Бронированный Mercedes-Benz 540K: долгое эхо пражских выстрелов

История о том, как покушение на рейхспротектора Богемии и Моравии вынудило «спортсменов» 540К надеть бронежилеты.

Всё началось утром 27 мая 1942 года, когда группа вооружённых чешских диверсантов атаковала обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, когда тот беспечно ехал по центру Праги в автомобиле с откидным верхом без какого-либо сопровождения. Значение наделавшей много шума акции трудно переоценить, ведь погибший был не только нацистским наместником в бывшей Чехии, но также являлся шефом РСХА — Главного управления имперской безопасности и был архитектором так называемого окончательного решения еврейского вопроса (если не смотрели, два х/ф по теме: «Заговор» (2001 г.) и «Антропоид» (2016 г.), всячески рекомендую).

Гейдрих и его расстрелянный «мерседес»

Потрясённый убийством соратника, Адольф Гитлер поручил подвергнуть ревизии и обновить парк правительственных машин. Программа защиты получила название Aktion Protection (Panzer — в некоторых источниках). Исполнителем стал главный поставщик легковых автомобилей для верхушки рейха концерн Daimler-Benz. Работы шли быстро, и летом того же года появились первые результаты.

Утверждённые установки Aktion P предусматривали дополнительный тираж флагманской модели Mercedes-Benz 770K, чьё производство свернули на следующий год после начала войны в Европе. Явочным порядком довыпустили ещё два с лишком десятка «фюрервагенов»: 10 пульман-лимузинов, 11 кабриолет-лимузинов и два седана. Но имевшееся в распоряжении число этих огромных и затратных машин было слишком ограниченно, и поэтому программа бронирования включила в себя более компактный и массовый (419 ед., 1936–1940 гг.) кабриолет Mercedes-Benz 540K, пожалуй самое знаменитое детище шеф-конструктора концерна Макса Зайлера.

Получивший всемирную известность ещё в тридцатые годы, престижный, оснащённый турбокомпрессором «540-й» пользовался репутацией великосветского повесы, ибо позволить его себе могли лишь весьма обеспеченные граждане. В Германии новый автомобиль стоил от 22 до 28 тыс. рейхсмарок (дешёвый Opel можно было купить менее чем за две тысячи), а будучи экспортированным в США, — 12 тыс. долларов, что было вдвое дороже самых дорогих американских лимузинов тех лет: Cadillac V16 и Packard Twelve.

Концерн располагал всего двумя свободными экземплярами «540-го», в придачу к ним ещё 18 было реквизировано. Все мобилизованные «спортсмены» отправились в ремонтный цех в штутгартском Унтертюркхайме, где с них безжалостно сняли элегантные открытые кузова (преимущественно разновидностей Cabriolet-A и Cabriolet-B), водрузив взамен закрытые двухдверные, лаконичного и более утилитарного дизайна.

Новые корпуса изготавливались на кузовном заводе в Зиндельфингене. За тонкой оболочкой из алюминия (считалось, что эта мера позволит избежать прилипания магнитных мин) скрывались 4.6-миллиметровые бронеплиты из крупповской стали. Некоторые экземпляры, например тот, что был доставлен рейхсминистру пропаганды Йозефу Геббельсу, имели двойную бронезащиту боковин — до 8 мм. Толщина пятислойных бронестёкол варьировалась от 30 до 35 мм. Привычные подножки сменились едва выступавшими скруглёнными уступчатыми юбками, чтобы нападающий в случае чего не мог вскочить на них.

Восьмицилиндровый двигатель «540-го» форсировать не стали, поскольку штатных 180 л. с. для перемещения потяжелевшей с двух до трёх с лишком тонн машины посчитали достаточным. Независимая подвеска на пружинах и гидравлические тормоза с усилителем на всех колёсах остались без изменений, но шины, разумеется, поставили пуленепробиваемые.

Удивительно, но столь редкий автомобиль ухитрился засветиться в художественном кино, а именно в спилберговском «Списке Шиндлера»

Результаты опытных стрельб из автоматического оружия по тестовому экземпляру MB Aktion P 540K на полигоне в Боблингене в сентябре 1942 года были признаны успешными, и машины сразу же стали поступать к своим подопечным. Часть бронированных «540-х» делегировали в Берлин и Мюнхен, в гаражи рейхсканцелярии и соответствующих ведомств, остальные отправились служить на окраины нацистской империи.

Восстановленный список с номерами шасси/двигателя и именами хозяев выглядит так:

  • 408 427 — Йозеф Геббельс, рейхсминистр пропаганды
  • 408 400 — Ганс Франк, наместник Польши
  • 408 428 — Альфред Розенберг, рейхсминистр Восточных земель
  • 408 405 — гараж рейхсканцелярии в Берлине
  • 408 382 — Йозеф Тербовен, наместник Норвегии
  • 189 423 — Герберт Бакке, рейхсминистр продовольствия и с/х
  • 189 412 — Артур Грейзер, наместник Вартеланда (Западная Польша)
  • 408 417 — Карл Франк, наместник Богемии и Моравии (Чехия)
  • 408 390 — Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС
  • 408 367 — Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС
  • 408 372 — Эрих Кох, рейхскомиссар Украины
  • 408 418 — гараж управления НСДАП в Мюнхене
  • 408 359 — Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружений
  • 408 378 — Отто Абец, посол в Париже
  • 408 362 — Александр Лёр, главком войсками на Балканах
  • 408 398 — Эрнст Кальтенбруннер, шеф Главного управления имперской безопасности
  • 408 387 — Артур Зейсс-Инкварт, наместник Голландии
  • 408 366 — гараж управления НСДАП в Мюнхене
  • 408 377 — гараж рейхсканцелярии в Берлине
  • 408 373 — гараж управления НСДАП в Мюнхене

Война и последующий передел захваченного имущества разбросали «панцер-мерседесы» по всему свету. Судьба уцелевших машин заслуживает отдельного рассказа.

Трофейный MB Aktion P 540K на изучении в военном НИИИ-21 в Бронницах. За ним виднеется лендлизовский грузовичок Chevrolet

В частности, на Mercedes-Benz Aktion P 540K с номерным знаком Pol-12 германский наместник в Богемии и Моравии Карл Франк 9 мая 1945 года удрал из Праги на запад навстречу американским войскам, наивно полагая, что те к нему будут более снисходительны, чем сами чехи или наступавшие советские солдаты. Бегство не спасло: союзники этапировали Франка чехословацким властям, которые осудили и казнили его в 1946 году.

Что же касается его «мерседеса», то летом он был вручён американским капралом Рональдом Паркером мэру Праги Петру Зенклу. Однако после войны никто из чехов не пожелал ездить на машине военного преступника, и автомобиль отправился в недра гаража Министерства внутренних дел, а с 1955 года стал частью коллекции Национального технического музея ЧССР.

Интересно, что аусвайс Франка, так называемый Kraftfahrzeugschein, а также водительские права и автомобильная книжка были переданы чешским музейщикам много лет спустя, а именно в 2012 году, родными того самого капрала Паркера — если в 1945-м эти бумаги никого не интересовали, то теперь они важный исторический документ.

До сегодняшнего дня дожили три полностью комплектных фабрично забронированных Mercedes-Benz Aktion P 540K с номерами 408 400, 408 417 и 408 372, то есть машины германских наместников в оккупированных Чехии, Польше и Украине

В 1992 году в Прибалтике опытный охотник за авторедкостями нашёл останки четвёртого экземпляра #408377. Неброский броневик в штатском был конфискован советскими бойцами весной 1945 года и отправлен в СССР со множеством других машин. Перипетии его скитаний в послевоенный период остаются в тайне, известно лишь, что в 1976-м машина очутилась в Эстонии.


В начале 1980-х очередной обладатель разобрал «мерседес», раскидав его части по шести амбарам на своей ферме из страха, что авто у него угонят.

Последний советский владелец Mercedes-Benz Aktion P 540K не пожелал расставаться со ржавым наследием за банальные деньги, но согласился обменять его на образование для своей дочери в США. В итоге куски машины были перевезены в Финляндию, а затем за океан, где, пролежав ещё пару десятков лет, были проданы на аукционе в 2014 году за 765 609 долларов.

Комментариев: 4

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.