1099-articles-main-1396503015

Объезжаем теплотрассы стороной

Современный мегаполис таит в себе немало потенциальных угроз для человека, одна из которых — повреждение трубопроводов тепловых сетей, сопровождающееся разливом горячей воды, а нередко и самым настоящим взрывом с полётом булыжников в небо и фонтанами кипятка. Самое страшное, что из-за изношенности теплотрасс авария сегодня может произойти где угодно. И чтобы избежать несчастного случая, необходимо заранее знать и соблюдать элементарные правила безопасности.

Современный мегаполис таит в себе немало потенциальных угроз для человека, одна из которых — повреждение трубопроводов тепловых сетей, сопровождающееся разливом горячей воды, а нередко и самым настоящим взрывом с полётом булыжников в небо и фонтанами кипятка. Самое страшное, что из-за изношенности теплотрасс авария сегодня может произойти где угодно. И чтобы избежать несчастного случая, необходимо заранее знать и соблюдать элементарные правила безопасности.

Для Алматы прорыв труб под землёй — тема уже даже не болезненная, а трагичная. Минувший сезон стал просто рекордсменом по количеству аварий и числу пострадавших. А в результате последнего ЧП на проспекте Сейфуллина погиб человек.

— Тепловые сети — неотъемлемая часть города, так же как транспорт, электроснабжение и т. д. Опасность в той или иной мере в мегаполисе существует везде. — Разводит руками и. о. директора по производству ГКП «Холдинг Алматы Жылу», в руках которого находится всё теплоснабжение мегаполиса, Нурулла Балтабаев.

Одна из последних и мощных аварий произошла 10 февраля этого года на проспекте Сейфуллина, чуть выше проспекта Райымбека

Алматы как кипящий котёл?

— Последняя февральская авария, конечно же, насторожила граждан. Но вместе с тем люди ведь двигаются по улицам, на красный сигнал светофора не переходят улицу, на зелёный — переходят, при этом над ними висят линии освещения, контактные линии городского транспорта, рекламные билборды, имеющие и динамическую и статическую опасность. Одним словом, не стоит делать из городских теплотрасс какого-то чёрта, пугала, ставить запрещающие знаки для пешеходов и автомобилистов в местах залегания труб. Это нормальная ситуация, в которой живёт весь мир. Другое дело, насколько оперативно будет проводиться кампания по замене и реконструкции тепловых сетей. Всем известно, что после 90-х годов, годов застоя, спада в экономике, теплоснабжение Алматы гуляло из рук в руки, и лишь в 2006 году ему стали уделять должное внимание.

По словам тепловиков, под Алматы сегодня протянуто около 1 200 км тепловых сетей. По правилам градостроительства теплосети располагаются в коридорах, свободных от застройки, то есть под автомобильными дорогами.

— Замена труб идёт планомерно, — говорят сотрудники коммунального предприятия. — Ведь не можем же мы вскрыть все улицы и парализовать движение в городе. Они отмечают, что в теплоизоляции новых труб, которые начали укладывать под южной столицей с 2006 года, спрятана система дистанционного контроля. Проще говоря, это медный кабель, который через равные промежутки выдвигается на поверхность, и обслуживающий персонал теплосетей, подключаясь к нему, может с точностью до нескольких метров определить, существует ли вероятность возникновения коррозии.

Каждая похожая авария на теплотрассе создаёт транспортный коллапс в городе, ведь теплосети располагаются в коридорах, свободных от застройки, то есть под автомобильными дорогами

Со старыми трубами всё обстоит намного сложнее. Выдать утечку в них способен разве что пар, выходящий на поверхность, а он может наблюдаться достаточно далеко от реального места аварии, там, где просто более слабый грунт.

— Единственное, что мы можем сделать, ежегодно проводить гидравлические испытания, о которых всегда предупреждаются граждане, — рассказывает Н. Балтабаев. — Естественно, эти испытания проводились и на участке на проспекте Сейфуллина, где недавно произошла последняя авария — проблем выявлено не было. По стечению обстоятельств случилась она в нескольких метрах от участка, где накануне заменили трубы, — от ТЭЦ-1 до проспекта Райымбека. Двинуться вверх по проспекту Сейфуллина мы собирались в этом году, а коммуникации просто чуть-чуть недотянули до назначенного срока.

Между тем, по словам тепловиков, укладка даже новых труб не даёт стопроцентной гарантии безаварийной работы трассы на каком-либо участке. На техническое состояние коммуникаций влияет множество факторов, и труба, положенная 20 лет назад, может прекрасно себя чувствовать, а пятилетняя даст протечку. Именно поэтому создать карту опасных участков в Алматы невозможно, очередное ЧП может произойти где угодно.

— Температура воды в трубах доходит до 90 градусов, давление в разных районах города разнится от 8 до 16 атмосфер при диаметре трубопроводов 500, 600, 800, 1000 миллиметров. Все это, конечно же, представляет большую опасность, — говорят тепловики. — Опасность эта изначально условная, так как трубы находятся в железобетонном канале под слоем грунта, асфальта, но иногда всё заканчивается трагически.

Когда находишься в месте затопления горячей водой, видимость максимально снижается. Уже на расстоянии вытянутой руки вряд ли что получится разглядеть даже днём

По их словам, всё это, конечно, не означает, что горожанам нужно постоянно ходить и оглядываться, но если уж произошла авария, не свариться в кипятке алматинцы могут, только соблюдая соответствующие правила безопасности.

Пар — первый признак ЧП. Ни пешеходам, ни водителям нельзя приближаться к его источнику, рекомендуется развернуться и двигаться в обратном направлении.

Увы, логика наших водителей такова, что вместо того, чтобы послушать полицейского и не ехать в опасное место, они включают аварийки и продолжают ехать в облаке пара

— Автомобилисты у нас наиболее отчаянные граждане! — сокрушается Нурулла Балтабаев. — Частенько надеются на авось и пытаются проскочить. Пару лет назад у нас случилась авария на восьмой магистрали, на улице Кабдолова, неподалёку от торгового дома «Армада». Тогда стояли сильные декабрьские морозы и весь район был окутан паром. Порыв получился достаточно серьёзным, были сложности с отключением, и некоторое время горячая вода просто рекой бежала по улице и арыкам. Выставили посты, натянули заграждающие ленты, но и через такие заслоны наши таксисты-частники умудрялись прорываться! В густом тумане вытянутой руки не было видно, а они, в надежде заработать, двигались в нём, включив аварийки и бесконечно сигналя. Одну женщину с детьми, двигавшуюся на легковушке, просто чудом успели остановить и вытащить из провала с кипятком, в который она уже заехала передними колёсами!

Собственно, основные правила

Даже сухой асфальт в сырую погоду и зелёная трава зимой могут являться признаками опасности — такие участки рекомендуется обходить и объезжать.

Не подходите и уж тем более не подъезжайте к местам парения и вытекания из-под земли горячей воды ближе чем на 20 метров. Увидев парение, выход горячей воды на поверхность, постарайтесь немедленно покинуть это место.

В случае обнаружения выхода на поверхность горячей воды нужно сообщить специалистам аварийных служб о месте дефекта. Если под рукой нет телефонов этих служб, об адресе и месте дефекта сообщают по телефонам экстренной помощи (полиция, пожарная охрана, МЧС — с мобильного номер 112) или в Службу спасения — номер 109. Кстати, если человек обнаружил неисправность теплоснабжения у себя дома или во дворе, необходимо обратиться в жилищно-эксплуатационные организации вашего района.

Категорически запрещается проезжать на автомобилях через разлив (в пару под слоем воды промоин не увидеть), проходить по затопленным улицам или тротуарам. Если разлив застал вас в транспорте, не покидайте его до прибытия спасателей, даже если водитель открыл двери. На близлежащей территории в любую минуту могут образоваться промоины, разлив воды по поверхности может распространяться далеко от непосредственного места дефекта.

Асфальт под давлением воды трескается так же легко, как скорлупа куриного яйца

Аварии на теплотрассах большого диаметра могут сопровождаться выбросом грунта и асфальта. Асфальт представляет собой тонкую корку, которая при наличии дефекта на трубопроводе может быть подмыта и держаться только за счёт давления воды. Ступив или наехав на кажущееся безобидным покрытие в зоне аварии, люди рискуют угодить в кипяток.

При вытекании горячей воды запрещено проходить вдоль дороги по обочине, особенно в районе колодцев ливневой канализации, так как при стекании горячей воды с проезжей части возможен размыв грунта в районе колодца и обрушение.

Пытаться приблизиться к транспорту, оказавшемуся в зоне парения, также ни в коем случае нельзя! Ведь внешне никаких трещин на асфальте может и не быть, а под ним будет скрываться огромное пространство, наполненное кипятком. Та же самая парящая лужица мутной воды на поверхности может оказаться глубокой ямой.

При разливе горячей воды на поверхности, особенно в зимнее время, выделяется много пара, видимость при отсутствии ветра снижается практически до нуля. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь зайти в облако пара, чтобы перейти дорогу. Лучше потерять 10 минут, обходя место вытекания, чем потом лечить ожоги или оказаться под колёсами автомобиля. Водитель в таких условиях пешехода просто не заметит.

Громкие аварии на теплотрассах Алматы за последние годы

11 августа 2011 г. На пересечении улиц Момышулы и Маречека из-под земли ударила мощная струя кипятка высотой под 30 метров. Фонтан пробил асфальт прямо перед стоящим на перекрёстке минивэном Honda Odyssey, разбросав вокруг куски асфальта и булыжники. В результате водитель и его пассажиры (женщина с ребёнком) получили термические ожоги. Также были повреждены несколько автомобилей в радиусе 40 метров.

27 июня 2012 г. Теплотрассу прорвало на пересечении Райымбека и Сейфуллина. По словам свидетелей, взлетевшие в воздух песок и обломки дорожного полотна накрыли всё вокруг в радиусе нескольких десятков метров. В результате аварии на дороге образовалась шестиметровая воронка. Пострадал один автомобиль, да ещё и не простой, а BMW M3, припаркованный неподалёку. Взрывом его сдвинуло на полтора метра в сторону, залило кипятком и забросало камнями. Обошлось без жертв.

19 декабря 2012 г. Авария на теплотрассе по улице Кабдолова, напротив торгового дома Armada. Несколько машин съехали в арык с горячей водой из-за плохой видимости. Дорожным полицейским пришлось экстренно перекрывать движение на опасном участке. Тогда свыше 400 жилых домов, несколько школ, детских садов и поликлиник остались без отопления.

3 сентября 2013 г. На улице Айтеке би, между Сейфуллина и Масанчи, дождь из кипятка и камней вперемешку с кусками асфальта и грязью обрушился на автомобили средь бела дня. Когда напор воды спал, очевидцы ЧП увидели огромную яму. В результате повреждёнными оказались 4 машины, в которых разлетающиеся в разные стороны камни разбили стёкла. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал.

19 декабря 2013 г. Прорыв теплотрассы на проспекте Райымбека, неподалеку от пересечения с Сейфуллина. Ожоги получили 4 человека. Без воды остались 19 жилых домов, 1 школа, 1 детский сад и 36 прочих организаций. По предварительной версии, причиной прорыва явилась наружная коррозия данного участка трубопровода. Он эксплуатировался более 30 лет.

10 февраля 2014 г. И снова перекрёсток Райымбека — Сейфуллина. Прорыв произошёл возле пешеходного перехода. В результате аварии посреди проезжей части образовался провал диаметром около пяти и глубиной около двух метров. В образовавшуюся яму провалился пассажирский автобус, следовавший по 129-му маршруту вверх по Сейфуллина. Все его пассажиры не сварились в кипятке лишь чудом. Ожоги разной степени тяжести получили 5 человек, один мужчина позже скончался в больнице. Без горячей воды остались 3 детсада, 2 больницы, 3 школы, около 30 частных и более 60 многоквартирных домов.