Как выросли цены на автогаз в Казахстане за год

Как выросли цены на автогаз в Казахстане за год

А ведь так всё хорошо начиналось... В некоторых регионах в 2021-м цены добрались до 130 тенге за литр.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Абсолютное большинство автомобилей в Казахстане заправляется бензином, а на втором месте по популярности находится… нет, не дизель, а газ. Такой техники на дорогах страны насчитывается уже около 313 тысяч, а ведь буквально в 2019 году её было более чем вдвое меньше (140 тысяч). Дизелей, к слову, в РК менее 90 тысяч, и это включая грузовики с автобусами.

Если учитывать резкий рост популярности переоборудования на ГБО, то неудивительно, что цена на топливо для них также пошла вверх. На сегодняшний день ценники в разных регионах варьируются от 80 с небольшим тенге вплоть до 130. Для справки: по 130 тенге за литр в конце 2016-го и начале 2017-го казахстанцы заправлялись АИ-92.

В сравнении с нынешними ценами в начале 2021 года газ был заметно дешевле. Вот только причиной этому была вовсе не щедрость заправщиков. Дело в том, что с апреля 2020 года в Казахстане действовали предельные цены на реализацию сжиженного нефтяного газа (СНГ) на ГЗС. Стоимость варьировалась в зависимости от региона согласно специальной таблице. К примеру, в Шымкенте торговать газом на заправках можно было по 55 тенге, а в Алматы — по 69. Вся же вилка выглядела следующим образом: от 50 тенге в Мангистауской области до 73 тенге в Карагандинской.

Предельные цены на реализацию сжиженного нефтяного газа, действовавшие до марта 2021 года

Регион Предельная цена
Нур-Султан 70 тг/л
Алматы 69 тг/л
Актюбинская область 54 тг/л
Атырауская область 53 тг/л
Акмолинская область 57 тг/л
Алматинская область 70 тг/л
Восточно-Казахстанская область 68 тг/л
Жамбылская область 64 тг/л
Западно-Казахстанская область 68 тг/л
Костанайская область 65 тг/л
Кызылординская область 60 тг/л
Карагандинская область 73 тг/л
Мангистауская область 50 тг/л
Павлодарская область 63 тг/л
Северо-Казахстанская область 65 тг/л
Туркестанская область 57 тг/л
Шымкент 55 тг/л

На бумаге регулирование цен продержалось вплоть до 1 марта 2021 года, на деле же ситуация обстояла несколько иначе. Ещё в декабре 2020 года на торговлю сверх установленной стоимости жаловались в Актау, аналогичные жалобы поступали и в феврале. Тогда на заправках просили от 60 до 70 тенге за литр вместо положенных 50. И это не единственный пример.

Как выросли цены на автогаз в Казахстане за год

Отметим, несмотря на отмену искусственного сдерживания стоимости весной, ценники на ГЗС не улетели в стратосферу моментально. Серьёзные скачки начались осенью 2021-го. В Актобе, к примеру, в октябре 2020 года газ стоил от 54 тенге, в октябре 2021-го держался уже на отметке 63 тенге и за месяц вырос до 75 тенге. В Петропавловске цену взвинтили сразу на 30 тенге. При этом удорожание сопровождалось дефицитом и торговлей газом по талонам. В Мангистауской области, где машины с ГБО особенно популярны, между сентябрём и ноябрём литр газа вырос с 63 до 80–90 тенге.

Как выросли цены на автогаз в Казахстане за год
Стоимость газа в Усть-Каменогорске в ноябре составляла 120 тенге за литр. В начале 2021-го топливом торговали по 67 тенге

Ожидать, что в 2022-м ситуация с ценами на газ станет лучше, не стоит. К 1 января будущего года должен завершиться полный переход продажи СНГ на электронно-торговую площадку (ЭТП), который начался в 2019-м. По задумке стоимость голубого топлива будет регулироваться лишь соотношением спроса и предложения, без вмешательства государства. Логично предположить, что количество желающих заправляться газом продолжит расти. Всё-таки пока автогаз дешевле бензина, а вот самого топлива больше не станет. Месяцем ранее первый вице-министр энергетики Мурат Журебеков отметил, что в среднесрочной перспективе новых источников или производителей сжиженного газа не ожидается. То есть цены в будущем расти не прекратят. И, вероятно, исчезнет столь сильная региональная разница в ценниках.

А ведь ещё три года назад Минэнерго в рамках Плана мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019–2022 годы предлагало снизить налог на транспорт для мотивации автовладельцев перевести свой транспорт на ГБО, а автодилерам предлагалось создать благоприятные условия для ввоза в Казахстан битопливных машин (бензин/газ) заводского изготовления.

Комментариев: 13

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Муслим

    С такими ценами и смысла нет ставить газ (если конечно не таксопарк). Не только в Казахстане, но и в РФ (В Чеченской Республике) газ мало кто ставит уже. У самого infiniti qx56 2006 года, от прежнего хозяина остался газ. Так вот из-за постоянного газа я попал на полный капремонт мотора. Больше «буду стараться, на все воля Аллаха» не буду ставить газ.

    Ответить
    • Аватар
      mikolamm75   Муслим

      Возможно прежний хозяин не прогревал машину на бензине. Тогда газ с гарантией убивает движок.

      Ответить
    • Аватар
      NX   Муслим

      В результате непонятных махинаций цена на газ выросла на мировом рынке в пять раз.Чья это прямая выгода-вопрос открытый,а вот кто попадает уже понятно.Пиррова победа.

      Ответить
  • Аватар
    Hugh Morjoui

    ДВС моторы спроектированы для жидкого топлива, а не для газа. Рассчитываются температурные режимы, коэффициенты трения. Жидкое топливо в отличие от сухого газа само на себя частично берет роль смазки. Это не просто так, взял и перевел на газ без последствий. Зачем бы нужны были инженера, стенды, тесты если все так просто, а мотор это какая-то железяка хоть ее на бензин, хоть на газ. Понимание должно быть: перевел на газ – сэкономил на топливе, но срезал мотору ресурс. Те деньги, которые сэкономил на газе, отдашь потом за капиталку мотора. Как по мне – шило на мыло.

    Ответить
    • Аватар
      mikolamm75   Hugh Morjoui

      Если бы у нас в государстве чиновники интересовались бы государственными интересами больше чем личными у нас были бы стимулы (мотивировали бы людей) по переходу машин на газ. Так как экологию у нас в городах без машин на газе не улучшить. Электромобили это про богатые страны с платежеспособным населением. У нас же страна не богатая, а население большей частью нищее и ограничен рынок торговли машинами. Газ единственное средство улучшить качество воздуха в мегаполисах. Население богаче у нас не станет, электроавтомобили доступнее не станут, чиновники менее жадными у нас не станут.

      Ответить
    • Аватар
      1q2w3e   Hugh Morjoui

      Я лично на газу на прадо 4л 120 отъездил 420 тыс км. Продал машину с пробегом 480 тыс и все нормально было с мотором никаких проблем. Оборудование BRC стояло. Так что все фигня эти байки про смазку в бензине.

      Ответить
      • Аватар
        Hugh Morjoui   1q2w3e

        Старый тойотовский мотор с большим запасом. Он бы на бензине тысяч 800 проходил. Ты ему убил ресурс тысяч на 300. Где-то через 80 тыс человек который его у тебя купил, поменет тебя добрым словом. Уши неделю гореть будут.

        Ответить
        • Аватар
          mikolamm75   Hugh Morjoui

          При правильном использовании ГБО — прогреве мотора на бензине и правильных настройках газ ничего не убивает. Весь западный Казахстан ездит на машинах с ГБО. Расскажите им что они гробят свои машины — посмешите людей.

          Ответить
          • Аватар
            Serg   mikolamm75

            Октановое число бензина для мотора 92.Газ выдаёт порядка 115-130.Что в свою очередь даёт другую температуру горения.Что потом выливается в прогоревших поршнях и оплавленных клапанах,бывает печальнее.На двигателе под 98 бензин можно плохо,но Можно ездить долго на 92 ом.А вот наоборот,под 92 ой и ездить на 115 м, можно Едить хорошо,но недолго.

            Ответить
  • Аватар
    MAN

    У пропана есть большой плюс, что он не пачкает мотор и кольца не залегают даже на моторах с тонкими маслосъёмные кольцами. А если мотор чугунный и с гидрокомпенсаторами, то это лучший мотор под гбо.
    Самая большая проблема с гбо, это мастера. В Шымкенте я хороших мастеров не нашел, ставят автокалибровку и до свиданья. Потом начинаются свистопляски с горящим чеком, компьютер жалуется на бедную смесь, а это капец мотору, перегрев двигателя в целом, прогар клапанов.

    Ответить
  • Аватар
    ПРАДО

    А че хозяева газа лохи что ли?! Все и везде поднимают….тоже же должны свой кусок пирога взять. Сейчас все абсолютно все будет дорожать. Даже дилеры допы пихают. Надо брать малолитражки…непонимаю одного почему не дают субсидии на электрокары.

    Ответить
    • Аватар
      mikolamm75   ПРАДО

      У нас хозяева нефти и газа одни и те же люди. При низких доходах населения космические цены на машины (одни из самых дорогих в Евразэс). Электрокары для мажоров которых наберется пару тысяч на страну, а для страны это никакого выхлопа не даст, наоборот прийдется строить инфраструктуру ценой в два ярда зелени для пары тысяч машин. Было бы смешно, если бы не было так обидно.

      Ответить
  • Аватар
    blackwoolf

    Установив газ не надо экономить на оборудовании и грамотной настройке. Лучший вариант, настройка на стенде по всем диапазонам оборотов. Если установить газ без должной настройки, то горение газа уничтожит фаски клапанов (клапана станут овальными) и каталитический нейтрализатор (прибьёт высокой температурой недогоревшего газа) , так как процесс горение более продолжительное по времени.

    Ответить