1126-articles-main-1401705182

Едем в край неизведанных красот — в ЮКО

Южно-Казахстанская область является самой густонаселённой в нашей стране. Как по плотности населения, так и по численности она лидирует. Но интерес к ней не только в этом. Область богата достопримечательностями, о которых мало кто знает. Попытаемся заполнить пробелы нашим автопутешествием на юга.

Южно-Казахстанская область является самой густонаселённой в нашей стране. Как по плотности населения, так и по численности она лидирует. Но интерес к ней не только в этом. Область богата достопримечательностями, о которых мало кто знает. Попытаемся заполнить пробелы нашим автопутешествием на юга.

Практически любой житель Казахстана на вопрос «что вы знаете об ЮКО» сразу ответит: мавзолей Яссауи, древние городища Отрар и Сайрам и многие другие. Более продвинутые могут вспомнить, что именно в древнем городе Фараб, который нам более известен как Отрар, родился один из величайших учёных Средних веков — Аль-Фараби. И там же, в Отраре, в начале XV века умер один из величайших полководцев того времени — Тамерлан.

Но не только историей славится область. В ней сосредоточено много интересных природных объектов, которые, на наш взгляд, стоит посетить любителям отечественного туризма. Какие? Об этом чуть ниже. А пока краткий экскурс в энциклопедические данные о ЮКО.

География

Южно-Казахстанская область оправдывает своё название: она расположена ниже остальных в стране по меридианной сетке.

Таласский Алатау — самая западная часть Тянь-Шаня. Здесь создан старейший заповедник Казахстана

Западная и северная части ЮКО заняты степями и пустынями, среди которых есть очень известные топонимы Бетпак-Дала и Кызылкумы.

Юг и юго-восток — начало одной из величайших горных систем планеты — Тянь-Шаня.

По площади, почти 118 тыс. кв. км, ЮКО занимает аж 13-е место в стране, но по численности населения область на первом месте — по данным на 2013 год, в ЮКО проживало более 2.7 млн жителей.

Климат

Климат в ЮКО резко-континентальный, c очень жарким и сухим летом и холодной зимой. В степных и пустынных районах в год выпадает 100-200 мм осадков, основное количество которых приходится на весну и осень. Летом дожди редки. Температура воздуха в июле может достигать более +45 °С, а зимой опускаться до −40 °С.

В предгорьях климат мягче. Летние температуры достигают +40 °С, но обычно держатся на уровне +30… +35 °С. Зимы мягкие, со средними температурами 0…−3 °С. Осадков выпадает 500-700 мм, в горах — более 1 000 мм.

Животный мир

Фауна Южно-Казахстанской области разнообразна. В степи водятся сайгаки, кабаны, волки, лисы, зайцы, горностаи, корсаки. В горах встречаются маралы, архары, медведи, рыси. Есть даже барсы, но их популяция невысока.

Когда лучше ехать?

В ЮКО можно ездить круглый год. Но самое лучшее время для поездок на природу — поздняя весна и вся осень. В это время нет изнуряющей жары.

Что брать с собой?

Поездку планировать лучше так, чтобы проживать в гостиницах. Неплохой по удобствам трёхместный номер в Шымкенте обойдётся в среднем в $100 в сутки. Примерно столько же стоит житьё в различных пансионатах в предгорьях Тянь-Шаня. Для поездок и прогулок по природным достопримечательностям возьмите с собой дополнительное снаряжение. Это головной убор, обязательные репелленты от клещей и прочих насекомых.

О дороге

Вот тут и начинается самое интересное. До всех точек, упомянутых в статье, можно доехать на любой машине. Расстояние от Алматы до Шымкента немалое, примерно 750 км. По большому счёту, дорога неплохая, но со своими особенностями. Первый участок — Алматы — Кордай — требует внимательности. Дорога узкая, двухполосная, на многих участках установлены ограничения скорости 70 и даже 50 км/ч. И, что неудивительно, почти на каждом таком участке есть свой дежурный инспектор полиции с личным радаром. Но не думайте, что в области мерят скорость по старинке, в кустах. Трудятся по-современному: радар на треноге устанавливают в конце зоны действия ограничения скорости, а данные с него по беспроводной связи инспектор получает примерно в полукилометре от радара. Так что соблюдайте скоростной режим очень точно!

Да, на этом отрезке пути, от города до Кордая, мало АЗС. Впрочем, ничего страшного нет — расстояние менее 200 км преодолимо без дозаправки практически на любом авто.

Второй участок — от Кордая до Благовещенки — длиной примерно 30 км. Там дорога с отличным покрытием, но также узкая, по полосе в каждом направлении. Очень много сёл, в которых скорость необходимо снижать. Трафик плотный, движение медленное.

Третий участок — от Благовещенки и почти до Тараза — длиной примерно 200 км. Тут колёса вашего автомобиля начинают шелестеть по гладкому асфальтобетону новой трассы Западный Китай — Западная Европа.

Сданные в эксплуатацию участки автобана Западный Китай — Западная Европа поражают качеством покрытия и общей инфраструктурой. Особенно ценно разделение мощными отбойниками встречных потоков

Кто-то может сказать, что две полосы в каждом направлении — это мало, надо бы более широкую дорогу. Возможно. Когда-нибудь. Но сегодня с существующим дорожным потоком, когда одна машина на несколько километров, ширины магистрали хватает за глаза.

Автобан открыт для движения почти до Тараза. Местами встречаются ограничения скорости с обязательным присутствием сотрудников радарных служб. В паре-тройке мест есть короткие объезды строящихся участков дороги.

Участки старой дороги с отвратительным покрытием. Благо, что их мало

И, что немаловажно, от Кордая до Тараза очень мало брендовых АЗС, в основном небольшие провинциальные. Также на этом участке дороги мало придорожных кафе.

Примерно за 20 км до Тараза автобан заканчивается, двигаться далее предстоит по старой дороге Алматы — Ташкент, узкой и отвратительного качества.

Четвёртый участок — от Тараза до границы с ЮКО — опять автобан, но мало АЗС и кафе. Ехать недолго, примерно 100 км.

Пятый, заключительный участок — от границы ЮКО до Шымкента. Тут по пути попадётся короткий, длиной километров в десять, участок новой магистрали, но остальные где-то 90 км — старая разбитая дорога.

Места пересечения важных дорог имеют освещение даже вне населённых пунктов!

Достопримечательности ЮКО

Пещера Акмешит

Пещера Акмешит представляет собой большой зал глубиной примерно 150 м, шириной около 65 м и высотой под 30 м. Полное название пещеры — Акмешит Аулиенская.

В пещере свой микроклимат. Зимой в ней теплее, чем снаружи, но весной — прохладнее. Поэтому даже в начале мая деревья стоят голые, хотя вокруг уже всё зелено

Пещера образована в известняковых породах юго-западных склонов Каратау. Внутри свой микроклимат — почти круглый год температура воздуха держится в диапазоне 9-15 градусов тепла. Уникальность пещеры — растущая в ней небольшая роща, насчитывающая около 40 деревьев.

С пещерой Акмешит связана старая легенда. В древности тут была большая подземная мечеть, являвшаяся одной из самых важных в тех местах. Из неё в четыре стороны света уходили подземные ходы, которые соединяли пещеру с окрестными крепостями. Потом в результате какого-то катаклизма подземные ходы оказались заваленными, доступ в пещеру стал невозможен. И про неё забыли, ведь никто не знал, где она находится, т. к. внешних ходов у мечети не было. И только в начале ХХ века, когда произошло обрушение купола, открылся доступ к ней. Название этого места, которое дошло до наших дней, — Святая Белая Мечеть, или просто Акмешит. Вход в подземелье со временем оборудовали, и теперь сюда стали приезжать паломники, чтобы помолиться за себя и своих близких.

В пещере обозначены дорожки, для паломников установлены топчаны

Как доехать до Акмешит. Расстояние от Шымкента до этой пещеры около 100 км. Общее направление — север. Город покинуть надо по дороге, ведущей в посёлок Шаян — райцентр Байдибекского района. По этой дороге ехать до моста через реку Бугунь. От Шымкента до моста примерно 60 км, после чего дорога поднимается на небольшой перевал. Наверху слева от вас — памятник архару, справа — примыкающая асфальтированная дорога.

Статуя архара — главный ориентир. Напротив статуи поверните направо, на примыкающую асфальтированную дорогу

Сверните на неё и езжайте до упора, до стоянки у пещеры около 14 км. От верхней стоянки к пещере ведёт дорожка с бетонными ступеньками. Также можно подъехать к нижней площадке, расположенной перед пещерой.

К пещере ведёт бетонированная дорожка с поручнями в сложных местах

Случайная пещера

Эта пещера была найдена случайно. В середине ХХ века геологи проводили разведку полезных ископаемых. Тогда они нарыли много подземных ходов, общая длина которых измеряется километрами.

Это штольня — пещера искусственного происхождения. Когда-то её выдолбили геологи

И, прорывая эти тоннели, случайно нашли пещеры. По слухам, в одной из них даже есть озерцо, а в другой — небольшой водопад. Но наибольшую известность приобрела ближайшая ко входу, в которой есть сталактиты. До неё идти по коридору примерно 500 м, ориентир — выложенная на полу тоннеля линия из камней, слева примыкает ещё один подземных ход. Поверните налево и метров через пять попадёте в зал.

Ещё не так давно сталактитов в пещере было больше. По всей видимости, некоторые туристы разбили каменные сосульки на сувениры

Пещера представляет собой зал неправильной формы, длина примерно 20 м, ширина — 15 и высота — 5. У одной из стен зала есть лестница, ведущая на верхний уровень. Для путешествия по подземным ходам необходимо иметь с собой фонари с несколькими комплектами запасных батареек. Ведь если внутри вы окажетесь без источника света, есть вероятность не найти дорогу обратно. При прохождении по тоннелям обязательно помечайте каждое пересечение и изменение маршрута, чтобы в случае дезориентации могли найти дорогу назад.

Как доехать до Случайной пещеры. От Шымкента двигайтесь на восток, в сторону Алматы. Примерно в 70 км от города будет село Ак Биик. Езжайте по селу до единственного в нём перекрёстка, где слева примыкает асфальтированная дорога. Поверните на неё. Примерно через 600 м увидите строящийся газопровод. Надо его проехать и за ним по хорошо укатанной грунтовке повернуть направо. Двигаясь по этой дороге, приедете ко входу в пещеру.

У входа в штольню открывается великолепная панорама Угамского хребта, входящего в состав Аксу-Жабаглинского заповедника

Ущелья Сайрамсу и Бургулюк

Это живописные ущелья на северном склоне Западного Тянь-Шаня. Расположены примерно в 50 км от Шымкента. На транспорте они непроезжаемы — стоят заслоны, доступны только пешие прогулки. В обоих ущельях настроено много курортов. Стоимость проживания — от 8 тысяч тенге за двухместные номера в сутки. Но в среднем сутки проживания в нормальных условиях будут стоить 12-15 тысяч.

Ущелье Бургулюк непроходимо для автотранспорта — в нём возможны лишь пешие прогулки

В отличие от Заилийского Алатау в горах западного Тянь-Шаня практически нет хвойных лесов. По меркам алматинца горы в ЮКО лысые.

Река Улучур имеет один недостаток — в ней нет рыбы, поэтому на рыбалку не рассчитывайте

Как доехать до ущелий Сайрамсу и Бургулюк. Ехать от Шымкента на юго-восток до города Ленгер, далее до села Екпинди. Длина этого участка примерно 35 км. В Екпинди по главной дороге уходите в сторону гор. Вся дорога асфальтированная, проблем не доставляет. АЗС по пути тоже есть.

Ущелья Сайрамсу и Бургулюк максимально застроены различными пансионатами и санаториями. Возможно, поэтому там не развит палаточный вид отдыха

Каньон Аксу

В нижнем течении каньон реки Аксу не поражает воображения. Особенно у тех, кто видел Чарынский в Алматинской области. Но в верховьях, где каньон проходит по территории Аксу-Жабаглинского заповедника, размеры его впечатляют. Глубина каньона достигает 500 м, ширина при этом всего 800 м, длина более 30 км. Но места, где наибольшая глубина, недоступны для посещения, т. к. расположены в заповеднике. Свободно посетить можно нижнюю часть реки. Там каньон неглубокий — 30-80 м, неширокий — минимальная ширина всего 1 м.

Каньон Аксу не столь глубокий, как, например, Чарынский. Но, согласитесь, тоже очень красивый!

Однако живописности данному природному объекту не занимать. Сама река Аксу — один из основных притоков реки Арысь. Её длина примерно 40 км.

В районе каньона есть немало мест для пикника, однако нет никакой инфраструктуры. Другими словами, ночевать можно только в палатках или машине.

И в нём есть небольшая Долина замков

Как доехать до каньона Аксу. Наиболее удобный маршрут будет таким: ехать от Шымкента по дороге на Алматы до села Аксу, там повернуть направо, в сторону села Мадани. Доехать до Мадани, проехать его полностью и двигаться вдоль реки Аксу в поисках понравившегося места.

Всё такое яркое и зелёное лишь весной — летом растительность выгорает под жарким южным солнцем

Ущелье Машат

Каньон реки Машат неглубокий — до 100 м, длина немногим более 25 км. По дну каньона пролегает хорошая асфальтированная дорога. Есть множество гостевых домиков, санаториев, курортов. В общем, с досугом проблем нет.

Ущелье Машат известно тем, что здесь очень много небольших пещер и гротов. Но наибольшую известность имеет Плачущая пещера, по стенам которой течёт вода.

Но справедливости ради стоит отметить, что пещера — это громко сказано. Скорее, это грот.

Но местные жители называют это пещерой, пусть будет так.

Как доехать до ущелья Машат. Ехать от Шымкента в сторону Алматы до села Кершетас (старое название — Антоновка), это примерно в 30 км от Шымкента. Заехать в село, там в принципе одна дорога, доехать до первого Т-образного перекрёстка, на котором повернуть направо, и далее по асфальтированной дороге доехать до каньона.

Вершина «Арарата»

Есть такое место в ЮКО — перевал Казыгурт, расположенный в 40 км от Шымкента по трассе на Ташкент. На вершине перевала, согласно легенде, и пристал на самом деле Ноев ковчег во время Всемирного потопа. И слова в Библии о том, что лишь вершина Арарата не покрылась водой, относятся к горе Казыгурт. В память об этом на перевале и построен макет ковчега.

Вполне неплохой ковчег, со спутниковыми тарелками… но не только в них неточность: у оригинала, согласно Библии, не было мачты, да и формой корабль напоминал прямоугольный ящик

Как доехать до горы Казыгурт. Найти «Ноев ковчег» очень просто: по дороге из Шымкента в сторону Ташкента, через 40 км от города справа будет виден ковчег.

40-й километр дороги Шымкент — Ташкент. Так виден ковчег с трассы перед перевалом

Вид с перевала — на горизонте виден Шымкент

Подниматься к ковчегу придётся по ступенькам. Для отдыха предусмотрены беседки. Внизу, у подножия горы, есть стоянка и ларёк с напитками