1886-articles-650

Что творится с казахстанским автопромом и куда это приведёт

Сегодня завод «АЗИЯ АВТО» совсем не похож на себя трёхлетней давности. Кризис. Но завод не стоит и не пустует, в цехах кипит жизнь. Просто другая жизнь. Место современных легковушек и кроссоверов Kia, Chevrolet и Škoda занято российской «Ладой». Ситуация с заводом в Усть-Каменогорске лучше всего иллюстрирует то, что происходит с отечественным автопромом: изменись или умри.

Сегодня завод «АЗИЯ АВТО» совсем не похож на себя трёхлетней давности. Кризис. Но завод не стоит и не пустует, в цехах кипит жизнь. Просто другая жизнь. Место современных легковушек и кроссоверов Kia, Chevrolet и Škoda занято российской «Ладой». Ситуация с заводом в Усть-Каменогорске лучше всего иллюстрирует то, что происходит с отечественным автопромом: изменись или умри.

2016 год был тяжёлым для всех, по итогам 12 месяцев лишь несколько марок смогли увеличить продажи. Большинство же компаний находятся в глубоком минусе, вынуждены закрывать салоны, выводить с рынка модели и всячески сокращать расходы. Произведённые в Казахстане машины и раньше-то не особо жаловали, а в кризис покупатели окончательно отвернулись от нескольких марок. На первых позициях антирейтинга продаж, собираемые в РК SsangYong, Geely и​ Chevrolet.

Собранные в Казахстане Geely оказались одним из самых непопулярных среди китайских брендов, за год продано менее 500 машин

Как продавались отечественные машины в 2016-м?

Несмотря на проблемы, авто с пометкой «Қазақстанда жасалған» продавались относительно неплохо. Данные производителей, как всегда, несколько разнятся, речь идёт о 12.2–12.5 тысячи машин за 2016 год. Это на треть меньше, чем в прошлом году, но импортируемые авто продавались ещё хуже, так что доля продаж машин локальной сборки по сравнению с 2015 годом даже выросла. Обратная сторона медали — сокращение объёмов производства. Часть проданных в 2016 году машин была собрана в 2015-м, а то и в 2014 году, поэтому де-факто выпущено было около 11 тысяч машин, включая грузовые авто и автобусы.

Директор завода «АЗИЯ АВТО» Ерик Сагымбаев рассказал, что в 2016 году компания распродавала машины Kia, Škoda и Chevrolet, собранные в 2015 году. Полагаем, что похожая ситуация и с продукцией костанайского завода, где собирают SsangYong, Peugeot, Toyota, Hyundai, Geely и JAC. Разве что появившиеся недавно китайские машины были свежими.

Как проблему будут решать?

В Усть-Каменогорске проблему стали решать радикально — переключились на автомобили LADA и сосредоточились на запуске производства всего модельного ряда российской марки. Что-то похожее происходит и на заводе «СарыаркаАвтоПром»: в 2017 году в Костанае будут собирать три модели узбекской марки Ravon. Они могут составить конкуренцию «ладам».

Запустить сборку новых моделей не так-то просто. Поставить мотор, прикрутить колёса и повесить двери, после чего завести и отогнать в шоу-рум — видимая часть айсберга. Для поставки машинокомплектов зачастую приходится перенастраивать конвейеры тех заводов, где машину производят, на выпуск полуфабрикатов.

С этой проблемой столкнулись в Усть-Каменогорске. Заводы АВТОВАЗа в Тольятти и Ижевске (там производится Vesta) не умели готовить машинокомплекты. Процесс отладки занял несколько месяцев и привёл к тому, что «лады» в Казахстане были в дефиците, а на первое место по продажам вышла Toyota. Такая же проблема может возникнуть в Костанае с маркой Ravon — узбекский завод в Асаке раньше никогда не выпускал машинокомплекты.

Машинокомплект — это кузов с частично собранным салоном и двигатель, трансмиссия и колёса

В целом же на заводе «СарыаркаАвтоПром» всё развивается по схожему сценарию: на конвейере появляются машины новых брендов, Hyundai обзаводится новыми моделями локальной сборки, но и от не востребованных в Казахстане моделей SsangYong и Peugeot пока не отказываются. Разве что начало сборки китайских машин JAC и Geely в Костанае себя не оправдало. Не хотят казахстанцы покупать «китайцев», да и с выбором брендов промашка вышла, импортируемые из России Lifan с гораздо более скромным модельным рядом продаются лучше.

Что мы потеряем, а что приобретём? Оптимизацию!

Ни в одном цехе завода «АЗИЯ АВТО» я во время своего визита не нашёл ни одной иномарки, ни собранной, ни в виде машинокомплекта. Можно подумать, что корейские и чешские авто тут выпускать больше не будут. Это не так, хотя модельную линейку пересматривают оба завода. В Усть-Каменогорске прекратят сборку однообъёмников Chevrolet Orlando и Kia Carens, семейство Kia c’eed, Chevrolet Malibu и, возможно, Kia Picanto. В Костанае больше не будут делать Toyota Fortuner, недосчитаемся мы и Hyundai i30 и Grandeur. В общем, все те модели, что успехом не пользуются.

Машинокомплекты на заводе «АЗИЯ АВТО» в 2014 году

Но отказываться от иностранных брендов никто не намерен, более того, в 2017 году ожидается несколько интересных премьер. Так, в Усть-Каменогорске на конвейере должно появиться 5-6 новых машин, в том числе последнее поколение Škoda Superb и кроссовер Škoda Kodiak. В Костанае планировалось запустить локальную сборку кроссовера Hyundai Creta и нового поколения седана Accent, собрана первая партия нового кроссовера SsangYong Tivoli. Кроме того, у нас есть информация о том, что в Казахстане начнётся сборка двух моделей Volkswagen.

Машинокомплекты на заводе «АЗИЯ АВТО» в 2016 году

Стали ли отечественные «лады» дешевле?

Увы, но перенос производства тех же «лад» в Казахстан не сделал цену ниже. И дело тут вовсе не в жадности наших заводов и дилеров. По словам Ерика Сагымбаева, который всегда откровенно говорит о многих вещах, всё упирается в объёмы выпуска. Снижения цены можно добиться, увеличив долю казахстанских комплектующих, но это невозможно, пока речь идёт о нескольких тысячах машин в год.

2016 год можно считать ключевым для отечественного автопрома — у нас начали производить весь модельный ряд LADA, за исключением «Приоры»

И всё же есть и хорошие новости. Хоть цена и не стала ниже, но машины стали доступнее. Во-первых, льготное автокредитование, которое уже хорошо себя показало. В 2016 году 35 % всех отечественных авто нашли покупателей при помощи этой программы. Сегодня купить авто по программе затруднительно, но в верхах не прекращаются переговоры о выделении дополнительных средств, и возвращение льготных автокредитов можно считать делом решённым.

Во-вторых, в текущем году свою лепту должна внести и программа утилизации. Пусть пилотная версия и не достигла запланированного охвата, но её всё же можно считать успешной. Выкуп старых машин продолжится и в 2017 году, а вскоре должна заработать и давно обещанная полноценная программа утилизации, по которой за машину можно получить 315 000 тенге в виде сертификата, действующего при покупке нового авто отечественной сборки.

Ждём ли мы чего-то хорошего?

Безусловно. Во-первых, во время пребывания в Усть-Каменогорске президент АВТОВАЗа Николя Мор сказал, что и Россия, и Казахстан уже достигли дна. Вторят ему и казахстанские топ-менеджеры, прогнозируя рост рынка в 2017 году до 50–55 тысяч. Во-вторых, доступные и всё более современные «лады» гораздо актуальнее, чем дорогие корейские или европейские марки.

В завершение хотелось бы заглянуть в более отдалённое будущее и порассуждать, что будет с запуском в строй завода полного цикла в Усть-Каменогорске. Но здесь пока не всё гладко. Нельзя не вспомнить мнение, которое выразил глава Astana Motors Нурлан Смагулов: два сборочных завода для Казахстана уже слишком много. В общем, ждём и надеемся, что вскоре «лады» у нас будут не только собирать, но и производить.

С таким тюнингом отечественные «нивы» продаются в Арабских Эмиратах

Надеяться ли на экспорт? Несмотря на то что сам президент Казахстана не только поручил сделать всё, чтобы в республике собирали электромобили и экспортировали их (назвав даже марку электромобилей), в то, что JAC, да ещё и электрический, будут поставлять в другие страны, верится с трудом. Гораздо больше шансов увидеть ж.-д. вагоны, увозящие за кордон «лады», тем более прецедент уже есть