• Автомобили
  • Недвижимость
  • Товары и услуги

Любовь и Формулы

Авторы: Тимур Еникеев, Павел Ким

Как только стало известно, что сезон 2014 года 17-летняя казахстанская картингистка Любовь Андреева проведёт в Formula Russia, пилотессой всерьёз заинтересовались не только болельщики и спонсоры, но даже власти. С молодой спортсменкой и её отцом Даниилом мы побеседовали о состоянии автоспорта в Казахстане, звуке новой Формулы-1 и перспективах девушек в большом спорте.

Интервью началось с позитивной новости, которую озвучил папа Любы Даниил Андреев. Как стало известно, Андреевы написали письмо акиму Ахметжану Есимову, а через три дня их вызвали в Управление физической культуры и спорта. Акимат решил поддержать материально, теперь им полностью оплатят проезд, проживание и питание на всех этапах. Это большая поддержка, больше трети бюджета. Даниил и Люба сами не ожидали, если честно. Приехали, заполнили бланки и за 10 минут всё решили. Уже после нашего интервью стало известно, что ФАМС (Федерация автомотоспорта Республики Казахстан) также оказала материальную поддержку молодой пилотессе. Чудеса у нас всё-таки случаются, и связаны они и с автоспортом тоже.

Тимур: Расскажи о себе, Люба, в двух словах: кто ты, чем занимаешься?

Люба: С 9 лет я занимаюсь автоспортом. В картинг меня привёл папа, а тренирует Александр Жуков. Помимо автоспорта я ещё учусь в школе в 11-м классе, чуть-чуть занимаюсь музыкой, чуть-чуть — тем, чуть-чуть — другим. После окончания школы планирую поступать в МТИ (Московский технологический институт) на дистанционное обучение, специальность «Управление человеческими ресурсами».

Тимур: Водительское удостоверение будешь получать?

Люба: Учиться на права пойду обязательно, водительских прав у меня ещё нет.

Тимур: Какие автомобили тебя привлекают, на чём хочешь ездить?

Люба: Нравятся BMW третьей серии, классические, заднеприводные...

Тимур: Вот интересно, ты ведь девушка, но профессиональный пилот при этом. Парням, видимо, приходится нелегко. Наверное, лучше с тобой не спорить о том, как нужно правильно «заправлять» автомобиль в поворот?

Люба: Очень многие ребята пытаются доказать, что они водят лучше. На этой почве бывают тёрки, но обычно я говорю в таких случаях: «Замолчи, я лучше знаю». Да и в машинах я тоже хорошо разбираюсь. Папа машинами занимается, и я с ним везде ездила с самого детства. Со мной начинают спорить, доказывать, что это такая-то модель, но я же вижу, что это не та машина.

Тимур: А как вообще ты совмещаешь технический вид спорта — вотчину мужчин — с образом жизни девушки? С виду и не скажешь, что тебя интересуют железки: вся такая красивая, следишь за имиджем...

Люба: Я могу без проблем заниматься мужской работой. Моторами, конечно, занимается папа, но колёса закрутить для меня не проблема.

Тимур: А то, что относится к женским увлечениям, тебе не чуждо?

Люба: Нет, конечно. По магазинам люблю ходить, с подружкой общаться — разговариваем с ней про автоспорт, также как и про моду. У меня с детства есть подруга, я с ней уже 11 лет дружу, и она со мной рука об руку идёт. И тоже в теме...

Тимур: ... в смысле, и с ней вы тоже о машинах и гонках разговариваете?

Люба: Ну да, я на картинг её беру, ей очень нравится. MotoGP тоже смотрит, Формулой интересуется. Иногда мы даже собираемся вместе F1 смотреть.

Павел: А как ты вообще оцениваешь перспективы девушек в автоспорте? Наибольших высот, пожалуй, достигла Сьюзи Вольфф, которая садится за руль болида Формулы-1 на тренировках. Как ты считаешь, это предел?

Люба: Нет, это не предел, и есть куда стремиться. Та же Сьюзи Вольфф, ей уже за тридцать (ей 31 год. — Прим. ред.), и она вряд ли будет боевым пилотом в Формуле-1. Сейчас есть много гонщиц. Бейтске Виссер, чемпионка мира по картингу, сейчас ездит в Formula Renault, ей 19 лет. Всё упирается в бюджет и возраст в какой-то степени. Если ты в 22-23 года в Формулу-1 не попал, то делать там уже нечего.

Павел: Какие сложности у девушек в автоспорте? Хватает ли физики? Как ты тренируешься?

Люба: Не знаю, как остальным, но мне хватает. Сама составляю для себя программу, делаю упражнения, бегаю, вес держу. Самое главное в гонках — это шея, предплечья и икры. Если не тренироваться, в профессиональном картинге после 3-4 кругов невозможно даже разжать пальцы.

Даниил: А ещё, что в картинге, что в Формуле, такая ситуация: гоняют ведь взрослые мужики и юноши с амбициями, а тут девочка едет впереди — не комильфо. Приезжают на гонки ведь с друзьями, девушками. Тут вон с нами после гонки даже не здороваются (улыбается). Ну а мне, допустим, наоборот — когда девчонка выигрывает, кайфа больше. Был бы мальчик, то уже не так интересно. Но на самом деле, она сейчас одна из самых талантливых картингистов Казахстана. В своём возрасте она быстрейшая. Постарше ребята опытнее.

Тимур: Можешь рассказать, как пришло приглашение поучаствовать в «Формуле Россия»? Желающих оказаться на твоём месте много. Но как вышло, что там оказалась именно ты?

Даниил: На самом деле нас звали давно...

Люба: ...но мы только в ноябре прошлого года поехали на закрытие сезона «Формулы Россия». Там был картинговый турнир, и я очень хорошо выступила. В соревновании принимали участие 9 команд, в каждой два пилота, инженер и журналист. Всего 45 человек ездило. Наша команда стартовала с 7-го места, отставание от лидера было 135 секунд...

Даниил: ...когда Люба села за руль, их команда была на 6-м месте, а когда закончила свою смену, то вышла на 2-е место. Все были в шоке от скорости Любы, в итоге она выиграла бесплатные тесты и произвела сильное впечатление на организаторов серии.

Тимур: Как считаешь, ты готова к Формуле? На каких-нибудь формульных болидах уже ездила?

Люба: На формулах вообще ни разу не ездила, но в принципе всё то же самое, что и в картинге. Думаю, я готова. В болиде «Формулы Россия» только посидеть удалось. Как карт, только закрытый. Приборы такие же, всё такое же, переключение передач, как на KZ-шном карте. Сейчас смотрю все онборды, уже выучила все трассы.

Даниил: У Любы проблем с адаптацией вообще нет. В 2010 году мы ездили в Таиланд отдыхать, там я познакомился с американцем по имени Майкл, он владеет картодромом около Паттайи. Люба проехала две сессии на прокатном, потом села в какую-то «ямаху» и за одну сессию показала время на две десятки лучше, чем рекорд трассы. Майкл предложил нам остаться на гонку, обещал бесплатно всё предоставить, но у нас уже были куплены билеты...

Тимур: Какие ожидания от первого сезона?

Люба: Минимум на подиуме, третье место хотя бы. А вообще, я хочу первой приехать!

Даниил: Это у неё такие планы (улыбается). У меня задача — в шестёрке приехать.

Павел: Поделитесь, какой бюджет нужен для выступления в «Формуле Россия»?

Даниил: В этой серии один этап стоит 10 000 евро, за весь сезон выходит 80 000. В эту сумму входит всё: резина, бензин, обслуживание (2 механика), логистика. Трёхдневный уик-энд: пятница — тренировочный день, суббота — квалификация и первая гонка, воскресенье — вторая гонка. Сюда не входят затраты на перелёты, проживание и питание. Мы планируем ехать все этапы, то есть бюджет кругом-бегом у нас получается где-то 125 000 евро. 45 000 мы уже нашли, осталось найти ещё 80 000. Генерального спонсора у нас до сих пор нет. При самом плохом раскладе, если с бюджетом будет совсем плохо, планируем проехать чемпионат Татарстана (3 этапа в Казани) и гонку в Сочи (та, что пройдёт совместно с Гран-при Формулы-1. — Прим. ред.). И обязательно мы поедем на Московский автосалон в августе.

Тимур: У вас там будет свой стенд?

Люба: Да, буду я, мой болид, который буду презентовать. Сами организаторы сказали, что им выгодно держать нас в качестве лица серии. А нам это выгодно в плане поиска спонсоров.

Тимур: Почему именно тебя выбрали на эту роль?

Люба: Наверное, потому что девушка.

Даниил: Самое сложное — это сделать первый шаг вот сейчас. Если мы полноценно стартуем на этой Формуле, дальше будет совсем просто. Недавно было интервью Даники Патрик, она сейчас в NASCAR выступает. И ей тоже первые деньги давались очень тяжело, а сейчас к ней спонсоры стоят в очередь.

Тимур: Год пройдёт в «Формуле Россия», а какие дальше шаги будете предпринимать?

Даниил: Formula Renault. У нас есть предложение от немецкой команды, которая ищет пилотов из этой «Формулы Россия» для выступления в Европе. Нам сказали: если в пятёрке-шестёрке по окончании сезона приедете, мы возьмём. Если всё срастётся, то к 20-21 году мы рассчитываем добраться до Формулы-1. Берни Экклстоун сказал: если в ближайшие 3 года появится способная девушка, мы возьмём её под свой бюджет. Хотя Люба уже на год опаздывает, в Formula Russia ей надо было ехать в 16 лет.

Тимур: Как влияет гоночная карьера на обычную жизнь? От чего приходится отказываться?

Люба: Отказываться в основном приходится от школы. Тренировки у нас обычно в пятницу-субботу. Это по-любому в школу не получается идти, потому что с утра надо на картодроме быть. Да и в понедельник после гонок надо отдохнуть.

Тимур: Как учителя относятся к этому?

Люба: Многие с пониманием относятся, но есть учителя, которые, наоборот, из принципа или зависти какой-то палки в колёса ставят, оценки занижают. Но учусь я хорошо, на 4 и 5, одна тройка только по математике, но не всем даётся математика.



Тимур: Следишь за мировым автоспортом? Что интересует?

Люба: Конечно. Интересует Формула-1 и MotoGP.

Даниил: Валентино Росси её кумир с детства. У неё и стартовый номер 46 в честь него. В Казахстане гонялись с таким номером, и в «Формуле Россия» он же будет, договорённость уже есть.

Павел: Как ты относишься к изменению регламента в Формуле-1?

Люба: Лично мне новый звук моторов не очень понравился, он неформульный, непривычный...

Даниил: ...он похож... вот у нас есть картинговые 4-тактные двигатели CА260 ... вот у них звук, как у современного болида F1. Нет такого, что звук слышишь и прямо мороз по коже. Нет кайфа. Сейчас даже «Формула Россия» лучше звучит.

Павел: Кто из казахстанских спонсоров перешёл с вами на Формулу?

Даниил: Пока только «Лифт Комплекс» и акимат Алматы нас поддержали.

Тимур: Какой интерес компании, которая занимается установкой лифтов, спонсировать автоспорт?

Даниил: Это дружеские связи, хотя и они не остаются внакладе. Я им показал, что с выходом статей рейтинг их сайта вырос, посещаемость увеличилась в два раза. Люди смотрят, видят логотип, им становится интересно, и они заходят посмотреть. Московская компания M1D Racing предоставляет нам хорошую скидку за наклейку на болиде. К примеру, полный комплект экипировки, от шлема до носков стоимостью 6 000 евро они отдают нам за 3 000 евро...

Тимур: Вам предоставляется чистый болид без наклеек, а дальше вы его раскрашиваете как хотите? Кто будет дизайном заниматься?

Даниил: Да, именно так. Есть у меня дизайнер, а цвета будут зависеть от генерального спонсора.

Тимур: Затраты при поломках, авариях ложатся на вас?

Даниил: Да, все краши ложатся на пилотов. Все ребята гоняют за свои деньги и стараются ехать аккуратно. Просто в голове всё равно сидит, что это стоит денег. И это приучает ездить чисто. К примеру, в прошлом сезоне в «Формуле Россия» самый большой краш был на 5 000 евро. Но Люба и в картинге всегда чисто ездила. Наклеечку ей поцарапают — она ходит, плачет.

Тимур: А сможете ли вы привезти эту машину сюда, просто здесь прокатиться?

Даниил: Да, мы планируем сделать это для спонсоров. У нас есть договорённость с руководителем серии, что мы её привезём на дрэг-рейсинг, соберём всю прессу, сделаем презентацию. И фото, и видео, и прокатимся на ней.

Тимур: Как мама относится к увлечениям дочери?

Даниил: Родная мама Любы умерла в 2008 году. И фактически до прошлого года я её воспитывал один с 11 лет. А пока моя супруга была жива, то всего один раз пришла на гонку и больше не приходила — страшно. Сейчас я женился второй раз, они с супругой как подружки, и она нормально относится к нашим увлечениям.

Беседа на самом деле на этом не закончилась. Ещё с полчаса мы просто общались о том о сём. Было приятно ощущать стремление юной девушки покорять олимпы автоспорта и, самое главное, приятно видеть, как отец её поддерживает. Подиум в первом же сезоне, скажем так, заявка ещё та! Но отчего-то нам показалось, что и такое возможно — заряд у Андреевых мощный. И уже завтра-послезавтра к Любе придётся с плакатиками ходить ради автографа. Ну и пусть будет именно так. Вперёд, Люба!




По категориям Популярные статьи