Историческое событие. В Казахстане спустя много-много лет возобновили проведение ралли с ночными допами. Мы стали свидетелями того, как это получилось.
Поверить, наверное, сложно, но в 2012 году ралли «Мираж-2012» стал первой гонкой, которую провели в Алматинской области. А прошло почти полных девять месяцев с начала года и почти десять после последней гонки в прошлом году. Затяжной такой отпуск получился. Да такой, что мы стали переживать, а не утрачены ли навыки съёмки автоспорта. Зато каким обещал быть этот этап! С ночными допами, что, естественно, привлекло наш интерес. Ну что ж, размяв пальцы, ранним утром субботы, 22 сентября, мы с Ильёй выезжаем на первый день гонки, которая проводилась в дневное время суток (ночные допы проходили после полуночи, т. е. уже 23 сентября). Посмотрим, не заплыли ли наши пальчики жирком, не притупилась ли реакция и не потерял ли глаз фокусировку.
Погода преподнесла приятный сюрприз. С утра дождик смочил грунт, и воздух наполнился прохладой — нам, привыкшим в этих краях бегать под палящим солнцем, получать мощнейший загар и купаться в липкой пыли, это, можно сказать, в диковинку. А тридэшные облака, пробивающиеся сквозь них лучи мягкого осеннего солнца, запах мокрой пыли и степных трав дарили прекрасное настроение. Ну-с, фон отличный, теперь бы экшн был! На старте 13 экипажей — негусто, скажем так. Мы знали «Мираж» по прошлому году, поэтому в голову лезли только скептические рассуждения типа того, что с учётом небольшого количества экипажей, может, до второго дня (т. е. ночи) никто и не доберётся.
Окопавшись на втором спецучастке, который в итоге повторился ещё три раза, мы принялись отстреливать затворами фотиков «дичь». И всё шло путём. Во-первых, в качестве экшна скорость, прохождение в боковом скольжении виражей, а во-вторых, количество участников практически не менялось. Из борьбы в самом начале гонки вышел только Владимир Бородин, и в течение первых четырёх СУ что-то странное происходило с экипажем Дмитрия Питулова (хотя вечером мы узнали о сходе экипажа по фото, снятому на телефон, где красовался Ford Puma с оторванной передней стойкой). Вернувшись к закрытому парку, поняли, что не досчитались ещё жёлтой «двенашки» Игоря Медведева (на этом автомобиле раньше участвовал Шевченко из Актау). В целом о борьбе в световой день можно сказать так: Арман Смаилов опережал Евгения Сапогова, это было видно невооружённым глазом и ощущалось всеми фибрами. Доступа к результатам в течение гонки, конечно, не было, но после регруппинга смотрим — Сапогов идёт на первом месте, значит, лидирует. Видимо что-то пошло не так. Оба пилота, к слову, уже с первых допов столкнулись примерно с одинаковым объёмом проблем с шинами, дисками и подвеской. Однако, несмотря ни на что, по результатам уже первого дня Арман забирает себе первую позицию.
На заключительном сервисе светового дня, как всегда, суета: механики восстанавливают машины после баталий. Хотя, скажу честно, увиденные допы нас совсем не ужаснули — правильно сделали, что убрали прошлогодние подъёмы, участки по каменистым хребтам и т. д., но работы оттого меньше не стало. У Евгения Сапогова крошились даже усиленные колёсные диски. Второй по важности задачей механиков была установка дополнительных фар (или, если говорить на раллийном сленге, люстр), которые в кромешной ночи второго дня были просто необходимы. И тут пришлось оценить уровень и мастерства, и изобретательности команд и экипажей. Вровень с профессиональной оптикой IPF на передки ралликаров монтировались интересные вариации, кто из чего горазд: здоровенные прожектора, размерами с кастрюльку, диодные светоблоки, дополнительные фары дальнего света, которые частенько ставят на крыши внедорожников, ну или в крайнем случае просто фары противотуманного света, перенесённые на капот автомобиля. Кстати, были экипажи, которые решили обойтись штатной оптикой — и, возможно, в чём-то они выиграли, т. к. ночью стояла практически безветренная погода, и пыль от предыдущего экипажа оседала очень долго. Получился обратный эффект: чем лучше свет фар, тем хуже видно дорогу, свет отражается в частичках пыли, и перед глазами появляется большое белое облако (как в тумане).
Новые для наших раллистов условия, естественно, дали о себе знать. Парочка экипажей в итоге заплутала в темноте и не сразу смогла покинуть лабиринт из пыли и темноты. В списке заплутавших Евгений Сапогов и Даулет Оразалиев, причём для Евгения ошибка оказалась фатальной — в поисках правильного направления он нарушил маршрут ралли, за что его сняли с гонки. Даулет при этом потерял только время, исчисляемое, к слову, не одной минутой.
Гонка закончилась победой экипажа Армана Смаилова и Андрея Русова (одновременно и в классе РК ПРО), в РК-11 победа за экипажем Евгения Ревина и Андрея Коробкина. Стоит отметить, что монопривод в очередной раз показал, как можно ездить. Ревин и Оразалиев на переднеприводных машинах даже по чистому времени без пенализации были быстрее Александра Фоменко на Subaru Impreza WRX STi. Даулет Оразалиев в итоге взял серебро в классе РК-11, а в РК ПРО второе место у Павла Фоменко.
Ну и чуток о наших впечатлениях о гонке в ночи. Темнота была действительно кромешная. Даже луна в эту ночь куда-то скрылась. Помимо того что ждать пилотов посреди степи жутковато, гонка ещё и плохо смотрится. Валит вдали световой шарик, вот приближается — хлопс! Вспышка — проехал, и теперь видны только красные габаритные огни, быстро уходящие вдаль. Поражает разве что скорость автомобиля в ночи, но рассмотреть, как проехал экипаж, можно только по одному кадру, что успевает сделать фотоаппарат в момент вспышки. Могу сказать, для нас опыт был полезен, и несколько кадров всё же удались. Как сказал Илья в итоге: «Что-то в них есть». Да и вообще в этой гонке действительно что-то было особенное. И уж если сравнивать с прошлогодней, тем более. Ночная гонка внесла глоток свежести, а отсутствие разрушительных допов положительно сказалось на статистике — даже при скромном количестве участников смотреть было на что.
О люстрах отдельно
Небольшой обзор по оборудованию раллийных автомобилей казахстанских гонщиков дополнительными фарами. У кого что?