Правильно говорят, что новое — это хорошо забытое старое. На ралли «Мираж», которое прошло в минувшие выходные вместо прежнего «Чарына», правда оказалась где-то рядом
Я отчётливо помню 2007-й, а именно ралли «Чарын-2007». Первое ралли, которое готовилось с оглядкой на российский уровень и с большим желанием вступить в новую эру развития автоспорта в Казахстане. Оформление гонки, реклама, много прессы, хеликоптер (вертолёт. — Прим. автора), пышное открытие и закрытие — всё было действительно новым и запоминающимся для всех. Но это только оболочка. Основные критерии ралли — это трассы, пилоты и, естественно, их машины. Тогда, 4 года назад, многое было простительно — убойные трассы (пробовать грейдеровать трассы стали гораздо позже), неподготовленные машины (большинство машин не имело даже правильной спортивной подвески и шин). И элементарно у многих экипажей не было опыта езды в ралли — добрая часть гонщиков являлась кроссовиками. Доехали тогда немногие. Но ведь всё только начиналось.
Прошло ровно 4 года. За это время появилось на свет несколько новых гонок — «Борлы», «Балхаш», «Талдыкорган», модернизированные «Степные волки» и «Семиречье». Но не сказать, что развитие бежало семимильными шагами — несмотря на смену регионов, ключевая проблема с трассами для ралли всё равно оставалась до конца не решённой.
Так вот к чему я про всё это. Те дорожки «Миража», которые мне удалось увидеть, напомнили именно самый первый разрушительный «Чарын». А местами были ловушки и покруче, которые спортсмены сравнивали с трассой для джип-триала. И словно не было этих 4 лет и бесконечных споров да комментариев о том, какие должны быть допы. Видно было невооружённым глазом, что вернулись мы к самым первым жёстким граблям.
Первый день можно было точно назвать супералли «Мираж» (супералли, от англ. superally — правило в классическом ралли, согласно которому участники гонки, сошедшие не в последнем круге, имеют право стартовать на следующий день, получив при этом временной штраф (пенализацию). Какие умницы эти механики, можно было узнать именно здесь, — гонка во многом зависела только от них, ведь первые три допа сокрушительно ударили по количеству участников: более 50% канала осталось куковать в степи. До финиша первого дня своим ходом доехало всего 6 машин, и те изрядно потрёпанные.
О впечатлениях первого дня мы решили спросить у самих спортсменов, потому как нам со стороны было крайне тяжело судить о том, куда деваются участники и что им пришлось пережить.
Евгений Сапогов: «Трасса очень жёсткая. За 2 секции разрушили 5 дисков, оторвали задний привод. Так-то едем, но что будет завтра — даже не знаю».
Олег Балюк: «Всё плохо. Попал камень между колёсным диском и суппортом, разрезал диск, и потом последствия — разломали одну сторону передней подвески. Починиться сможем, но смысл? Ни один доп нам не понравился. Сейчас думаем, ехать ли завтра».
Сергей Михеев: «Ещё на прописи понял, что гонка убойная. Надо было отказ сразу подать. Мы пробили бензобак, а точнее, стёрли его о грунт — задняя часть машины волоком протащилась чуть больше десяти километров после того, как пробили колесо и потеряли часть задней подвески. Сход».
Андрей Лебедев (вместе со штурманом Алексеем Казановским): «На пути нам попался громадный камень, который разорвал два колеса, помял и продырявил днище, а потом и бензобак. Камушек здоровый оказался, учитывая, что клиренс у нас достаточно высокий».
Арман Смаилов (вместе со штурманом Андреем Русовым): «Хорошая гонка. Честно. Да, много камней, аккуратнее надо. Повредили два колеса, обе стойки, особенно пострадала задняя подвеска. Пока мы не сошли, а, я бы сказал, остановились. „Сошли“ мы скажем тогда, когда не представим машину утром на техком. Введём интригу».
К слову, уже поздно вечером стало ясно, что Арман не продолжит гонку: повреждения, которые получила машина на СУ-3, оказались очень серьёзными. Кстати, далее последовали дискуссии о трассах ралли и технических требованиях с Андреем Русовым, и тут от него прозвучало вполне уместное предложение. Суть такова, что раз уж дороги для ралли у нас не строятся, а прокладываются по тем местностям, что матушка-природа подготовила, то стоит обратить внимание на иную подготовку автомобилей и создание отдельного класса. В качестве примера он привёл класс машин, которые участвуют на ралли «Сафари» в Африке — ландшафт на «Мираже» чем-то очень напоминает африканский. Автомобили этого класса дополнительно усилены, у них расширенная колея, увеличенный дорожный просвет. Это просто другие машины, которые, кроме как в Африке, больше нигде не гоняют. В принципе строить «проходимцы» у нас точно умеют да и кроссовые танки тоже. Может, стоит подумать?
Ралли «Сафари» (KCB Safari Rally)
Ралли «Сафари» (KCB Safari Rally) — международная раллийная гонка. Проводится в Кении с 1953 года. В 1973-2002 годах входило в календарь чемпионата мира по ралли, ныне является этапом Африканского чемпионата по ралли. Заслужило репутацию самого сложного ралли в мире.
Ралли «Сафари» чем-то напоминает трассы казахстанского чемпионата, а раллийные машины — нет.
Интересно, что сделать дешевле — дороги или машины?
Но это всё философия. Между всеми озвученными проблемами и возмущёнными участниками главная фигура ралли «Мираж» — это Александр Артемьев, который на своём кроссовом бронепоезде (к слову, техком эти машины всё-таки по сей день допускает в ралли, закрывая глаза на многое) и впервые на ралли показывал прекрасные результаты. Высокая скорость, конечно же, отражалась на технике — за два дня гонки семикратный чемп-кроссовик поменял множество деталей. На наших глазах, к примеру, на СУ-8 от его Subaru Impreza оторвалось верхнее крепление заднего амортизатора. Тем не менее удача оказалась на его стороне. Александр по итогам всей гонки занял второе место в абсолютном зачёте и первое в своём классе РК12. Победителем ралли с опережением в 11 минут (!) с лишним стал Евгений Сапогов, экипаж и автомобиль выдержали все страшные козни новой трассы! Достойная победа, даже несмотря на то, что основные соперники сошли и ехать стало скучно, как признался на итоговой пресс-конференции Евгений. Третье место в «Абсолюте» занял Сергей Рублёв.
Монопривод заслуживает отдельных аплодисментов. Как машины взбирались на затяжные сыпучие кручи — надо было видеть. О геройстве и высоком темпе можно не говорить, шли, как говорится, в полпедали. Разве что Оразалиев во второй день мог чуть шокировать скоростью на фоне остальных. Главная задача для всех — выжить. Самым живучим и устойчивым по итогам двух дней оказался Олег Данильченко на Lada 112, следующим был Евгений Ревин (Honda Civic которого, кстати, уж сильно похожа на те автомобили для гонок в Африке) и на третьем месте Даулет Оразалиев на уникальной Subaru Impreza с передним приводом.
Вот и весь репортаж.
Скудновато. Ралли «Мираж» помимо минимума эмоций оказалось рекордно бедным на фотоснимки — мало участников, зрелищные места тоже было найти очень трудно. Обычно спрашивая пилотов о том, где лучше смотреть и фотографировать, приводилось множество примеров, а тут все руками разводили…
Оболочка у ралли, о которой я говорил в самом начале статьи, тоже была так себе, за исключением, пожалуй, революционного новшества — лагерь и штаб ралли теперь не в спартанской Ясеневой роще, а на территории зоны отдыха с прелестями загородного курорта. Это позволяет простить многое, но никак не отсутствие рекламы гонки — на ралли «Мираж» зрителей, можно сказать, не было. Хотя в принципе особо ничего они не потеряли.
Результаты ралли «Мираж-2011»
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Время | Отставание от лидера |
АБСОЛЮТНЫЙ ЗАЧЁТ | |||||
1. | Евгений Сапогов Дмитрий Шириня | Алматы Алматы | Subaru Impreza WRX STi | 01:40:07 | —:—:— |
2. | Александр Артемьев Сергей Зубенко | Алматы Алматы | Subaru Impreza WRX | 01:51:33 | 00:11:26 |
3. | Сергей Рублёв Владислав Янгаев | Алматы Алматы | Subaru Impreza WRX | 01:52:03 | 00:11:56 |
ЗАЧЁТ РК11 | |||||
1. | Олег Данильченко Артём Сокирко | Алматы Алматы | ВАЗ 2112 | 02:16:35 | —:—:— |
2. | Евгений Ревин Виталий Данов | Алматы Алматы | Honda Civic | 02:21:47 | 00:05:12 |
3. | Даулет Оразалиев Андрей Молчанов | Алматы Алматы | Subaru Impreza | 02:32:58 | 00:16:23 |