Когда загорятся эти лампы на приборке, глушите машину

Что означают те или иные пиктограммы для водителя? К сожалению, диагноз бывает страшный. Какие можно игнорировать, а какие — нет?

Приборная панель автомобиля — универсальное средство контроля за его состоянием. Отследить по индикаторам на приборке можно не только скорость, пробег, остаток топлива в баке, но и другие важные параметры. На современных машинах с графическими дисплеями неисправность выводится на приборку не только пиктограммой, но и текстовыми сообщениями.

На автомобилях постарше (а их у нас большинство) и/или подешевле за всё отвечают контрольные лампы, и зачастую с первого раза непонятно, что они обозначают. Давайте разберёмся, когда можно продолжить движение, а когда срочно остановиться и отправить машину в сервис!

Красные пиктограммы самые опасные

Они говорят о критической неисправности или проблеме, с которой продолжать движение может быть опасно как для автомобиля, так и для водителя с пассажирами. А если и можно, то только до ближайшего сервиса. Тянуть точно не стоит.

Красная маслёнка предупреждает, что давления в системе смазки двигателя критически мало.
Что делать? Если индикатор моргает при поворотах, в начале движения и при торможении, то уровень масла низок. Как правило, щуп уже сухой, нужен срочный долив. Если горит постоянно, то скорее всего отказал насос. Срочно глушите двигатель! Дальше только на эвакуаторе.
У этой пиктограммы два значения: 1. Машина удерживается стояночным тормозом. 2. Внимание, низкий уровень тормозной жидкости!
Сильный износ колодок, кстати, тоже может вызвать включение индикатора.
Что делать? Если лампа то и дело моргает в движении, необходимо долить жидкость, пока в систему при повороте не попал воздух. Если загорелась и не гаснет, готовьтесь к худшему — возможно, произошла разгерметизация системы и у вас уже нет тормозов. Педаль тормоза в таком случае становится мягкой, проваливается. Готовьтесь к аварийной остановке: тормозите двигателем, переключаясь на пониженные передачи, и поднимайте ручник после снижения скорости. Дальше ехать нельзя, только на эвакуаторе.
Уровень жидкости в тормозной системе ниже допустимого. Отдельный индикатор под это сообщение вывели сравнительно недавно. Причины и действия те же, что и с пиктограммой выше.
Машина удерживается стояночным тормозом. Отдельный индикатор под ручник встречается на современных машинах.
Индикатор с красной аккумуляторной батареей говорит об отсутствии зарядки от генератора (он скончался или оборвался ремень), а также о неполадках в электросети контура генератор — аккумулятор.
Что делать? На аккумуляторе машина долго не протянет. Постепенно начнут выключаться бортовые приборы, гаснуть фары, а следом начнутся перебои с питанием двигателя и машина заглохнет. Пока ещё есть заряд, выключайте лишние потребители (музыку и климат-контроль) и спешите к электрикам.
«Поплавок» (или градусник) сигнализирует о повышенной температуре охлаждающей жидкости. Причины разные — от недостатка антифриза до выхода из строя помпы.
Что делать? Глушить мотор, т. к. это может привести к его перегреву. Последствия не самые приятные. Двигаться на машине можно, но нужно остудить мотор и после следить за температурой.
Индикатор встречается в машинах с автоматическими трансмиссиями и говорит о перегреве жидкости в коробке. К примеру, при движении по бездорожью внатяг на низкой скорости или при пробуксовке колёс.
Что делать? Остановитесь и подождите, пока коробка остынет.
Красная шестерёнка сигнализирует о неисправности трансмиссии.
Что делать? Проблем может быть несколько, и стоит проехать на сервис, пока система не переключила агрегат в аварийный режим. Мы бы рекомендовали отправить машину на СТО на эвакуаторе, чтобы снизить нагрузку на неисправные механизмы в коробке.
Контрольная лампа в виде руля с восклицательным знаком сигнализирует о неисправности гидро- или электроусилителя рулевого управления.
Что делать? Без усилителя ездить можно, хотя в случае с большими автомобилями (кроссоверы, вэны, внедорожники) на месте повернуть колёса получится только у мускулистых водителей. В любом случае — ехать на сервис.
Неисправности в системе подушек безопасности. Причин может быть несколько.
Что делать? Если вам небезразлична безопасность собственная и пассажиров, то надо проехать на компьютерную диагностику и понять, что именно не работает.
Сигнализирует о непристёгнутых ремнях безопасности.
Что делать? Пристегните ремни!
«Мозгам» автомобиля не удаётся связаться с электронным ключом. Иногда сопровождается звуковым зуммером.
Что делать? Достать ключ из кармана или сумки, поднести его к считывающему устройству. Их чаще размещают у рулевой колонки или в нижней части приборной панели.
Не полностью закрыты или открыты двери, крышка багажника. На некоторых автомобилях сигнализатор сообщает и об открытом капоте.

Оранжевые или жёлтые — тоже важные

Предупреждают о менее критических проблемах и как бы намекают, что следует заглянуть под капот, назначить визит в сервис или же просто призывают к внимательности.

Индикатор загорается при включении зажигания и после запуска двигателя должен погаснуть. Если нет, то говорит о наличии проблем или ошибок.
Что делать? Ездить можно, но лучше определить неисправность как можно скорее. Поможет диагностический сканер.
Указывает на предельный износ тормозных колодок.
Что делать? Менять колодки не откладывая до выходных.
Отключена принудительно или неисправна антиблокировочная система тормозов.
Что делать? Тормоза в данном случае работоспособны, ездить можно, но ABS не функционирует. Мы рекомендуем отремонтировать систему на специализированном сервисе.
Индикаторы говорят о выключении систем стабилизации или их неисправности.
Что делать? Система стабилизации помогает удержать машину в случае резкого маневрирования или поворота на высокой скорости. Ездить можно, но мы рекомендуем отремонтировать систему.
Давление в шинах ниже рекомендуемого значения.
Что делать? Один из датчиков, который часто глючит. Но проверять давление в колёсах нужно всегда, поэтому даже когда он загорится, лучше перестраховаться.
Перегрев или неисправность катализатора в выпускной системе автомобиля.
Что делать? Исправить ситуацию поможет только диагностика и последующий ремонт.
Сигнал владельцу автомобиля, что пришло время планового технического обслуживания.
Сигнализирует о недостаточном уровне охлаждающей жидкости.
Что делать? Долить антифриз, чтобы исключить дальнейший перегрев мотора. Проверить, нет ли течи у системы охлаждения.
Фильтр макрочастиц в системе выхлопа дизельного автомобиля, более известный как сажевый, требует замены.
Встречается только на дизельных авто и сигнализирует, что включены свечи накала.
Что делать? Дождаться, пока «спиралька» потухнет, и только после этого запускать двигатель.
Предупреждает о наличии воды в дизельном топливе. Может указывать и на необходимость сервисного обслуживания системы очистки топлива.
Лампы в фонарях или фарах требуют замены. Очень удобный индикатор, если имеется в автомобиле. Помогает узнать, что не работает один из стоп-сигналов, к примеру.
Неполадки в системе автоматической регулировки угла наклона света фар.
Включены задние противотуманные фонари. Если горит этот значок, а за окном хорошая погода, то ничего хорошего другие водители о вас не думают. Выключайте фонари, они сильно слепят.
Низкий уровень топлива в баке. Пора на заправку. На некоторых авто с момента включения индикации можно проехать до 150 км.
Низкий уровень жидкости в бачке стеклоомывателя стёкол, фар.
Включён обогрев заднего стекла.
Не на всех автомобилях обогрев отключается автоматически. Как только стекло оттаяло (или отпотело), стоит выключить обогрев.
Встречается на автомобилях с карбюраторным мотором. Загорается, как только вы открываете воздушную заслонку. В момент прогрева двигателя, к примеру.
Что делать? Закрыть подсос после выравнивания оборотов двигателя или прогрева. Открытая заслонка увеличивает расход топлива.

Контрольные индикаторы, показанные в материале, являются типовыми и самыми распространёнными. Имейте ввиду, что некоторые производители могут использовать собственные обозначения.