8952-news-460

Как менялись цены на топливо в 2015 году

Текущий год оказался весьма интересным для казахстанского рынка ГСМ

Текущий год оказался весьма интересным для казахстанского рынка ГСМ. Мы видели и значительное снижение цен, и их рост, а также отмену госрегулирования на самый ходовой бензин и увеличение акцизов.

В конце 2014 года, а точнее 30 декабря, казахстанцам преподнесли весьма неплохой подарок: правительство решило снизить максимальную отпускную стоимость бензина АИ-92 с 115 до 109 тенге за литр. Однако новые ценники на АЗС не продержались и месяца. 22 января 2015 года цены вновь изменились, упав на 4 тенге (105 тенге за литр), а затем ещё на 6 тенге в начале февраля.

Но радость казахстанцев была недолгой. В конце мая, 27-го числа, указом главы Минэнерго цены на ГСМ вновь повысили до 108 тенге за литр. Буквально на следующий день после этого в Сети стали появляться прогнозы различных экспертов, предвещающих к осени возврат дефицита топлива и подорожание 92-го бензина до 140 тенге в связи со вступлением в ВТО. Но несмотря на страшилки, ценники какое-то время держались на прежнем уровне даже после резкого изменения курса валют, произошедшего в августе.

Глобальные изменения свалились на головы автомобилистов 5 сентября, когда вслед за тенге в свободное плавание отправили и цены на АИ-92. Госрегулирование для АИ-80 и ДТ, правда, решили сохранить. Уже на следующий день почти на всех заправках страны красовались новые ценники: от 124 до 129 тенге за литр, что наблюдается и по сей день.

Правда, пессимистичные эксперты снова не умолкают. Причина — постановление правительства о повышении акцизов на бензин и дизтопливо. Согласно документу, с 24 ноября с каждой тонны топлива реализаторы стали отдавать на 6 000 тенге больше, чем раньше, то есть не 4 500 и 5 000 тг (оптовая и розничная продажа солярки и бензина), а 10 500 и 11 000 тг. По прогнозам цена бензина после увеличения акцизного сбора должна была подняться на 5–6 тенге. Однако ценники на заправках, даже несколько недель спустя, не изменились, хотя пессимисты и предрекали казахстанцам чуть ли не двукратное подорожание. По их мнению, из-за совокупности некоторых факторов за литр АИ-92 с водителей должны были начать брать от 180 до 220 тенге.

Стоит отметить, что год пока не закончился и всё ещё могут переиграть. Ведь в 2014-м правительство меняло ценники буквально в последние дни декабря. При этом до сих пор непонятна ситуация с дизельным топливом и бензином АИ-80, которые пока остаются под крылом государства. Цены на них не менялись уже долгое время, хотя курс валют и акцизы должны были повлиять и на эти продукты. В самом Минэнерго не исключают, что к новому году в ведомстве займутся и этим вопросом.