713-articles-big_small

Ралли «Мираж-2011»

Новый разрушительный этап Чемпионата Казахстана по ралли. Репортаж и фотоотчёт с четвёртого этапа

Правильно говорят, что новое — это хорошо забытое старое. На ралли «Мираж», которое прошло в минувшие выходные вместо прежнего «Чарына», правда оказалась где-то рядом

Я отчётливо помню 2007-й, а именно ралли «Чарын-2007». Первое ралли, которое готовилось с оглядкой на российский уровень и с большим желанием вступить в новую эру развития автоспорта в Казахстане. Оформление гонки, реклама, много прессы, хеликоптер (вертолёт. — Прим. автора), пышное открытие и закрытие — всё было действительно новым и запоминающимся для всех. Но это только оболочка. Основные критерии ралли — это трассы, пилоты и, естественно, их машины. Тогда, 4 года назад, многое было простительно — убойные трассы (пробовать грейдеровать трассы стали гораздо позже), неподготовленные машины (большинство машин не имело даже правильной спортивной подвески и шин). И элементарно у многих экипажей не было опыта езды в ралли — добрая часть гонщиков являлась кроссовиками. Доехали тогда немногие. Но ведь всё только начиналось.

Кроссовая машина Александра Артемьева, конечно, не ралликар, но за счёт своего особенного усиления кузова могла переварить многие опасные участки. И тем не менее машина всё равно ломалась. Как раз на фото видно, как отрывается задняя стойка…

Прошло ровно 4 года. За это время появилось на свет несколько новых гонок — «Борлы», «Балхаш», «Талдыкорган», модернизированные «Степные волки» и «Семиречье». Но не сказать, что развитие бежало семимильными шагами — несмотря на смену регионов, ключевая проблема с трассами для ралли всё равно оставалась до конца не решённой.

Так вот к чему я про всё это. Те дорожки «Миража», которые мне удалось увидеть, напомнили именно самый первый разрушительный «Чарын». А местами были ловушки и покруче, которые спортсмены сравнивали с трассой для джип-триала. И словно не было этих 4 лет и бесконечных споров да комментариев о том, какие должны быть допы. Видно было невооружённым глазом, что вернулись мы к самым первым жёстким граблям.

Первый день можно было точно назвать супералли «Мираж» (супералли, от англ. superally — правило в классическом ралли, согласно которому участники гонки, сошедшие не в последнем круге, имеют право стартовать на следующий день, получив при этом временной штраф (пенализацию). Какие умницы эти механики, можно было узнать именно здесь, — гонка во многом зависела только от них, ведь первые три допа сокрушительно ударили по количеству участников: более 50% канала осталось куковать в степи. До финиша первого дня своим ходом доехало всего 6 машин, и те изрядно потрёпанные.

О впечатлениях первого дня мы решили спросить у самих спортсменов, потому как нам со стороны было крайне тяжело судить о том, куда деваются участники и что им пришлось пережить.

Евгений Сапогов: «Трасса очень жёсткая. За 2 секции разрушили 5 дисков, оторвали задний привод. Так-то едем, но что будет завтра — даже не знаю».

Олег Балюк: «Всё плохо. Попал камень между колёсным диском и суппортом, разрезал диск, и потом последствия — разломали одну сторону передней подвески. Починиться сможем, но смысл? Ни один доп нам не понравился. Сейчас думаем, ехать ли завтра».

Несмотря на серьёзные повреждения передней подвески на первой секции и пенализацию, Олег Балюк стартовал во второй день

Сергей Михеев: «Ещё на прописи понял, что гонка убойная. Надо было отказ сразу подать. Мы пробили бензобак, а точнее, стёрли его о грунт — задняя часть машины волоком протащилась чуть больше десяти километров после того, как пробили колесо и потеряли часть задней подвески. Сход».

Андрей Лебедев (вместе со штурманом Алексеем Казановским): «На пути нам попался громадный камень, который разорвал два колеса, помял и продырявил днище, а потом и бензобак. Камушек здоровый оказался, учитывая, что клиренс у нас достаточно высокий».

Арман Смаилов (вместе со штурманом Андреем Русовым): «Хорошая гонка. Честно. Да, много камней, аккуратнее надо. Повредили два колеса, обе стойки, особенно пострадала задняя подвеска. Пока мы не сошли, а, я бы сказал, остановились. „Сошли“ мы скажем тогда, когда не представим машину утром на техком. Введём интригу».

К слову, уже поздно вечером стало ясно, что Арман не продолжит гонку: повреждения, которые получила машина на СУ-3, оказались очень серьёзными. Кстати, далее последовали дискуссии о трассах ралли и технических требованиях с Андреем Русовым, и тут от него прозвучало вполне уместное предложение. Суть такова, что раз уж дороги для ралли у нас не строятся, а прокладываются по тем местностям, что матушка-природа подготовила, то стоит обратить внимание на иную подготовку автомобилей и создание отдельного класса. В качестве примера он привёл класс машин, которые участвуют на ралли «Сафари» в Африке — ландшафт на «Мираже» чем-то очень напоминает африканский. Автомобили этого класса дополнительно усилены, у них расширенная колея, увеличенный дорожный просвет. Это просто другие машины, которые, кроме как в Африке, больше нигде не гоняют. В принципе строить «проходимцы» у нас точно умеют да и кроссовые танки тоже. Может, стоит подумать?

Ралли «Сафари» (KCB Safari Rally)

Ралли «Сафари» (KCB Safari Rally) — международная раллийная гонка. Проводится в Кении с 1953 года. В 1973-2002 годах входило в календарь чемпионата мира по ралли, ныне является этапом Африканского чемпионата по ралли. Заслужило репутацию самого сложного ралли в мире.

Ралли «Сафари» чем-то напоминает трассы казахстанского чемпионата, а раллийные машины — нет.

Интересно, что сделать дешевле — дороги или машины?

Но это всё философия. Между всеми озвученными проблемами и возмущёнными участниками главная фигура ралли «Мираж» — это Александр Артемьев, который на своём кроссовом бронепоезде (к слову, техком эти машины всё-таки по сей день допускает в ралли, закрывая глаза на многое) и впервые на ралли показывал прекрасные результаты. Высокая скорость, конечно же, отражалась на технике — за два дня гонки семикратный чемп-кроссовик поменял множество деталей. На наших глазах, к примеру, на СУ-8 от его Subaru Impreza оторвалось верхнее крепление заднего амортизатора. Тем не менее удача оказалась на его стороне. Александр по итогам всей гонки занял второе место в абсолютном зачёте и первое в своём классе РК12. Победителем ралли с опережением в 11 минут (!) с лишним стал Евгений Сапогов, экипаж и автомобиль выдержали все страшные козни новой трассы! Достойная победа, даже несмотря на то, что основные соперники сошли и ехать стало скучно, как признался на итоговой пресс-конференции Евгений. Третье место в «Абсолюте» занял Сергей Рублёв.

Монопривод заслуживает отдельных аплодисментов. Как машины взбирались на затяжные сыпучие кручи — надо было видеть. О геройстве и высоком темпе можно не говорить, шли, как говорится, в полпедали. Разве что Оразалиев во второй день мог чуть шокировать скоростью на фоне остальных. Главная задача для всех — выжить. Самым живучим и устойчивым по итогам двух дней оказался Олег Данильченко на Lada 112, следующим был Евгений Ревин (Honda Civic которого, кстати, уж сильно похожа на те автомобили для гонок в Африке) и на третьем месте Даулет Оразалиев на уникальной Subaru Impreza с передним приводом.

На крутых подъёмах моноприводная техника замедляла ход практически до остановки

Вот и весь репортаж.

Скудновато. Ралли «Мираж» помимо минимума эмоций оказалось рекордно бедным на фотоснимки — мало участников, зрелищные места тоже было найти очень трудно. Обычно спрашивая пилотов о том, где лучше смотреть и фотографировать, приводилось множество примеров, а тут все руками разводили…

Оболочка у ралли, о которой я говорил в самом начале статьи, тоже была так себе, за исключением, пожалуй, революционного новшества — лагерь и штаб ралли теперь не в спартанской Ясеневой роще, а на территории зоны отдыха с прелестями загородного курорта. Это позволяет простить многое, но никак не отсутствие рекламы гонки — на ралли «Мираж» зрителей, можно сказать, не было. Хотя в принципе особо ничего они не потеряли.

Зрительская гонка в Алматы на закрытии соревнования носила чисто развлекательный характер. Результаты в зачёт не шли

Результаты ралли «Мираж-2011»

Место Экипаж Город Автомобиль Время Отставание от лидера
АБСОЛЮТНЫЙ ЗАЧЁТ
1. Евгений Сапогов Дмитрий Шириня Алматы Алматы Subaru Impreza WRX STi 01:40:07 —:—:—
2. Александр Артемьев Сергей Зубенко Алматы Алматы Subaru Impreza WRX 01:51:33 00:11:26
3. Сергей Рублёв Владислав Янгаев Алматы Алматы Subaru Impreza WRX 01:52:03 00:11:56
           
ЗАЧЁТ РК11
1. Олег Данильченко Артём Сокирко Алматы Алматы ВАЗ 2112 02:16:35 —:—:—
2. Евгений Ревин Виталий Данов Алматы Алматы Honda Civic 02:21:47 00:05:12
3. Даулет Оразалиев Андрей Молчанов Алматы Алматы Subaru Impreza 02:32:58 00:16:23
           
Олег Данильченко одержал свою первую победу в ралли

Скорость авто по живописным местам, увы, была низкой из-за крутых подъёмов и торчащих скал. Драйв отсутствовал

«Восьмёрка» Дениса Глушкова была передана в аренду новичку Дмитрию Питулову. Доехал!

Павел Фоменко вылетел с трассы из-за того, что двигался в пылевой завесе, оставленной Олегом Данильченко (на фото снизу). Опасный был момент

Привод на машине Владимира Тарабанько оборвался как раз при штурме этого подъёма в гору

Прототип устрашающего вида на базе старенького Land Cruiser уютно себя чувствовал на «Мираже»