Между небом и землей. Часть 2

Фотохроника непростых взаимоотношений автомобиля и самолёта. О том, как колёсная техника и авиация дополняли друг друга.

Продолжение фотообзора малоизвестных страниц симбиоза автомобильного и авиационного миров.

Нежадные по своей природе самолёты в случае крайней нужды товарищески делились с машинами собственными ценными деталями и узлами. Так, на вездеходах венгерского исследователя графа Ласло Олмоши (того самого, что стал прообразом главного героя в оскароносном «Английском пациенте») во время экспедиции 1934 года вглубь Ливийской пустыни стояли не обычные узкие автомобильные, а пухлые авиационные шины, снижавшие удельную нагрузку машин на песок.

Донорское использование высокопроизводительных авиационных двигателей для рекордных (построенных для установления максимальной скорости на суше) автомобилей являлось обычной практикой до появления реактивных турбин (которые позже также были с успехом освоены наземными монстрами). Построенный Ферри Порше в 1939 году шестиколёсный мерседесовский болид T80 должен был развить 750 км/ч, потому и получил форсированный до 3 000 л. с. 44.5-литровый мотор Daimler-Benz DB 603 от истребителя мессершмит Bf 109. Амбициозные планы ввиду начавшейся войны так и не были реализованы, зато укрытый в Австрии автомобиль сохранился до наших дней.

Во время войны некоторым привычным для автолюбителя конструктивным элементам машины нашли иное, расширенное назначение. Так, по мнению британских военных, через люк в крыше можно было вести огонь по низколетящим вражеским самолетам. Эффективность весьма своеобразной внутрисалонной ПВО остаётся под вопросом, поскольку при стрельбе из кресла ограничивалась не только обзорность, но и угол стрельбы.

Война в Корее (1950–1953 гг.) потребовала от уже успевшей перестроиться на мирный лад американской промышленности ускоренного выпуска боевых самолетов. На заводе корпорации «Норт-Америкен» реактивные истребители F-86 «Сейбр» пеклись как горячие пирожки, и всё благодаря подсмотренному у автопрома конвейерному способу производства.

В доинтернетовскую эпоху скорость получаемой зрителем картинки имела не менее критическое значение, чем все эти будущие 14400/28800/33600 Кбит/c. Сразу после церемонии коронации юной Елизаветы II качественные цветные киноплёнки на бобинах с этим историческим событием доставлялись на окраины Британской империи экспресс-курьером: сперва до аэродрома на быстроходном спорткаре, а затем по воздуху реактивным бомбардировщиком.

Некоторые пожилые аэропланы, как этот Ford Trimotor (да, произведённый компанией Генри Форда), по воле случая обретали шанс на неожиданное продолжение карьеры — в виде АЗС. Любопытство публики и прессы было гарантировано, да и самим автовладельцам, было необычно подзаправиться под крылом самолета.

Популярная нынче рекламная байга между самолётом и суперкаром — затея не из разряда свежих. Ещё в 1932 году на автодроме во французском Монлери состоялся поединок между гоночным «Бугатти-T51» и «Девуатином-D530». Примечательно, что гонка проходила не по прямой, а следовала кольцеобразным изгибам трека:

Команда крылатых тогда победила со счётом 209.670 км/ч против 206.321 км/ч наземников. Но точка в споре, как вы понимаете, ещё не была поставлена…

Кстати о рекордах. В 1949 году в ходе штурма рекорда длительности полёта в 726 часов (установленного за десять лет до того), пара пилотов регулярно получала топливо, воду и продукты питания из рук в руки от ехавшего по взлётно-посадочной полосе аэропорта Майами гражданского «джипа». Попытка не удалась: пробыв в воздухе 168 часов, американцы сдались.

В завершение исторического ревю напомним, что конструкторы автомобилей постоянно заимствовали дизайнерские и иные решения из авиационной сферы, будь то аэродинамически зализанные формы аэропланов в тридцатые годы или же турбинно-плавниковая стилистика в пятидесятые. Но вот установить фонарь пилотской кабины истребителя «Торнадо» прямиком на машину додумался лишь англичанин Билл Картер. Поэтому водитель и пассажир низколёта «Топ Кэт» (1993 г.) сидели тандемом, друг за другом. Невероятно, но этот хрупкого вида автомобиль (с ягуаровским V12, между прочим) был сертифицирован к использованию на дорогах общего пользования и использовался Картером для повседневных поездок.

Комментариев: 3

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.