В конце ноября в Алматы состоялась городская экологическая конференция «Чистый воздух города Алматы». Её организаторы, в числе которых была группа гражданской инициативы «Чистый воздух Алматы», с весны 2019 года занимались разработкой программы по очистке алматинского воздушного бассейна, реализовать которую можно за пять лет. Ничего кардинально нового предложено не было, но эти меры широко применяются в мировой практике и явно не найдут поддержки среди части алматинских автомобилистов.
Рекомендации активистов делятся на три основные категории. Первую можно назвать индивидуальной. Тут разработчики предлагают взглянуть в зеркало и посмотреть, что каждый из нас может сделать для улучшения ситуации. Список стандартный: следить за состоянием личного транспорта, а также уменьшить количество и длительность поездок на автомобиле, отдавая приоритет безмоторному транспорту или же общественному. Ну а если ездить всё-таки придётся, то стиль вождения должен быть максимально экологичным. Для этого предлагается посетить курсы эковождения, которые в стране днём с огнём не сыщешь.
Вторая категория находится в ведении местных властей и будет наименее приятна тем, кто привык везде и всегда передвигаться за рулём. Если вы ярый водитель из числа тех, кто не находил себе места от счастья после возврата 80 км/ч на проспекте Аль-Фараби, ВОАД и Саина, то практически всё, что предлагают активисты, будет вызывать жжение пониже спины, даже если это адекватные и нужные меры с точки зрения мирового опыта.
Общественный транспорт и велодвижение
Итак, общественного транспорта в Алматы нужно заметно больше, а сам он должен быть более энергоэффективным или же, другими словами, экологичным, а ещё лучше — сразу электрическим. Чтобы автобусам и троллейбусам было на дорогах комфортно, а пассажиры могли максимально быстро и удобно передвигаться по городу, ездить общественному транспорту лучше по выделенным полосам, включая линию БРТ. Их сеть, соответственно, предлагается расширить, что автоматически означает сужение проезжей части для машин. Рекомендуется не отказываться от идеи с ЛРТ и продолжить развитие метро.
Ещё кусочек дорожного пространства откусят велополосы. Одним из пунктов является дальнейшая пропаганда велосипедного движения и создание соответствующей инфраструктуры. В эту часть плана, к слову, входит разработка полноценных стандартов обустройства велосипедных дорожек на улицах и расширение схем проката велотехники.
Парковки
Тут активисты говорят о необходимости пересадочных стоянок за пределами центра города, на которых автовладельцы смогут бросить машины и уже при помощи общественного транспорта отправиться по своим делам. Также упоминается надобность в разработке программы мониторинга заполненности парковок, введении резидентских разрешений на стоянку и дифференцированном тарифе для центра Алматы. Последняя мера обычно подразумевает увеличенную стоимость для наиболее загруженных участков. К примеру, 100 тенге в час для никому не нужной парковки и 300 тенге в час для отрезка рядом с популярным бизнес-центром.
Зоны с нулевыми выбросами
В целом всё, о чём говорилось выше, либо обсуждалось ранее, либо уже внедряется, но не самыми ударными темпами. А вот предложение о создании зон с нулевыми выбросами, или ZEZ, выглядит достаточно свежо, с одной стороны, и весьма радикально — с другой. Его автомобилисты точно воспримут в штыки.
По определению ZEZ или ZEA — участки города, где запрещается движение любого транспорта с двигателем внутреннего сгорания, но разрешается езда на электромобилях, к примеру. В первую очередь их хотят организовать близ школ.
По мнению руководителя общественного фонда Velofriends Елены Ерзакович, тема хотя и болезненная, но ею надо заниматься, так как выхлопами от машин, ждущих учеников после занятий, дышат сами дети, что негативно сказывается на их здоровье.
Отметим, нигде в мире полноценных ZEZ пока нет. Их только собираются вводить, а расцвет такой практики ожидается с 2025 по 2030 год. Сейчас европейские города работают с менее драконовской мерой в виде зон с низкими выбросами, или LEZ, а также ULEZ, где выбросы ультранизкие. Такая, к примеру, есть в Лондоне.
Принцип работы LEZ аналогичен ZEZ, но только полного запрета на движение транспорта нет. Мера лишь ограничивает доступ на определённые участки неэкологичным машинам либо же вынуждает их владельцев платить специальные взносы за право въезда.
Независимо от того, ZEZ или LEZ выберут проектировщики, необходимо чётко понимать, как контролировать допуск в эти зоны и что делать с жителями близлежащих домов, привыкшими парковать авто возле дома.
Последняя категория мер самая глобальная, так как напрямую зависит от правительства. Разработчики предлагают сконцентрироваться на повышении требований к качеству топлива, задуматься о введении экологических налогов в городах для регулирования автомобилизации и создании льгот для электрического транспорта. Последний пункт, к слову, уже обсуждался, но до реализации дело так и не дошло.
На сегодняшний день всё это пока не является конкретным планом по снижению выбросов в городе Алматы, а лишь набором рекомендаций, который разработчики собираются дополнять дальше. Примут ли его во внимание власти или нет — вопрос открытый.
с машины пересел на автобус я все проклел утром битком вечером битком не зайти не выйти ,ужас ,обратно сел на машину и сказал все в автобус не нагой ,а этих экологов надо посадить на автобусы особенно с области которые в город идут чтоб с пересадками покатались
Переведите ТЭЦ на газ для начала, уберите БаРаньиТропы, верните нормальные левые повороты (которые убрал любитель белок за 500тенге ), чтобы не приходилось нарезать лишних 3-4 квартала и жечь дополнительный бензин, что не лучшим образом сказывается на экологии города. Проведите расследование по застройке города, из-за хаотичной застройки город теперь не продувается, а нынешнее поколение даже понятия такого не слышала, как Роза Ветров… Верните автомобилистам отобранные полосы для самокатов и велосипедов, потому что мы не в Таиланде живем и у нас актуальность использования данного вида транспорта даже не стоит месяца 4 в году. Это же элементарные вещи, которые акимы должны понимать, а руководству страны уже можно понять, что музыкант, да еще и бестолковый ( раз он в музыке никак не пригодился, даже барабанщику палочки приносить) никак не сможет улучшить экологию города, какой смысл был его назначать ? Опять говорю : начните с простого ! Например на Шашкина, чуть выше Тимирязева в парковой зоне построили китайский ресторан. Куда смотрят зеленые партии и Аким города ?
По Розе Ветров у нас было построено 11 «косых домов» в квадрате: Шевченко-Аблай хана- Курмангазы- Панфилова в 1934 году — архитектор Вильгельмзон, в 2006-7 их начали сносить. Сейчас их нет. Земельный участок под ними был и остается лакомым кусочком, потому и начали сносить эти дома, представляющие историческую ценность. Наш город находится как бы в котловине, но наши Отцы города, то бишь акимы, не только про Розу ветров забыли, но и про водоохранные зоны около рек, вдоль которых движется чистый горный воздух. Этот процесс идет и сейчас, строят не только на расстоянии критической близости к реке, но и на самом русле.