Все о нём слышали, да никто его не видел — это про новый техосмотр, который начнёт действовать с 1 января 2012 года. Решив узнать, к чему готовиться нашим соотечественникам, мы пригнали 5 автомобилей в Казахстанский центр технического осмотра. Будь на календаре 2012 год, ни один из нас не получил бы заветный талон о прохождении ТО с первого раза. Однако не всё так плохо, и сейчас мы расскажем, почему.
По нашей просьбе двери станции, находящейся на пересечении проспекта Рыскулова и улицы Немировича-Данченко, распахнулись перед пятёркой автомобилей: BMW 330xi, Subaru Outback, Nissan Patrol и двумя Hyundai Getz. Охват постарались сделать максимально широким. BMW, выпущенный в 2006 году, — коренной «американец», что даёт повод проверить пресловутый американский свет. Subaru Outback — автомобиль для арабского рынка и уже немолодой, 1999 года выпуска. Внедорожник Nissan Patrol (2003 год выпуска) оснащён дизельным мотором, а Hyundai Getz (2006 год) был куплен у официального дилера и всё ещё стоит на гарантии. Второй Getz тоже официал, только уже снялся с гарантии и успел вкусить все прелести наших дорог (именно на нём закладывалась часть тайников для геокэшинга) и вдобавок прибыл на осмотр в изрядно запачканном виде.
Сейчас здание, где будет осуществлён приём граждан и будут вводиться все данные о владельцах, закрыто, поэтому сразу подъезжаем к большому боксу, в котором и будет проводиться всё представление. Информация об автомобиле вносится в компьютер и сразу появляется на всех испытательных стендах. Стендов всего три, и расположены они один за другим — автомобили движутся, словно по конвейеру, от одного к другому. Сначала стенд проверки выхлопа на содержание СО у бензиновых двигателей и дымность у дизельных, затем проверяется работа подвески, состояние тормозов, работоспособность стояночного тормоза, затем смотровая яма, стенд для проверки света фар и пост визуального осмотра автомобиля.
Итак, сдаём автомобиль в руки специалиста станции, который, заехав с одной стороны, прогоняет его по всем пунктам и в конце должен выдать распечатку с результатами тестов. Почему нельзя проехать самому? Во-первых, потому что надо точно останавливаться в указанных местах. Во-вторых, при проверках необходимо выполнить определённую последовательность действий: вовремя нажать на педаль при проверке тормозов, вовремя дёрнуть ручник, подрулить и т. д. За всем этим теперь следят компьютеры, и при нарушении последовательности результаты полетят. Придётся начинать заново, что моментально повлияет на скорость движения очереди.
К сожалению, получить данные техосмотра в распечатанном виде сейчас невозможно. Как нам сообщили, бланка (или карты) о прохождении ТО в пользование ещё не передали, однако это не мешает выяснить, как будет выглядеть ТО и какова вероятность пройти его с первого раза. Всё, что нам нужно для этого, уже стоит и работает.
Итак, автомобиль оказывается на одном из трёх стендов, оператор просто выбирает его по госномеру из базы данных. Открывается капот, вместо масляного щупа вставляется температурный датчик, который показывает точную температуру двигателя. Проводить замеры выхлопа необходимо на прогретом моторе (как оказалось, не ниже 60 градусов). Затем в выхлопную трубу вставляется зонд, и специалист по заданному программой алгоритму начинает повышать или понижать обороты. К слову, все автомобили успешно прошли этот пост, выбросы СО у BMW, Subaru и двух Getz оказались в пределах нормы. Не подкачал и дизельный Nissan, по нормам дымности он также укладывался в пределы дозволенного, хотя пришлось с ним повозиться: проверка выхлопа мотора на солярке тут производилась впервые.
Затем стенд проверки подвески и тормозов. Специальный прибор оценивает работоспособность подвески каждого колеса в процентах, а затем сравнивает значения левой и правой стороны одной оси. Здесь тоже обошлось без жертв, разница между левыми и правыми колёсами у всех автомобилей не превышала 10 %, а работоспособность не падала ниже 65 %, т. е. в пределах нормы. Затем эффективность тормозов — тут тоже всё в норме, а вот на тесте ручника нашлась и первая жертва — ручник у моего Nissan Patrol недостаточно эффективен.
Но ещё больше солдат покосил стенд проверки фар. Прибор оценивает направление и силу светового пучка, а результаты выдаёт на экране. Если всё в норме, то появляется зелёный кружок, а сам прибор издаёт позитивный писк. Если цифры на дисплее зелёные, а вместо зелёного круга красная стрелка, автомобиль также проходит ТО, однако фары всё же стоит подкорректировать. Ну а если всё красное, то увы. Уже исходя из этого понятно, что праворульные автомобили с оригинальной оптикой техосмотр не пройдут. Даже если заклеить соответствующие секторы, требуемого светового пучка добиться не удастся. Разве что правительство пойдёт на уступки, в чём мы сильно сомневаемся.
Ближе всего к норме был гарантийный Hyundai, однако подкачали противотуманные фары. Этот факт показался нам весьма странным, и на следующий день мы погнали его в фирменный сервис. Вот здесь и всплыли интересные факты. Вердикт сервисменов в корне противоречил заключению техосмотра. На гарантийном Getz пришлось приподнять ту фару, которую на ТО признали идеальной, а та, которая косила влево и вверх, — в норме. В отчёте Павла Друзина можно детальнее с этим ознакомиться. С противотуманными фарами такая же ситуация: небольшая регулировка правой — и всё. А ведь стенд на станции техосмотра и вовсе не увидел их.
Но ещё больше озадачила ситуация с голубым Hyundai Getz. По мнению мастеров со станции техосмотра, нормальный только ближний свет правой фары. Всё остальное «молоко», как говорит наш дядя Женя (Евгений Каримов. — Прим. авт.). Когда об этом сказали мастеру в фирменном сервисе, он очень удивился. Лампочка в правой фаре вообще стояла неправильно, и, всего лишь провернув её, удалось добиться правильного пучка света. Небольших регулировок потребовала и левая фара, но именно небольших. Пользу от этой регулировки заметили и водители, а вот что скажут на станции технического осмотра, мы сказать не берёмся.
Такой исход для праворульных авто мы предполагали, однако то, что глобальные проблемы со светом будут на остальных автомобилях, мы и представить не могли. Данную проверку не прошёл ни Patrol, ни Outback, ни оба автомобиля Getz. Идеально светили все фары только у BMW для американского рынка. И такие авто правительство хочет запретить…
После проверки света происходит визуальный осмотр. Работоспособность световых приборов, наличие повреждений кузова, стёкол, зеркал, состояние резины и соответствие её заводским рекомендациям — всё это заносится в компьютер, а затем все результаты распечатываются и выдаются на руки владельцу. С этой распечаткой автовладелец идёт в контору, где и может получить законный талон о прохождении ТО.
Будь всё по-настоящему, талон мы не получили бы, проведя на станции около 1.5 часа. Сама процедура занимает 10-15 минут. В нашем же случае специалистам центра приходилось комментировать каждое действие, что, конечно, сказалось на времени.
Вот какие результаты мы получили. В BMW 330xi не хватало огнетушителя и аптечки. В Subaru Outback выявлены проблемы с противотуманными фарами, аптечка оказалась просроченной, но намного серьёзнее вмятина на заднем бампере. Если её не выправить, техосмотр не пройти! Проблемы Nissan Patrol — это свет фар, ручник и негорящий стоп-сигнал. Оба Hyundai Getz не прошли ТО только из-за неправильного света фар и противотуманок.
Выходит, ТО не прошёл ни один автомобиль, но не всё так плохо! Если сбегать на АЗС, которая находится за углом, купить аптечку и огнетушитель, то можно вновь заезжать на осмотр. Кстати, повторно заехать можно в тот же день, и количество попыток неограниченно. Главное — успеть искоренить проблемы в течение 10 дней после первого заезда. При этом проходить весь ТО заново не нужно, все данные остаются в компьютере, и если у вас были проблемы с фарами, то достаточно просто заехать на стенд проверки фар.
Резюме
Как говорил мой тренер, воспитание у меня почти аристократическое, поэтому начну с хорошего. Техосмотр стал лучше, задумка на «отл», исполнение пока на «хор», а главное — у него есть все шансы улучшить состояние автомобилей. Пройдя его, мы словно побывали на диагностике: «Подвеска в идеале, шины ещё походят, а вот тормозами вам скоро придётся заняться».
Но негатива всё же больше. И главная его причина — стенд для регулировки фар. После посещения фирменного сервиса и долгих обсуждений на ум приходит только одно: какой бы совершенной ни была техника, человеческий фактор исключить не удалось. И чувствуется, что персонал ещё не освоил до конца оборудование. К примеру, свет фар на BMW оценивали два раза. Первый раз — результат «всё плохо», второй — «всё просто отлично». Чему верить?
Понятно, что наши автомобили были одними из первых, и работникам нужно набить руку, пристреляться, но времени-то осталось совсем немного. Успеют ли всё привести в норму? Нам тоже интересно, поэтому туда мы наведаемся ещё не раз, к примеру, спустя месяц.
Мысли вслух
Павел Ким // автомобиль Nissan Patrol 2003 года выпуска, пробег — 130 000 км. Автомобиль для рынка Европы
Первый раз я выехал со станции техосмотра с мыслью, когда же мне на СТО успеть заскочить? То поменять, это подтянуть, там посмотреть… Действительно, такой техосмотр нам нужен.
Всегда оставляю машину на ручнике, держит ведь. Специально проверял: пять щелчков — и тяжёлый сарай не катится под уклон. Однако нет, усилия-то оказывается недостаточно, надо подтянуть. А много ли людей способны почувствовать, что амортизатор сдаёт? Увы, нет, а ведь даже один уставший амортизатор сильно сказывается как на тормозном пути, так и на надёжности управления. Тут либо менять его и приводить ходовку в порядок, либо давать на лапу.
Давать на лапу? Хм. А сколько? По слухам сейчас цены стартуют от 2 000 тенге и выше. Если проходить техосмотр по всем правилам, то придётся заплатить госпошлину 756 тенге плюс 245 тенге комиссии, итого 1 001 тенге. А сколько он будет стоить в следующем году? Говорят, 3 000 тенге для легкового транспорта. И это если «по-белому». Процедура подорожала ровно в три раза, то есть и развод на месте должен подорожать настолько же. Похоже, подремонтироваться для себя любимого выгоднее. И если развести вообще будет возможно. Нас уверяют, что не будет.
Дать взятку не получится — это, конечно, хорошо, однако станет ли от этого проще рядовому автовладельцу? Жёсткий контроль выхлопа — это тоже хорошо, вот только даже современные дизельные моторы на нашей солярке дымят нещадно. А улучшать её качество пока никто не спешит… Но ещё больше удивила процедура осмотра фар. Компьютеризация, современное оборудование, которого нет даже у официальных дилеров, и человеческий фактор… Мой Patrol заехал на пост первым, с фарами — беда. Однако на каждой последующей машине фары светили всё лучше, а BMW Ильи, который заехал на пост последним, и вовсе прошёл проверку. Сначала не обратил на это внимания, но после посещения ребятами сервиса Hyundai и в корне противоречивого вердикта я начал сомневаться, а действительно ли у меня есть проблемы со светом?
Но вывод у меня другой: правильной дорогой идёте, товарищи, но только медленно. На дворе середина декабря, а нет ни отлаженной процедуры, ни нормативной базы. Будет ли кто-то работать в День независимости и Новый год? Глупый вопрос, да? Ещё дней семь в минус. В итоге всё идёт к тому, что новая инспекция не успеет к 1 января быть во всеоружии…
Кому верить?
Евгений Каримов // автомобиль Hyundai Getz 2006 года выпуска, пробег — 113 000 км. Гарантийный срок закончился
Если честно, то по поводу технического состояния автомобиля я особо не переживал. Некоторые нарекания к технике у меня, конечно, есть, но мелкие. Например, фары. Перед продажей автомобиля на него установили ксенон. Ставили в автосалоне. Ксенон неродной, но светил прекрасно. Естественно, при установке был отрегулирован и выставлен по уму там же в официальном сервисе. Но началась борьба с «голубоглазыми», и пришлось его быстренько снять. Поставил обычный галоген и получил корявый свет. Эту проблему я знал, но, как обычно, всё руки до регулировки не доходили.
Догадывался я и о том, что задняя подвеска не первой свежести, — всё-таки 113 тысяч километров по нашим не только дорогам, но и направлениям не могли не сказаться на её здоровье.
И вот настал судный день. День, когда мы оцениваем новые стандарты техосмотра и свои машины на этом самом техосмотре. По работе мотора и токсичности никаких нареканий, выброс СО составил всего 0.01 % (!), несмотря на то, что за несколько дней до проверки впервые загорелся Check.
Следующий стенд служит для проверки тормозов и подвески. Передние тормоза меня не беспокоят — колодки поменял недавно. Подвеска вроде тоже нормальная. Так и оказалось — тормоза отличные, эффективность передней подвески примерно 80 % от новой. А вот задние колёса подкачали. И тормоза уже подлежат замене, да и подвеска сохранила лишь 65 % работоспособности от нормы. С такими параметрами ТО можно пройти, правда, уже на пределе.
Внешний осмотр не выявил проблем, несмотря на то, что машина была грязная. Её специально мы решили не мыть, чтобы проверить — пустят ли? Пустили, но сказали, что автомобиль не может заехать на ТО в виде «снеговика» (машина под снегом), а также с грязными фарами и номерными знаками.
И вот последний этап — проверка головного света. Правая сторона — дальний оказался «в молоко», ближний в пределах нормы, противотуманка — криво. Левая сторона — и ближний, и дальний, и противотуманка светят не просто криво, а очень криво. Техосмотр не пройден.
Как я и писал ранее, проблема с основными фарами мне была известна, но стало интересно, что с противотуманными фарами? Ведь машина небитая, только недавно кончилась гарантия. И вот мы с коллегой отправляемся проверить и починить свои фары в официальный сервис.
Проверка и регулировка были недолгими, максимум 10 минут. Правая фара, ближний свет которой оказался в норме на техосмотре, на приборе официального сервиса светила абы как, т. к. там была неправильно установлена сама лампочка (вверх тормашками). Установив лампу правильно, получили нормальный свет. Левая фара действительно немного неправильно светила, помогла небольшая регулировка. Но и то, что было, укладывалось в допуски. Левая пэтээфка, как оказалось, светит нормально, но правая действительно неправильно. Причина в самой фаре, которая пострадала при штурме очередного участка бездорожья.
Так, что получается? Забавная ситуация. Фара, которая светит нормально, по мнению механиков станции техосмотра, на самом деле горит, как обычная лампа под потолком. Зато та фара, которая показала кривой свет на ТО при тесте в сервисе, светит нормально.
И что делать? Или сколько попыток нужно сделать, чтобы фары засветили правильно?
Поживём – увидим
Илья Давидович // автомобиль BMW 330xi 2006 года выпуска, пробег — 110 000 км. Автомобиль для рынка США
Посетив новую станцию техосмотра, я был приятно удивлён. Во-первых, компьютеризация, всё меньше и меньше факторов зависит от человека. А во-вторых, порадовала моя машина. Конечно, она довольно новая, и я не думал, что что-то будет не так. Правда, мне казалось, что выбросы СО выше нормы, расход-то у автомобиля немаленький. Но всё в порядке, значит, она просто ест много бензина.
Очень интересная вещь произошла с моей «трёшкой»: на ней не было масляного щупа, а он нужен для того, чтобы замерить температуру двигателя. Я думаю, с такой проблемой ребята столкнулись впервые и стали думать, как выйти из этой ситуации. Обошлись без замера температуры, предположив, что раз он прогрет, то его температура выше 60 градусов. И ещё ручником я никогда не пользуюсь, а тут мне говорят, что он работает и работает хорошо. Но, наверное, такие вещи всё же лучше узнавать до техосмотра.
Полного представления о новом техосмотре получить не удалось, ведь мы проходили его как бы в тестовом режиме. Человеческий фактор постепенно сходит на нет, но всё же «дырки» остались. И слабое место — фары. Сначала операторы долго настраивали прибор, а потом он выдал, что правая фара светит очень тускло. Такого быть не может, там ведь биксенон. Со второй фарой получилось лучше. Потеряв 10 минут, инспекторы пришли к выводу, что светит она хорошо.
Думаю, работникам станции просто надо набраться опыта для корректной работы. Но самое главное, чтобы у них не возникло желания делать такие ошибки специально. Именно на проверке фар может быть завязана вся коррупция. На остальных постах результаты не подтасуешь, там работает компьютер, обмануть который не получится. Но при проверке света очень многое зависит от оператора, от того, как он всё настроит, ведь заметить ошибку непрофессионалам будет непросто.
Конечно, всё зависит от хозяев станции и персонала. Но я считаю, всё может получиться, ЦОНы ведь заработали нормально, в них исчезли очереди. А здесь ещё фактор конкуренции, станции будут соперничать между собой. Так что поживём — увидим.
Враг не пройдёт?
Тимур Еникеев // автомобиль Subaru Legacy Outback 1999 года выпуска, пробег — 142 000 км. Автомобиль для рынка ОАЭ
В это трудно поверить, но самый запоминающийся и очень суровый техосмотр я проходил в детстве с дедушкой на нашей старенькой «ноль одиннадцатой», в то время, когда даже жгут (тот, что в аптечке, резиновый) разглядывали с особой тщательностью — а не рассохся ли? Все техосмотры, что были после, уже в моём водительском стаже, напоминали то время лишь издалека, а стареющее с каждым десятилетием диагностическое оборудование на фоне современных технологий в автомобилях и вовсе смотрелось забавно.
Новая станция, конечно, ничего нового не продемонстрировала: процедуры те же, только компьютеризировано всё, и краска на полу и стенах свежая. Красивые мониторчики, инспекторы с пультами, и всё пока такое новенькое — глаз радуется. Но оборудование — это одно. Насколько улучшилась эффективность технической инспекции? Улучшилась и даже усложнилась. Уже не раз упоминавшаяся проблема с фарами и меня застала врасплох. Как выяснилось, противотуманки у меня не противотуманки, а просто нарядный аксессуар, ради красоты. И ладно если бы у меня одного. Слушайте, а может, глючит прибор, а? И в этом мы были бы полностью уверены, если бы не результаты замеров оптики BMW, у которого и пэтээфки как раз таки действительно смотрятся как для красоты, а показывают отличный результат. Сдаюсь!
Ссадина на заднем бампере тоже заинтересовала инспекторов — непорядок, надо рихтовать, иначе заветная карточка о прохождении ТО не светит. Но в остальном уж вроде везде порядок. Зеркала на месте, не болтаются, не разбиты, омыватели стёкол работают, дворники машут, поворотники моргают… Порядок. Проверяют даже работоспособность ремней безопасности. Если они у вас «стреляные», ну, т. е. уже успели сработать в аварии и, по сути, не работают, свободно болтаясь, прохождение техосмотра тоже под угрозой. Стандартный набор слов: «Аптечка, огнетушитель, аварийный знак есть?» Есть. Только вот аптечка со мной катается уже с 2007 года, а значит, содержимое в ней — это уже мусор. Тут-то я и вспомнил ТО со своим дедушкой. На этом, кстати, техосмотр и не закончился. Вопросы продолжали сыпаться, и последнее из всего списка, что я запомнил: «Запаска в исправном состоянии?»
Ну ладно, если все данные о техническом состоянии компьютеризированы, то вмятину на бампере кто видит? Только инспектор. А может, попробовать как-нибудь договориться? Нет-нет, обрезают меня, за процессом осмотра будут следить видеокамеры, и в отделении, где выдаётся талон о прохождении ТО, всё видят. Вмятину мою тоже. Иными словами, враг цивилизованного автомобильного мира не пройдёт. И это, конечно, плюс.
Миссия невыполнима?
Павел Друзин // автомобиль Hyundai Getz 2006 года выпуска, пробег — 52 000 км. Стоит на гарантии в фирменном сервисном центре
К новому техосмотру, который мы должны были пройти по заданию редакции, я не готовился совсем. Как говорится, уверен в машине стопудово: Getz обслуживается в фирменном сервисе, последнее ТО прошла три месяца назад (ТО — 50 000 км), особых нареканий к техническому состоянию нет, ну разве что левая фара, по моему ощущению, немного бьёт вниз, а настроить свет всё как-то времени не было. И как оказалось, зря я этого не сделал.
Несмотря на то что все посты я прошёл на твёрдые «отлично» и «хорошо», свет в противотуманках и неработающий стоп-сигнал поставили крест на прохождении ТО. Как выяснилось потом, не я один такой.
Первый пост — проверка токсичности — пройден без проблем. Содержание СО и вредных веществ в выхлопных газах в норме.
Второй пост — проверка работы подвески — результаты неплохие, но неидеальные. Ремонтировать пока ничего не надо, но почти пять лет эксплуатации всё-таки дают о себе знать.
Третий пост — проверка тормозов — здесь тоже всё хорошо, рабочая система справилась неплохо, стояночный тормоз держит.
Четвёртый пост — визуальный контроль. Аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки в наличии, дворники работают, кузов и салон в норме. Но вот и первое замечание — не горит лампа левого стоп-сигнала, нужно менять. Дел на пять минут, но лампочки с собой нет, а значит, техосмотр я бы уже не прошёл…
Пятый пост — проверка головного света и противотуманок. Оператор подкатывает к фаре аппарат, выставляет характеристики, можно включать свет. Правая фара — отлично светит и ближний, и дальний свет, хотя мне казалось, светит она немного ниже, чем хотелось бы. На мониторе высвечиваются зелёные индикаторы и цифры. Супер! Левая фара — неплохо, но, по словам оператора, световой пучок смещён вверх и влево, табло прибора подтверждает его слова. Короче, ездить можно, но лучше отрегулировать. А вот противотуманки прибор не увидел вообще. По показаниям прибора, светят они куда-то в пол, однозначно нужно настраивать и заезжать на техосмотр ещё раз. Если не считать всё это экспериментом, заветного талончика мне не видать…
Что делать? Банально звучит, но надо ехать регулировать фары. Вопрос, где выставить фары, передо мной не стоял, естественно, в фирменном сервисе. И вот на следующий день я наблюдаю, как механик фирменного центра подкатывает к машине такой же прибор, как и на станции диагностики, только без компьютера и лазера. Правая фара светит ниже нормы, и немного сбит угол пучка, а вот у левой фары все параметры в норме! Не поленитесь и посмотрите выше, какой итог был при прохождении техосмотра.
Ну да ладно, фары в любом случае не явились препятствием к прохождению ТО. Вся проблема заключалась в настройках противотуманок. Да, левую противотуманную фару пришлось немного отрегулировать, а вот с правой всё в порядке. Странно, ведь на техосмотре прибор не распознал обе фары.
Что в итоге? Опуская все процедуры и время, я имею лишь противоречивые заключения двух сервисменов, что привело нас в определённое замешательство. Пройду ли я техосмотр в следующем году? Теперь я не знаю, но перед ним обязательно заеду в сервис. Так, на всякий случай. Но главное, стопроцентной уверенности, что я пройду техосмотр с фарами, отрегулированными даже в сервисном центре, у меня тоже почему-то нет.