Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Шестьдесят лет назад была сделана пробная партия легковых машин с газотурбинными двигателями, которая позже была почти полностью уничтожена.

Главными преимуществами газотурбинных силовых двигателей (ГТД) перед поршневыми моторами считались компактные размеры и простота устройства. Крайслеровские ГТД имели в пять раз меньше деталей и весили вдвое меньше, чем сопоставимые по параметрам карбюраторные агрегаты, поскольку не нуждались в кривошипно-шатунном механизме, распредвале и клапанах, сложных системах зажигания, смазки и охлаждения.

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Вера в их перспективы была настолько высока, что в компании после череды концептов выпустили в 1963–1964 гг. полноценную промышленную серию в количестве 55 легковых двухдверок Chrysler Turbine Car с «реактивным» дизайном авторства Элвуда Энджела, воплощённого в изящных кузовах цвета меди ручной работы от Ghia. Под капотом каждой из них находился многотопливный ГТД, способный работать на «всём, что горит», но всё-таки с дружеской рекомендацией заливать дизель, керосин или низкооктановый бензин.

После тщательного отбора кандидатов на пользование горячей во всех смыслах новинкой — а число желающих оказалось огромным, что-то около 30 тыс. человек — им были выданы на руки полсотни машин. Бесплатно, разумеется. Топливо добровольцы приобретали за свой счёт, а все расходы на доставку, техобслуживание, ремонт и страхование производитель взял на себя.

Суммарный пробег тестовых автомобилей за 27 месяцев составил 1 788 512 км, средний 3-месячный пробег под управлением одного водителя — 8 110 км, максимальный — 22 605 км, чего вряд ли бы удалось достичь на заводском полигоне, да ещё в столь разнообразных условиях.

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Отзывы на Chrysler Turbine Car оказались таковы. Однозначное одобрение получили плавность хода, комфорт в салоне, низкий уровень вибраций и надёжный запуск двигателя в любую погоду. ГТД не глох, не требовал регулярной замены масла и сезонной настройки карбюратора, печка согревала мгновенно. При этом разочаровала вялая динамика 130-сильного мотора, повышенный расход топлива и двухсекундная задержка при трогании с места, поскольку турбине было необходимо время для выхода на нужные обороты. А ещё фоновый реактивный свист в движении, негромкий, но непривычный водительскому уху.

Финал кратковременной карьеры Chrysler Turbine Car оказался печален. Отдавая себе отчёт, что машины с ГТД вряд ли завоюют массовое признание клиентуры, руководство постановило уничтожить опытную партию. Многие из тех испытателей хотели выкупить полюбившиеся машины даже по завышенной цене, но получили категоричный отказ. Тем самым в Chrysler стремились избежать дискредитации турбинного проекта и репутации компании в целом, чтобы созданные с таким трудом ГТД «не попали в руки торговцев автохламом, а кустари не воткнули бы в итальянские кузова 8-цилиндровые моторы».

От шредера удалось спасти десяток машин — в качестве экспонатов для различных музеев. К сожалению, большинство из них было приведено в несамоходное состояние, поскольку компания предварительно демонтировала уникальные компрессоры с оборудованием, без которых запуск ГТД стал невозможным в принципе.

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Три комплектных экземпляра Chrysler оставил себе, из которых один в 2009 году был продан знаменитому телеведущему и коллекционеру машин Джею Лено.

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Не имевший опыта обращения с подобными авто Лено невзначай спалил силовую установку, что позже потребовало значительных организационных и финансовых усилий по её восстановлению, поскольку технологии производства компактных автомобильных ГТД за минувшие полвека были утрачены. К счастью, усилиями многих людей Chrysler Turbine Car вновь оказался на ходу, что и было продемонстрировано в августе 2024 года в рамках пробега Woodward Dream Cruise.

Кстати, обратите внимание на тот самый звук при движении начиная с 7:22:

Комментариев: 3

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    mackonya

    Удивительно не знал что ГТД пробовали на автомобильную платформу ставить, хотя конечно "прожорливость" эта черта таких двигателей…

    Ответить
  • Аватар
    11361219611

    Крайслер потом в военку сбагрил ГТД. Так, на абрамсе, именно этот тип мотора.

    Ответить
  • Аватар
    id17137339

    Самое смешное. Расход быс сопоставим бензиновыми того времени 22 25 литров. Низкая Динамика и высокая цена. Кузов итальянский. Собирали все это в италии. Цена 120 тыс долларов в то время. Что как сейчас 1 млн..
    наработки ушли в абрамс. Ещегрузовики были и поезда. Крайслер на газотурбиновый делал ставки. Тогда топливо стоило копейки.

    Ответить