразалиева — обычный алюминиевый профиль в качестве кронштейна и самые простые китайские фары. Светят неплохо, но на неровностях заметно вибрируют. Всё-таки опоры хлипковаты.

На LADA 112 Игоря Медведева сборка из классических круглых фар не то дальнего, не то противотуманного света.

Александр Фоменко установил дополнительный свет непосредственно на капот. Для надёжности корпуса самих фар проклеил обычным скотчем.

У Евгения Ревина стоит узенькая и одновременно мощная светодиодная балка. Светит в ночи действительно ярко, при этом не мешает обзору.

Фотоотчет