Мифы и правда о газе
"Газовое оборудование взрывоопасно"
"Установка газобаллонной аппаратуры требует значительного переоборудования"
"При работе на газе уменьшается моторесурс"
"Расход газа гораздо меньше расхода бензина"
"При езде на газе мощность двигателя не уменьшается"
"При длительном использовании газовой системы бензиновая топливная аппаратура выходит из строя"
Типы газобаллонного оборудования
Достоинства газового топлива
Недостатки газового топлива
МИФ: "Газовое оборудование взрывоопасно"
ПРАВДА:
Этоне так. Современное газовое оборудование оснащено комплексной системой защиты: баллоны имеют большой запас прочности, подача газа автоматически прекращается в случае обрыва трубопровода. Утечка газа менее пожароопасна, чем утечка бензина. Чтобы смесь воздуха и газа стала взрывоопасной, концентрация газа должна быть очень высокой. Смесь бензина с воздухом воспламеняется в более широких пределах температуры и при более низких концентрациях, чем газовоздушная смесь.
Не заметить значительную утечку газа практически невозможно, газ имеет резкий и довольно неприятный запах. При появлении запаха газа необходимо немедленно остановиться, перекрыть вентили на баллоне и перевести топливную систему на бензин до выяснения и устранения причин утечки.
МИФ: "Установка газобаллонной аппаратуры требует значительного переоборудования"
ПРАВДА:
Этоне совсем так. В конструкции топливной системы автомобиля практически ничего не меняется, только в разрыв топливной магистрали вставляется электромагнитный клапан для отключения подачи бензина. Остальные штатные узлы и детали изменениям не подвергаются. Газовая аппаратура является дополнением, которое можно в любой момент снять. После установки газового оборудования автомобиль может ездить на двух видах топлива: газе и бензине.
Газ хранится в герметичном баллоне, установленном, как правило, в багажнике. При включении системы газ под давлением поступает в редуктор. Редуктор подогревается охлаждающей жидкостью из системы охлаждения, в нем газ испаряется и уже в газообразном виде идет в смеситель через дозатор (регулировочное устройство). Смеситель, устанавливаемый перед дроссельными заслонками, перемешивает газ с воздухом – готовит рабочую смесь.
Перед редуктором стоит электромагнитный клапан для отключения подачи газа. Переключатель "газ-бензин" выводится в салон. Некоторые системы включают и выключают подачу газа автоматически. Также надо помнить, что с установкой газового оборудования, как правило, связаны некоторые неудобства. Например, уменьшение полезной площади багажника, увеличение массы машины, подъем центра тяжести, появляется еще и необходимость периодической опрессовки газового оборудования (раз в 2 года).
МИФ: "При работе на газе уменьшается моторесурс"
ПРАВДА:
Это не так. Во-первых, октановое число пропанобутановой смеси или сжиженного нефтяного газа равно 100-105, что гораздо выше, чем у бензина любой марки, и детонационные повреждения двигателя, даже рассчитанного на 98-й бензин, исключаются. Во-вторых, газ, в отличие от бензина, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, и цилиндропоршневая группа изнашивается меньше.
В-третьих, скорость горения газовоздушной смеси ниже, чем бензиновой, поэтому ударные нагрузки на поршни, шатуны, коленвал меньше, что вызывает увеличение общего ресурса двигателя. Правда, более низкая скорость горения имеет и свои минусы: при неправильно отрегулированном угле опережения зажигания (слишком позднее) смесь будет догорать практически в выпускном коллекторе, что может привести к перегреву выпускных клапанов и их прогару.
МИФ: "Расход газа гораздо меньше расхода бензина"
ПРАВДА:
Это не совсем так. Расход газа, наоборот, несколько выше расхода традиционного топлива: в городских условиях на 15%, на загородных дорогах на 10%. Но экономия все же значительна, но только за счет разницы в стоимости топлива. При применении газа расходы на топливо в целом могут снижаться на 40-50%.Особенно это ощутимо при большом пробеге автомобиля. К тому же установка газового оборудования далеко не дешевая процедура (зависит от типа ГБО) и окупается в среднем через 30-40 тысяч км пробега.
МИФ: "При езде на газе мощность двигателя не уменьшается"
ПРАВДА:
Это не так. При установке газового оборудования 1-го поколения максимальная мощность двигателя уменьшается приблизительно на 20-30%. При использовании оборудования 4-го поколения (распределенный впрыск) мощностные показатели уменьшаются на 10-15%. Соответственно ухудшаются и динамические характеристики – максимальная скорость и динамика разгона.
МИФ: "При длительном использовании газовой системы бензиновая топливная аппаратура выходит из строя"
ПРАВДА:
Это не совсем так. Действительно, если не соблюдать предписание по эксплуатации и установке газового оборудования, то выходит. Если же следовать инструкции и никогда не допускать езды на газе с пустым бензобаком, производить холодный пуск, как и предписано, на бензине и лишь потом переключаться на газ, если установщик не отключит бензонасос в системе с впрыском, а сделает все правильно – никаких проблем не возникнет.
Типы газобаллонного оборудования
Попринципу работы применяемые в настоящее время газовые системы делятся на четыре поколения:
1-е поколение – механическая система с вакуумным управлением, которая устанавливается на бензиновые карбюраторные автомобили.
2-е поколение – механическая система, дополненная электронным дозирующим устройством, работающим по принципу обратной связи с датчиком содержания кислорода (лямбда-зонд). Она устанавливается на автомобили, оснащенные инжекторным двигателем и каталитическим нейтрализатором отработанных газов.
3-е поколение – система, обеспечивающая распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распределителем, который управляется электронным блоком. Газ подается во впускной коллектор с помощью механических форсунок, которые открываются за счет избыточного давления в магистрали подачи газа.
4-е поколение – система распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками, которые управляются более совершенным электронным блоком. Как и в системе предыдущего поколения, газовые форсунки устанавливаются на коллекторе непосредственно у впускного клапана каждого цилиндра.
Системы первого и второго поколения имеют ряд недостатков и не отвечают действующим в настоящее время стандартам ЕЭК ООН. Токсичность отработанных газов автомобилей, оснащенных такими системами, как правило, находится на уровне норм ЕВРО 1, которые действовали в Европе до 1996 года, и лишь в отдельных случаях приближаются к нормам ЕВРО 2.
Достоинства газового топлива:
- сравнительно низкая стоимость;
- увеличение суммарного пробега автомобиля на одной заправке (газ + бензин);
- при работе на газе не бывает детонации (октановое число больше 100), это достоинство газа может быть особенно актуально для двигателей с высокой степенью сжатия, потребляющих высокооктановый (и дорогой) бензин;
- цилиндропоршневая группа двигателя служит дольше (газ не смывает масло со стенок цилиндров и лучше перемешивается с воздухом, что способствует более равномерному сгоранию);
- масло можно менять реже, поскольку оно медленнее теряет свои свойства: газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому он не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в картере;
- гораздо меньше образуется нагара: газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания (поршни, клапаны и свечи зажигания), каталитический нейтрализатор и лямбда-зонд;
- менее вредный выхлоп.
Недостатки газового топлива:
- необходимость время от времени сливать конденсат из редуктора;
- баллон уменьшает объем багажника;
- газобаллонное оборудование утяжеляет автомобиль на 20-50 кг;
- невозможность завести двигатель на газе в мороз;
- необходимость втрое чаще менять воздушный фильтр;
- неразвитая сеть газовых АЗС.
Подготовил Павел ДРУЗИН
- Обзоры авторынков18
- Маршруты выходного дня36
- Репортажи84
- Полезные советы84
- Информационные материалы41
- Автоэкспедиции13
- Опыт эксплуатации7
- Новости автоспорта316
- Исследования редакции75
- ПДД16
- Фильм, фильм, фильм11
- Человек и автомобиль6
- Информация от редакции10
- PR-статьи153