Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

Об усовершенствовании своего авто рано или поздно начинает задумываться практически каждый владелец. Запчастей и аксессуаров сегодня, что называется, выше крыши. Но как при всём этом не нарушить закон?

Расспросить, что разрешено сегодня улучшать в автомобилях, а что — нет, мы решили у тех, кто состояние транспортных средств, выезжающих на улицы, контролирует, то есть у самих полицейских. Свои вопросы мы задали заместителю начальника управления Государственной автомобильной инспекции КАП МВД РК Юрию Козлову.

— Предлагаем пройтись по автомобилю, как говорится, сверху донизу. Начнём, пожалуй, с багажника. Нужно ли его регистрировать?

— Багажник, предназначенный для эксплуатации именно с данным типом транспортного средства, в регистрации не нуждается. Это должно быть подтверждено документально заводским сертификатом. Все остальные, в том числе самодельные багажники, обязаны пройти процедуру проверки и оформления переоборудования, так как конструкция их не проходила никаких испытаний.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

— А как быть со съёмными багажниками? Их тоже нужно вписывать в техпаспорт?

— Как правило, вписывают в особые отметки экспедиционные багажники. Их крепят к каркасу кузова, и снятие подобной конструкции довольно затратное занятие. Легкосъёмным багажникам регистрация не нужна. Но опять-таки они должны быть заводского производства либо пройти проверку соответствия в НИИ ТК. При этом документы на багажник лучше возить с собой во избежание всяческих дорожных недоразумений.

Аналогичная ситуация с фаркопом. Если техническая документация транспортного средства предусматривает буксировку прицепа (не каждое ТС для этого предназначено), у авто будут в наличии специальные крепления для установки фаркопа. Соответственно, никаких дополнительных разрешений на фаркоп не требуется. Но наши люди «творческие» и частенько пытаются совместить несовместимое. Им придётся «чужой» или кустарный фаркоп узаконивать, обратившись за разрешением в отдел технической инспекции департамента полиции по месту жительства (ОДТИ). У новых машин паспорт изделия имеется, и все допуски, в том числе фаркоп, там прописываются.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

— Но если машина взята с рук, причём сразу с фаркопом? Ранее за него никто не гонял, а теперь вдруг патрульные начали. Что делать? Как узнать, разрешён ли фаркоп для этой марки и модели?

— Брать б/у авто с разного рода усовершенствованиями можно только на свой страх и риск. Чаще всего изменения в конструкцию в них делались кустарным способом, без учёта технических характеристик. К примеру, тот же багажник, изготовленный в домашних условиях, может выглядеть как заводской. Но при его производстве был использован иной вид стали. Какая получилась грузоподъёмность, не знает никто. Также неизвестно, как поведут себя крепления подобного багажника при движении с полной нагрузкой.

— Можно ли как-то выяснить, разрешён ли фаркоп на том или ином старом авто?

— Есть Интернет, есть руководства по эксплуатации. Там всё указывается. Достаточно немного напрячься и поискать. Единственное, что без проверки и регистрации нельзя ставить даже на машины, где фаркоп предусмотрен, — фаркопы кустарного производства. Отличить такие устройства от заводских можно даже визуально. К заводским фаркопам у сотрудников полиции вопросов возникнуть не должно. А если они превысят свои полномочия, нужно жаловаться руководству.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

— А как быть с кенгурятником? Это сегодня больная тема.

— У нас есть технический регламент, в котором говорится, что всё, что было ввезено в ЕАЭС и зарегистрировано до 1 января 2014 года, может ездить беспрепятственно. Это касается, к примеру, Mitsubishi Pajero 2, старых Nissan Terrano, Toyota Surf, Prado 90-х — начала 2000-х годов выпуска и т. д. На них, как правило, ставились кенгурятники промышленного изготовления, хотя и разной конфигурации. Сегодня вопрос по таким авто закрыт: ввезённые до 2014 года могут ездить с кенгурятниками свободно. Вписывать в техпаспорт кенгурятники нет необходимости. Установка кенгурятников, дуг и любых других конструкций, выступающих за габариты транспортного средства, на машинах, ввезённых после 1 января 2014 года, категорически запрещена. Ту же дугу можно устанавливать на новых авто только снизу, и при этом она не должна выступать за проекцию бампера.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

— Шноркель регистрируем? О нём водители также часто спрашивают.

— Шноркель? Если он конструктивно предусмотрен заводом-изготовителем, вопросов нет. Для самостоятельной установки нужно пройти проверку и регистрацию.

— Требование касается даже фирменных шноркелей, к примеру фирмы ARB, изготавливаемых специально под разные марки и модели авто?

— А кто их устанавливает, вы знаете? Это ведь изменения в систему питания двигателя. Где гарантия, что на СТО всё сделают профессионально? К тому же шноркель влияет на обзор с места водителя. Так что правильность его установки крайне важна.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

— Если уж заговорили о системе питания, как быть с ГБО или увеличением/снижением мощности двигателя?

— Конструкционные изменения, та же установка ГБО или переделка системы питания, требуют прохождения экспертизы и регистрации. К сожалению, некоторые наши водители уверены, что можно поставить газ в авто и забыть о нём. В то время как ГБО обязательно должно проходить необходимое плановое техническое обслуживание, те же патрубки, расходники необходимо менять, течеискатели — проверять, в общем, оборудованию нужен уход.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

Кстати, по новому стандарту, вступившему в силу в июле 2019 года, владельцы машин с ГБО должны ежегодно проходить проверку оборудования в специальных сертифицированных центрах. Без отметки о проверке техосмотр они не пройдут. Подобных учреждений в стране пока мало, но работа в этом направлении ведётся. Комитет стандартизации их регистрирует.

— А изменение мощности? Какие допуски есть по изменению? На сколько сейчас разрешено повышать или понижать мощность?

— Для узаконения изменения объёма двигателя необходимо получить разрешение завода-изготовителя либо отдела дорожно-технической инспекции. Для этого нужно обратиться с управление адмполиции по месту регистрации авто.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

По стандарту замена бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей на моторы другой модели возможна, только если новый ДВС будет слабее не более чем на 15 % или мощнее не более чем на 25 %, чем прежний. При необходимости разрешается заменить и бензиновый двигатель на дизельный, но только если показатели после установки увеличатся или уменьшатся не более чем на 20 %. А в случае замены дизельных на бензиновые — на 40 % при повышении мощности и на 10 % — при понижении.

Резюмируем

  1. Багажник разрешён заводской. Кустарный — только прошедший испытания, с документами.
  2. Не нуждаются в регистрации багажники, изготовленные автопроизводителем для своих машин, к примеру тойотовский для «тойот».
  3. Силовые от чужих марок и моделей регистрировать обязательно.
  4. Легкосъёмные не нужно. Но они опять-таки должны быть заводскими.
  5. Фаркоп разрешён только заводской.
  6. Если установка фаркопа предусмотрена автопроизводителем, регистрация не нужна.
  7. Если фаркоп изначально не предусмотрен, даже заводской нужно регистрировать.
  8. Кенгурятник — только на машинах старше 2014 года.
  9. Шноркели, не предусмотренные заводом, — только с разрешением и регистрацией.
  10. ГБО — только после экспертизы и регистрации.
  11. Изменение мощности — только с разрешения, не больше и не меньше, указанных в стандарте. Обязательна проверка соответствия и регистрация.

— Перейдём к дополнительному освещению. Что разрешено сегодня из тюнинга оптики, а что — нет?

— Всё, что ставится ниже уровня фар, получения разрешения и регистрации не требует (при условии, что это не кустарщина). Всё, что хоть немного выше фар, нужно регистрировать.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

— Но в России разрешили дополнительное освещение закрывать. К примеру, те же люстры на багажнике.

— В России заставляют регистрировать всё, даже свет, прошедший оценку соответствия. У нас же, в Казахстане, с этим чуть попроще, но только в случае установки какого-то навесного допоборудования.

— Больная тема — дневные ходовые огни.

— По ДХО можно сказать следующее: если их установка предусматривается заводом-изготовителем — никаких проблем! Для авто той же марки и модели можно заменить, например, блок-фары обычные на фары с ДХО. Установка же всяческих диодных лент внутри, снаружи фар или на бампере вовсе запрещена. Во-первых, неизвестно, насколько ярко подобные огни светят. А во-вторых, это может привести к пожару. По закону без согласования возможна только установка заводских ДХО, предназначенных конкретно для определённой марки и модели. Всё остальное — только после оформления. Для этого нужно обратиться с заявлением в ОДТИ, получить разрешение, установить приборы, пройти проверку на правильность установки, интенсивность, цвет свечения и т. д. и внести изменения в техпаспорт.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

— Разрешена ли сегодня подсветка днища?

— Мы против подобного тюнинга. С одной стороны, он вроде бы никому не мешает, с другой — это всё-таки дополнительная электрическая цепь, работающая в агрессивной среде. По факту получается мина замедленного действия: когда проводка коротнёт и чем это может закончиться, не знает никто. Патрульные должны запрещать эксплуатацию подобных авто, пока подсветку не снимут.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

— А как быть с заменой фар на световые приборы от других марок?

— Она возможна только на автомобилях, снятых с производства. Причём по закону замена (установка) устройств освещения и световой сигнализации или внесение изменений в их конструкцию, включая изменение класса источников света в фарах, будет считаться переоборудованием и, соответственно, требовать получения разрешения и регистрации.

Резюмируем

  1. Дополнительный свет, устанавливаемый ниже уровня фар, регистрировать не нужно, выше — должен пройти проверку и быть вписан в техпаспорт.
  2. ДХО — только заводские.
  3. «Чужие» ДХО — после проверки и регистрации.
  4. Диодные ленты запрещены.
  5. Подсветка днища запрещена.
  6. Замена фар — только на старых авто. Проверка и регистрация обязательны.

— Как обстоят дела с занижением подвески или, наоборот, подъёмом?

— Занижение, как и лифт, в общем, всё, что касается ходовой, — обязательно по согласованию.

— Даже установка проставок?

— Устанавливая проставки или убирая пару колец с пружины, автовладельцы меняют характеристики: жёсткость, центр тяжести и т. д. Всё это сказывается на управляемости транспортного средства и должно проходить через предварительную экспертизу и протокол проверки.

— А шины другого диаметра?

— Как правило, заводы-изготовители предусматривают разбег размеров колёс. К примеру, от 13 до 15 дюймов. Всё, что больше или меньше, нужно согласовывать. Проверить, те ли шины стоят на авто, патрульные могут, открыв переднюю дверь и посмотрев на бирку с рекомендуемыми заводом размерами. Хотите сменить колёса на большие или маленькие, пишете заявление, мы рассмотрим его и отправим на предварительную техническую экспертизу. Получите одобрение и пройдёте успешно протокол безопасности — пожалуйста, ставьте! В техпаспорт изменения внесут. Но следует помнить, что с подобной записью в особых отметках уже нельзя будет ездить на штатных шинах. Для этого придётся проходить обратную процедуру.

Переоборудование. Что можно ставить, а что – нет

— Разрешена ли сегодня установка или снятие сидений?

— Установка сидений, не предусмотренных конструкцией, запрещена. Демонтаж разрешён только легкосъёмных. Всё остальное согласовывается, вносятся изменения в техпаспорт. Разово снять сиденья в легковом авто можно, к примеру чтобы перевезти тот же шкаф. Но для продолжительной эксплуатации в подобном режиме нужна регистрация. При разовой перевозке груза со снятыми сиденьями у патрульных вопросов обычно не возникает. Но если вы хотите использовать такое авто в коммерческих целях, превратив его, по сути, в малотоннажный грузовичок, нужно соблюсти ряд условий. В частности, установить перегородку между грузовым и пассажирским отсеком, пройти экспертизу и т. д.

— Нас периодически спрашивают читатели, можно ли переделать пассажирскую «Газель» на бортовую?

— Можно, но это будет считаться переоборудованием, для которого потребуется получить разрешение и пройти техническую экспертизу.

— Можно ли по кузову ставить детали от более новых или старых моделей авто, например крылья, крышка капота и т. д.?

— Если при внесении изменений в конструкцию используются новые или, наоборот, старые составные части или предметы оборудования (например, при изготовлении так называемых маскл-каров с новой начинкой и «пожилой» внешностью), перед началом работ нужно получить разрешение ОДТИ, экспертов НИИ ТК, а после — пройти проверку на правильность установки.

Резюмируем

  1. Любые изменения в подвеске (лифт, проставки, занижение) — разрешение, одобрение и регистрация в СРТС.
  2. Шины другого диаметра — регистрация.
  3. Замена кузова, снятие стационарных сидений — получение разрешения и регистрация, а для установки более новых деталей кузова ещё и сертификаты или декларации от официалов.

Более подробно требования к автомобилям, находящимся в эксплуатации, и их переоборудованию изложены в Приложениях 8 и 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», а также в стандарте СТ РК 1418-2018 «Автомототранспортные средства. Внесение изменений в конструкцию. Общие положения и технические требования».

Удачи на дорогах!

Комментариев: 74

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Юрий

    Про пороги ничего не сказано.

    Ответить
  • Аватар
    Di

    Добрый день.
    если фургон, каблук, типо Рено Кангу, переделать в холодильник/рефрижератор, для этого нужно получать разрешение?
    если да, как это сделать.7

    Ответить
  • Аватар
    025

    Смешно (техническую экспертизу) пройти у нас в Казахстане и даже НИИ у нас есть )))

    Ответить
  • Аватар
    Messerschmitt

    Да-а-а, а дома все по-старому… нет, здесь, за океаном, тоже дурдома предостаточно, но в плане переоборудования все вполне адекватно. Что интересно, главный головняк в этом случае не менты, а страховая…

    P.S. Жду не дождусь, когда в Ату приеду и в случае остановки ZhoПоКопами просто отдам им свои канадские права: «Подавитесь, не жалко, утерю оформить не проблема…» Глупо и смешно, но отказать себе в таком удовольствии наверное не смогу 🙂

    Ответить
  • Аватар
    AS

    Да. Весело живем, на словах вроде как об общей безопасности заботятся, а на деле еще ни разу не видел и не слышал что бы все это вело не только к одному к сбору наличности с автовладельца, как в виде штрафа, так и в виде хабара, ничего не меняется, когда то может изменится а? Ну по человечески будет возможность ставить что положено и будут действительно следить за общественной и личной безопасностью. Например почему бы просто мастеров по установке ГБО плохого качества пресечь, а не проверять каждого отдельного автовладельца на качество ГБО? Сделать субсидирование в нужные сферы бизнеса и производства тех же багажников и ходовых огней, фаркопов? Ведь правда сложно бывает найти что то, стоит много или еще что то. А то выходит деньги собираются а изменений каких то на эти деньги не видно. Налоги, страховки, ТО, штрафы, разтаможки, прочие платежи в бюджет и «на лапы» от автовладельцев, а какой выхлоп? Где результаты? Уже дороги делают платными, делайте, пусть эти дороги будут служить нам качеством, пусть все за что оплачено служит качеством плательщику, а не только сборщикам.

    Ответить
  • Аватар
    Raybach

    А как на счет того, что на старых авто при включенном ближнем свете фар вместо ДХО и при долгой эксплуатации в течении дня , начинает в фаре плавиться колодка подключения лампочки ?

    Ответить
  • Аватар
    Александр

    интересно,а две палки привязанные поперёк к рейлингам — это багажник?

    Ответить
  • Аватар
    Alexander

    создалось впечатление, что статья описывает мнение человека оторванного от жизни и не понимающего сути вопросов. Вроде сначала хорошо начал — двигатель не более 25% и не менее 10% по мощности — СУПЕР это нормальный технический язык — ЕСТЬ ДОПУСК в пределах которого надо и рассматривать. А вот дальше поплыл — вопрос про размер шин — ответ про размер колес, хотя сам говорит о размее дисков для колеса….., захотелось низко или высокопрофильные шины или диски понравились — в ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ — БРЕД!!!! занижение или лифт — а, что он скажет про то как со временем просели пружины на 1 см например — что опять в переоборудование?…. и все так по тексту. Световые приборы все что ниже основных фар не надо регистрировать а вот выше надо — не согласен, низко установленные некоторые «туманки» слепят достаточно и не хуже люстры на крыше. Световые приборы — ГОСТы описывают Внешние световые приборы которые ДОЛЖНЫ быть установлены на заводе на автомобиль!!! И если внимательно читать, — то понимаешь, что это требования для вновь выпускаемых автомобилей!!, и как это должно быть минимум и максимум, что бы четко различать транспортное средство в темноте, в потоке, чтобы было создано минимально необходимое освещение пути, информативность, и не путать машины и велосипеды и мотоциклы. Или что за слово такое «кустарщина»? Может лучше применить технический термин как — некачественное изделие. Но как инспектор может определить на дороге качественное оно или нет….. (картинка Российская машинка с фаркопом). Может владельцу нравится подобный дизайн и он его сам себе сделал., это не ваше дело , на техосмотре пусть проверяют если надо! нечего предвзято относится. Сожалею, что представители с подобным пониманием находятся в Экспертах да и еще на службе !!!!

    Ответить
  • Аватар
    Azik

    А led можно ставить в туманниках?

    Ответить
    • Аватар
      Серёга   Azik

      лампочки точно нет! есть туманки уже готовые лед сал ман поставил такие качесто огонь обули не давно за них меня сейчас ваюю

      Ответить
  • Аватар
    id16987918

    По поводу подсветки днища написали «это всё-таки дополнительная электрическая цепь, работающая в агрессивной среде. По факту получается мина замедленного действия», вы сами понимаете что вы несете? По факту тогда и новая магнитола, и сигнализация, и зарядка для телефона с прикуривателя — тоже новая цепь. Давайте все запретим тогда…

    Ответить
  • Аватар
    Rr

    А можно ли ставить черное ведерко на крышу ? Если нет , то к какому нарушению это относиться ??

    Ответить
  • Аватар
    id13850408

    А на сюрф лобовои дефлектор

    Ответить
  • Аватар
    Image

    а если старый кузов 200 сотки на рестайл поменять, это переоборудование? что там, что тут 200сотка же.

    Ответить
  • Аватар
    Серёга

    очень сырая статья где ссылки где законы где пояснения это просто кто то придумал и написал что ли

    Ответить