Вести беседу о Logan, Sandero и кроссовероподобном Sandero Stepway не будем, об этих моделях подробно мы писали здесь, здесь и здесь. Выдернем из тех текстов лишь жирный минус за отсутствие автоматической трансмиссии и пожуём его чуть-чуть. В первом поколении Logan автомат тоже появился не сразу, но всё же был, а в новом, куда более симпатичном, глядящем вперёд и жаждущем стать бестселлером опять взял и исчез? Вроде наступали «французы» на эти грабли. Почему повторилось? Негодования, конечно, понимали и в Renault, но странность французской марки всегда заключалась в таких вот заминках — помимо истории с «Логаном» можно вспомнить, как и в полноприводный Duster автомат долго запрягали (с 4WD до 2014 года шла только 6-ступенчатая механика, что расстраивало немаленькую часть потенциальных покупателей кроссовера). Когда в салонах появилось новое поколение седанов, наблюдалась ещё одна комичная ситуация: в старом квадратном Logan автомат предлагался, а в новом его не было даже на заказ.
Может, в самой России, главном рынке среди стран СНГ, основной спрос и шёл на механику, но эту картину нельзя было проецировать на Казахстан. У нас «рено» как бренд популярностью не пользовался, слыл проблемным, а тут ещё и без АКП. Однако пожевали и выплюнули. Автомата теперь два. Выбирай не хочу.
Коротко про коробки, если лень читать всё остальное
С автоматом вся братва — Logan, Sanderо, Sandero Stepway — самая дорогая в гамме, самая динамичная и комфортная.
Робот подкупает доступностью. Вариант для тех, кто ездить на механике не умеет или устал, а на автомат раскошелиться нет возможности. С роботом машина слабее изначально и сама трансмиссия неторопливая. Работа РКП не такая слаженная, как у автомата, однако на голову удобнее той же механики. Жаль нет робота для версии с 16-клапанным мотором.
Обе коробки идеальны для городского режима и толкотни в пробках, а также для новичков и прекрасной половины водительского общества, на выбор — робот или автомат — будет влиять только толщина кошелька.
Logan | Sandero | Sandero Stepway | |
1.6 8V МКП | 1 930 000–2 585 000 | 2 083 000–2 554 000 | 2 491 000–2 733 000 |
1.6 16V МКП | 2 285 000–2 675 000 | 2 411 000–2 644 000 | 2 581 000–2 823 000 |
1.6 8V РКП | 2 285 000–2 675 000 | 2 411 000–2 644 000 | 2 581 000– 2 823 000 |
1.6 16V АКП | 2 464 000–2 854 000 | 2 590 000–2 823 000 | 2 760 000–3 002 000 |
Тестовый полигон для автоматических трансмиссий
Пробовать две новые коробки мы отправились в Нидерланды. Надо сразу отметить, что голландцы просто невероятные корифеи в области усложнения жизни автомобилистов — обилие знаков и указателей, множество перекрёстков с круговым движением, толпы пешеходов и велосипедистов, у которых, между прочим, приоритет (!), а также рябящая в глазах разметка на дорогах, камеры и всякие другие опасяны: замудрённые ритардеры да «лежачие полицейские» размером с холм. Гляди в оба, короче. Сложнее мне приходилось пока только в Англии, хотя если отбросить привыкание к левостороннему движению, то Нидерланды возглавили бы мой рейтинг. И в таких условиях, особенно «туристам», как я, автоматизированную коробку хочется ещё больше.
Демонстрантами новых технологий стали хэтчбеки Sandero Stepway, поэтому именно они на фотках. Но ещё раз отметим, что эти же трансмиссии стоят в простом Sandero и седанах Logan.
Sandero Stepway c 4-ступенчатым автоматом
Что сказать? Классический гидроавтомат с четырьмя ступенями. Коробка эта известная (среди владельцев Renault её знают как DP2), досталась от прежнего Logan и агрегатируется также только со 102-сильным 16-клапанным двигателем объёмом 1.6 литра. Спрашивается, какого чёрта она не появилась в машинах ещё 2 года назад? Говорят, модернизировали… Итог «допиливания» агрегата явно заметен только на рычаге — он стал короче и симпатичнее, обрёл кожаную обёртку и юбочку, а в остальном автомат автоматом.
Если выбирать размеренный стиль вождения или среднестатистический городской (до 60 км/ч без светофорных гонок), то работа автомата приятна — переключения плавные, едва ощутимые. Перебирает передачи особо не задумываясь даже в стандартном режиме D. Имеет, как и раньше, довольно-таки честный ручной режим, что позволяет придержать передачу для более динамичного разгона или, наоборот, при спуске. Переключения в более агрессивной манере чувствительнее, но без ощутимых пинков. Впрочем, так было и раньше.
А вот из нового добавился адаптивный алгоритм работы — это когда автомат якобы подстраивается под стиль и режим педалирования, но на практике уловить это изменение вряд ли получится, надо просто поверить и забыть. Другой вопрос: куда исчезла кнопка со снежинкой? А вот зимнего режима больше нет. Возможность трогаться в мануальном режиме со второй передачи — это и есть замена аккуратного старта на скользкой дороге.
Sandero Stepway с роботом Easy’R
Зачем Renault понадобился робот, если и так есть автомат? Цена! Easy’R на выходе дешевле автомата почти в 2 раза и исполняет мечту тех, кто считает каждую копейку (а это основной класс потребителя), а механика ну никак не подходит. Таким образом, прослойка клиентов, которые ранее не покупали автоматические «логаны» или «сандеро» из-за дороговизны, сегодня имеют все шансы стать их обладателями. Осталось лишь, чтобы робот понравился.
Если с автоматом всё, так скажем, традиционно, то про этот коробас есть что рассказать. РКП5, так её называют по уставу в Renault, является по сути механической пятиступенчатой коробкой передач, где роль педали сцепления и ноги водителя выполняет электроактуатор, прикрученный к картеру агрегата.
Управляется робот как и автомат, только тут нет режима парковки P. На время длительной стоянки можно оставить машину на скорости, как это часто происходит у владельцев механики, или на нейтрали N, но с ручником. Заводить двигатель необходимо с нейтралки. Если до этого стояла другая передача, то предварительно потребуется выжать педаль тормоза — диск сцепления и маховик в этот момент размыкаются. Потом перевод в режим D, отпускаем тормоз — поехали. При этом даже газку можно не поддавать, с места машина трогается сама.
В принципе, всё как и на обычном автомате: едем, давим газ да тормоз — робот сам переключает передачи. Делает это он, правда, по ощущениям несколько иначе. Для начала стоит сказать, робот Easy’R тоже прикручивается к 1.6-литровому мотору, только который слабее — 8-клапанный 82-сильный. Опять-таки для доступности. Но такая машина тупее, чем 16-клапанная даже с устаревшим автоматом. Момент роботизированного выжима растянут, и заметно это особенно, когда хочется динамики. Разгон — неловкая пауза — разгон. Примерно так. И такое рваное движение даже в неспешном городском ритме не может не сказаться на комфорте — седокам приходится мышцы шеи держать в напряжении. Робот проигрывает автомату в комфорте, но лучше механики в этом плане на порядок — в пробках не сравнить. Но робот медленнее обоих по динамическим характеристикам.
Можно у робота выбрать ручной режим. Пять передач под рукой, давим в полик — рёв мотора, передача удерживается, разгон пошёл, пора вторую! Переключения происходят быстрее, но всё равно машина, словно спортсмен, который заполняет воздух лёгкими перед новым рывком, замедляется, думает, и только потом получаем новую порцию набора скорости. Помимо дёрганья напрягают шумовые колебания: «вжи-и-им — затишье — вжи-и-и-им — затишье». И всё это так не торопясь, растянуто. Для более-менее оптимального переключения без ощутимых клевков можно попробовать поиграть с педалью газа, чуть отпустив её при переключении, но тут требуется опыт и знание принципов работы механической коробки. Будет ли обладать таковыми знаниями клиент, выбравший машину с роботом, — скорее нет, чем да.
Попробовали мы чуть помучить РКП — крутили мотор «в звон» и «искали отсечку». Не нашли: 5 500 об/мин и робот переключает передачу сам. Умный, как автомат прямо. Да, кстати, этого у него не отнять. Во-первых, в мозг актуатора и механизм коробки заложена миссия по спасению бензина — робот даже в штатном режиме D старается выбрать передачу повыше и по городу катить на 5-й. Во-вторых, есть режим ECO — ещё раньше переключает передачи и откровенно скупердяйничает при подаче топлива в камеры сгорания, динамика падает на нет (хотя в режиме кикдауна электроника понимает ваше желание ускориться и ECO отключается). В-третьих, есть, к примеру, классная фишка, которой нет у версий с АКП, — помощь при старте в горку. Достаточно 4-градусного уклона, чтобы при трогании тормоза придержали машину, даже когда нога с педали снята. Ну и в-четвёртых, зимний режим, как и в случае с автоматом, отсутствует как таковой, но начать движение можно внатяг со 2-й передачи, плюс датчики бокового ускорения и положения руля позволяют дать понять коробке передач, что колесо либо проскальзывает, либо повёрнуто, и не переключать передачу на повышенную. В-пятых, бонусы — машину с роботом можно буксировать на нейтралке как обычную механику, без заморочек с вывешиванием ведущей оси и даже заводить с толкача, а в случае, если Sandero застрял, машину легко раскачать туда-сюда, чтобы выкарабкаться из ловушки. Проще даже, чем на механике, ведь режимы R и D находятся рядышком.
Но робот может немного и напакостить с непривычки. Пример на парковке. Мне как человеку, постоянно ездящему и на механике и на автомате, нужно было немного «перепрошить» мышечную память и рефлексы, иначе при маневрировании, орудуя рычагом туда-сюда (а он ходит очень и очень легко, и двигать его можно даже в движении), вспоминалась механика — вроде воткнул передачу, жмёшь газ, мотор ревёт, а машина стоит. В общем, если селектор находится в D или R, как у автомата, то это совсем не означает, что передача включена. Надо перевести обратно в N, нажать на тормоз, включить нужную передачу. На щитке приборов, к слову, водителю напоминает о необходимости выжима отдельная лампа.
На загородной трассе минусы робота с его долгими переключениями проявлялись ещё сильнее. Особенно при обгонах. Идти на манёвр лучше только в ручном режиме, чтобы придержать пониженную передачу и переключиться, когда водителю это было удобно. Хоть на секунду, но быстрее всё-таки будете.
График наших тестов был не столь длительным, чтобы почувствовать разницу в экономии топлива, но робот заточен именно на снижение расхода: в смешанном цикле производитель заявляет 7.2 л/100 км (у АКП на литр с небольшим больше). В целом даже передаточные соотношения в коробке рассчитывали для экономичности, а помогали в этом… московские таксисты. Именно в таксопарки были поставлены 10 машин с испытательными роботами, и водители в течение 6 месяцев их тестировали, давали свои рекомендации. Как заверяют представители Renault в России, искали шофёры баланс между плавностью хода и переключениями, но чувствуется, что голосовали они больше за экономичность, оттого и переключения у робота такие ранние, а динамика и комфорт — на третьем месте. На втором, кстати, приспособленность робота к тяжёлым условиям эксплуатации.
Робот разрабатывали специально для наших реалий: плохие дороги, холодные зимы и так далее. Мне казалось, что за основу был взят новый робот АВТОВАЗа, учитывая, что тольяттинский завод сблизился с Renault-Nissan, — почему бы и нет? Но нет. Робот сделан из родной французской пятиступки, что ставятся на «логаны» и Sandero, а дорабатывался, как в случае и с «ладами», немецкой компанией ZF, её же и всё навесное оборудование. Помимо тестов в таксопарке французы провели порядка 120 000 км дорожных тестов, помучали коробку на испытательных стендах. По их же решению актуаторы полностью электрические без участия гидравлики. Ненадёжность жидкости проявляется в сильные морозы — она загустевает. Предусмотрели инженеры и случай перегрева коробки: допустим, если автомобиль застрял и вынужден долго буксовать, электроника переводит коробку в аварийный режим, размыкая диск сцепления. На щитке об этом водителю сообщает индикатор — коробке достаточно дать просто остыть. И да, обслуживание РКП идентичное механике, что опять-таки важно для наших стран.
Одноклассники
Бюджетных машинок класса B на отечественном рынке немало. Они же являются самыми продаваемыми, и практически у всех спрос именно на версии с автоматами — Hyundai, Kia, Volkswagen. Даже у тольяттинской «Лады» появились автоматизированные коробки, хотя спросом такие версии пока пользуются заметно меньше, в отличие от одноклассников. (Цены актуальны на дату публикации — ноябрь, 2015)
Технические характеристики
Автомобиль | |||
Марка, модель | Renault Sandero Stepway | ||
Версия | c МКП | c АКП | с Easy’R |
Двигатель | |||
Модель | К4М | К7М | |
Тип | бензиновый рядный | ||
Число цилиндров/клапанов | 4/16 | 4/16 | 4/8 |
Рабочий объём, см куб. | 1 598 | ||
Максимальная мощность, л. с. (кВт)/об/мин | 102(75)/5 750 | 82(60.5)/5 000 | |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 145/3 750 | 134/2 800 |
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 170 | 165 | 158 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 11.2 | 12 | 12.6 |
Трансмиссия | |||
Привод | на передние колёса | ||
Коробка передач | механическая |
автоматическая |
роботизированная |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная типа McPherson |
Задняя | полузависимая пружинная |
Тормоза | |
Передние | дисковые вентилируемые |
Задние | барабанные |
Размеры и вес | |||
Размерность шин | 205/55 R16 | ||
Клиренс, мм | 195 | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4 080/1 757/1 618 | ||
Полная масса, кг | 1 570 | 1 600 | 1 560 |
Расход топлива | |||
Городской, л/100 км | 9.5 | 10.8 | 9.3 |
Загородный, л/100 км | 5.9 | 6.7 | 6 |
Смешанный, л/100 км | 7.2 | 8.4 | 7.2 |
Объём топливного бака, л | 50 |
Комментариев: 0