Kia Soul EV - 2015

Kia Soul EV

Ровно год назад председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО» Анатолий Балушкин на вопрос, когда в Казахстане будут производить электромобили, твёрдо ответил: «Никогда». Но я побывал в США на тесте электрического Kia Soul EV, а когда этот материал появится на нашем сайте, первые корейские электромобили отечественной сборки (подчеркну) уже должны наматывать тестовые километры по республике. Выходит, никогда не говори «никогда»?

Kia Soul EV - 2015 - ключ Несмотря на отсутсвие стартера и электромотор под капотом, Kia Soul EV имеет вполне обычный ключ-метку, даже традиционное жало ключа присутствует на случай необходимости открыть двери вручную. На ключе четыре кнопки, которые позволяют открыть или закрыть автомобиль, открыть багажник и активировать сирену противоугонной системы.

Тест-драйв Soul EV был проведён в Калифорнии не случайно. Во-первых, в калифорнийском городе Ирвайн расположен американский дизайн-центр корейской марки, открытый в 2008 году. Во-вторых, на северо-американский рынок корейцы делают особую ставку, и где как не на западном побережье с его мягким климатом проводить презентацию первого глобального электрокара марки Kia. Но и без этого Orange County в Южной Калифорнии располагает к владению машинами на электротяге. Самый развитый и населённый штат буквально кишит электромобилями, на светофоре бок о бок беззвучно стоят две «теслы», Nissan Leaf и Fisker Karma здесь тоже никому не в диковинку, а немаленькие цены даже самых затрапезных электрокаров кажутся чем-то несущественным на фоне очень дорогой калифорнийской жизни.

Kia Soul EV - 2014
Проще всего отличить электрический Soul от обычного по специальным цветовым сочетаниям: ярко- голубому с белым, белому с бирюзовым и чёрному с красным

Калифорния, как выяснилось, просыпается рано. Я, страдая от смены часовых поясов и отправляясь на раннюю пробежку вдоль океана, был очень удивлён количеству автомобилей на улицах. Время 6:30, а по прибрежному авеню катит сплошной поток. Немало и тех, кто встал в такую рань ради занятия спортом.

Не чужд культ здорового образа жизни и Kia Soul второго поколения. Если символ второго поколения Soul — это хомяк, занявшийся фитнесом и сбросивший лишние килограммы, то символ электрического Soul EV — это тот же грызун, но вдобавок ещё и севший на электрическую диету.

Kia Soul EV - 2014
Ещё одна особенность Soul EV — отсутствие лючка бензобака, который раньше был на левом заднем крыле. Разъёмы для зарядки скрыты под накладкой на передке

Внешние отличия Kia Soul EV сведены к минимуму: воздухозаборник и противотуманные фары в переднем бампере стали меньше, а глухая накладка на месте радиаторной решётки, наоборот, увеличилась в размерах. За ней теперь скрыты разъёмы для зарядки батареи, а с левого заднего крыла исчезла заливная горловина бензобака. Есть ещё ряд незначительных отличий, таких как новые секции в передних фарах и задних фонарях, а также шильдики, указывающие на электрическую сущность автомобиля. Но проще всего отличить версию EV от обычных «соулов» по белым колёсным дискам и трём новым цветовым сочетаниям. Покупая собираемый в Казахстане хэтчбек, цвет кузова приходится выбирать из 11 основных цветов плюс четырёх комбинированных раскрасок. У электрического Soul вариантов всего три: ярко-голубой с белой крышей, белый с бирюзовой крышей и чёрный с красным.

Зарядка для Kia есть?
Количество разновидностей зарядных устройств для электромобилей намного меньше, чем для мобильных телефонов, однако и здесь пока нет единого стандарта. Kia Soul EV оборудован разъёмом типа SAE J1772, позволяющим заряжать батарею переменным током от бытовой сети, а также разъёмом CHAdeMO. Большинство электрокаров оснащено такими же зарядниками, но есть исключения. К примеру, Tesla имеет собственный стандарт разъёмов. Поэтому перехватить зарядку владельцев других электромобилей может не получиться, лучше всегда возить кабель в багажнике.

Получилось узнаваемо, но отнюдь не элегантно, расцветки обычного «Соула» мне нравятся больше, а в салоне белые вставки и вовсе отталкивают. Винить во всём надо экологию: панели интерьера сделаны из экологичных материалов, а панель приборов подсвечивается органическими светодиодами.

Экосалон
Развивать экологическую тему корейцы продолжили и в интерьере. Органические, а значит, ещё бережнее расходующие энергию светодиоды в панели приборов, биопластик (изготовленный из сахарного тростника, целлюлозы и древесной муки), биоткани (также полученные из сахарного тростника и кукурузы), синтетическая кожа, а также экологически чистые краски. Так и хочется сказать: откусишь кусок торпедки и не отравишься.

Но чем мне Soul EV однозначно нравится больше, так это поведением на ходу. За счёт электромотора с понижающим редуктором, инвертора и батареи с системой воздушного охлаждения хэтчбек стал на 200 с лишним килограммов тяжелее. При этом на ходу машина однозначно лучше бензиновых собратьев. Лучше стала плавность хода, а снизившийся за счёт размещённой под днищем батареи центр тяжести позволяет машине легче вписываться в повороты и быть более стабильной на прямой. Да и в салоне стало потише, звук работы электромотора едва слышен. Общее впечатление — малыш Soul словно подрос и остепенился.

Расширенный борткомпьютер
Функционал мультимедийной системы электрического Kia Soul вызывает большой интерес, в особенности часть, касающаяся запаса хода и расхода энергии. Однако в Калифорнии можно было не переживать по поводу разряженной батареи. В какой-то момент я решил посмотреть, где находятся зарядные станции. Так вот, список насчитывал 163 зарядки в пределах досягаемости, три из которых были в радиусе четырёх километров.

Ещё один несомненный плюс электрификации — возросшая динамика разгона. Конечно, по паспорту 2-литровый «Соул» разгоняется быстрее: 10.4 секунды до сотни против 11.2 у электрического. Проигрыш обусловлен снижением динамики на скоростях под сотню, зато на городских скоростях электрический «Соул» пуляет не хуже горячих хэтчбеков. Впрочем, при 285 Нм, которые доступны с самого начала, такой результат неудивителен. Однако важнее не крутящий момент, который здесь в полтора раза больше, чем у бензинового аналога (2-литровый мотор выдаёт лишь 191 Нм), а управление ускорением. Очень удобно — сколько нажал, столько и получил. Разгон до 50 км/ч очень интенсивный, а после динамика начинает затухать. Правда, когда скорость переваливает за 100 км/ч, электрокар — откровенный овощ, скоростные хайвэи не его стихия.

Жертва электрификации
Если не брать в расчёт значительно возросшую цену и сильно сократившийся запас хода, то самой большой жертвой перевода «Соула» на электрическую тягу стал багажник. Сократился объём, из подполья исчезло запасное колесо (его место заняла система охлаждения батареи), а вдобавок там поселилось зарядное устройство.

И, наконец, главный вопрос: на сколько километров хватает батарейки и сколько стоит полный бак? По данным производителя, запас хода на полном заряде батареи ёмкостью 27 кВтˑч — 212 км. Согласно же тестам по стандарту EPA (Агентство по защите окружающей среды США), запас хода — 149 км. В начале теста бортовой компьютер показывал запас в 105 миль, то есть 168 км. Однако в действительности получилось и того меньше. Километров через 80 я и мой коллега поняли, что можем недотянуть до конца 110-километрового маршрута, и принялись всеми силами экономить электричество.

Kia Soul EV - 2014
Ради безопасности пешеходов Kia Soul EV издаёт специальные звуки при скорости менее 20 км/ч и движении задним ходом

Селектор трансмиссии переведён в режим B, то есть Brake, который позволяет активно тормозить двигателем, рекуперируя энергию. Кондиционер тоже пришлось выключить, благо дело близилось к вечеру и с дневных 31 градуса температура упала до приятных 25. А будь в машине один водитель, климат-контроль можно было бы перевести в режим Driver Only, в котором электроника задействует только те воздуховоды, что обслуживают водителя, и чаще включает режим рециркуляции, экономя тем самым драгоценную энергию.

В конечном итоге наш средний расход энергии составил 3.7 мили на 1 киловатт (в общении с электромобилями придётся привыкать оперировать не литрами топлива в баке, а киловаттами электричества в батарее), или около 5.9 километра. То есть теоретически полностью заправленная батарея на 27 кВтˑч позволила бы проехать за раз почти 160 км. Но тут следует помнить, что ради долголетия аккумулятора всегда должен оставаться запас хотя бы в 10 км.

Вот и получается, что в таких условиях вполне можно рассчитывать на 140–150 км, как значится в американской спецификации. Однако следует принимать в расчёт, что такой расход Kia Soul EV продемонстрировал практически в идеальных условиях тёплой Калифорнии, с ездой по полупустым пригородным дорогам и практически без перепада высот. Можно не сомневаться, что в суровых реалиях Казахстана запас хода будет меньше, только вопрос, насколько меньше.

А что с денежной экономией? По данным корейской компании, эквивалентный средний расход топлива, то есть приведённый к привычным литрам на сотню вместо миль на киловатты, на уровне 1.96 л/100 км в городском цикле и 2.56 в загородном. Электромобили традиционно не любят высокой скорости, поэтому трассовый режим у них более энергозатратный. Так вот, исходя из среднего значения 2.24 л/100 км выходит, что Soul EV в три раза экономичнее «Соула» с 2-литровым бензиновым мотором.

Kia Soul EV - 2014

Заправка 27-киловаттной батареи по максимальному тарифу без учёта потерь в Алматы стоит 657 тенге. Если отталкиваться от заводского запаса хода в 149 км, получается, что каждая сотня км будет обходиться в 440 тенге, то есть в 4.5 литра 92-го бензина. И правда заманчиво. Вот только вряд ли кто-то станет покупать дорогой электромобиль ради экономии. Это скорее имиджевая покупка, которая может заинтересовать правительство Казахстана в преддверии EXPO.

Подытожим

Что мы имеем в итоге? Если сравнивать с бензиновым Soul’ом, плюсы в лучшей городской динамике и ездовом комфорте, минусы — высокая цена и втрое меньший запас хода. Уменьшившимся запасом пространства в салоне (пол в электрическом Soul стал чуточку выше) можно пренебречь, а вот оценить имиджевую составляющую достаточно трудно. В Северной Америке без учёта субсидий государства в размере $7 500 Soul EV стоит в среднем в 2 раза дороже обычного бензинового. В Казахстане никакой дотации для зелёного транспорта не предусмотрено. Не в счёт и нулевая таможенная пошлина, машину ведь планируют собирать локально. Вот и получается, что 4-метровый электрокар вполне может стоить как хороший среднеразмерный кроссовер. Стоит ли овчинка выделки при отсутствии зарядной инфраструктуры? Но мы, пожалуй, не станем говорить, что нет.

Фишки
— полностью электрическая тяга
— водительский режим климат-контроля
— система рекуперативного торможения

Kia Soul EV - 2014
Масса электромобиля выросла на двести с лишним килограммов, что потребовало увеличения на один дюйм размера передних и задних тормозных дисков

Понравилось:

  • динамика разгона
    Мощность мотора не рекордна, равно как и крутящий момент, зато доступна в любой момент и мгновенно.
  • размещение батарей
    Компоновка машины позволила упрятать все батареи под пол салона, что практически не ущемило пассажиров и не ухудшило управляемость.
  • ездовой комфорт
    По сравнению с жёстким Soul’ом, оснащённым ДВС, тяжёлые батареи придали машине плавный ход и некую расслабленность.
  • зелёный имидж
    Владеть электромобилем в Казахстане не просто круто, а очень круто. Да и ездить на нём гораздо веселее.

Не понравилось:

  • маленький запас хода
    Даже при самой экономичной езде вряд ли удастся проехать более 150 км, то есть выезд за город такой машине заказан.
  • аляповатый салон
    Белёсые пластиковые вставки и цветные элементы в отделке сидений лишили машину гармоничного и законченного интерьера.
  • высокая цена
    О дороговизне электрокаров не говорят разве что немые, но факт остаётся фактом: электромобиль — штука разорительная.
  • отсутствие запаски
    Размещение батарей под днищем и блока вентиляции в багажнике лишило машину запасного колеса. Плохо.

Вехи истории

Об истории хэтчбека Kia Soul мы писали не так давно, а здесь мы расскажем об электромобилях марки Kia. Задумываться об экологически чистом транспорте корейцы начали ещё будучи независимыми, то есть до создания в 1999 году группы Kia-Hyundai. Однако до серьёзных проектов дело дошло лишь несколько лет назад. В 2010 году на Женевском автосалоне был представлен Kia Venga Plug-In Electric Concept с 80-киловаттным электромотором (109 л. с.) и батареей ёмкостью 24 кВт•ч. Автомобиль так и остался концепт-каром. Зато в 2012-м компания выпустила 2 500 электрических автомобильчиков Kia Ray EV. 3.6-метровый хэтчбек имел 68-сильный электромотор и был доступен только на внутреннем южно-корейском рынке. В начале 2014 года на Чикагском автосалоне компания представила Kia Soul EV, который стал первым массовым электромобилем марки.

Одноклассники

Серийные электромобили во всём мире можно пересчитать по пальцам, и ни один из них пока не продаётся в Казахстане. Зато на американском рынке у Kia Soul EV есть четыре соперника, и мы можем сравнить цены на них. По сравнению с Smart Electric Drive и Mitsubishi i-MiEV корейский электромобиль выгодно отличается практичностью и возможностью перевезти что-то в багажнике. Nissan Leaf и Ford Focus Electric не уступают «Соулу» в размерах салона и багажника, но оснащение у «корейца» будет побогаче.

Комплектация

О комплектациях Kia Soul EV отечественной сборки говорить пока рано, однако мы можем ориентироваться на версии для северо-американского рынка. В США электромобиль доступен в двух комплектациях: базовой за $34 995 и Luxury за $37 995. Начальная версия оснащена шестью подушками безопасности, системой стабилизации, помощником при старте на уклоне, камерой заднего вида и 8-дюймовым дисплеем, подогревом рулевого колеса и передних сидений, системой бесключевого доступа и системой мониторинга слепых зон. В версии Luxury к этому немаленькому списку добавляются датчики парковки спереди и сзади, кожаный салон, вентиляция передних сидений и подогрев задних, противотуманные фары, разъём для быстрой зарядки и энергосберегающая система отопления салона.

Время зарядки

Kia Soul EV - 2014

За откидывающейся накладкой на передке автомобиля спрятаны разъёмы двух типов для пополнения заряда батареи: обычный для заряда переменным током от бытовой сети (есть на всех версиях) и разъём стандарта CHAdeMO для экспресс-зарядки постоянным током (только комплектация Luxury). При использовании американской бытовой сети напряжением 120 вольт и током 12 ампер время полной зарядки составляет 24 часа. Если же подключиться к сети 240 В и 30 А, то время сокращается до 4–5 часов. Увы, в Казахстане этот фокус не пройдёт, стандартные розетки в нашей 220-вольтовой сети рассчитаны на ток в 16 А, но при нагрузке в виде электромобиля значение тока будет явно ниже. Если же заряжать машину экспресс-зарядкой напряжением 480 В, то пополнить батарею на 80 % можно всего за 33 минуты. Почему именно до этого значения? Дело в том, что скорость зарядки современных литий-ионных аккумуляторов заметно снижается при достижении 80 %.

Дела электромоторные

Силовая установка Kia Soul EV состоит из батареи, электродвигателя и редуктора. Блок литий-ион-полимерных аккумуляторов расположен под днищем автомобиля и имеет систему воздушного охлаждения, которая вытеснила из подполья багажника запасное колесо. Синхронный электродвигатель переменного тока через одноступенчатый редуктор приводит в движение передние колёса. Схема до безобразия простая по сравнению с традиционными ДВС, увешанными стартерами, системами охлаждения и прочим навесным оборудованием. В том, что электромобиль получается тяжелее и дороже обычных автомобилей, виновата дорогая батарея. Как только удастся значительно снизить её стоимость, можно рассчитывать, что электромобили станут гораздо доступнее.

О безопасности

Kia Soul EV - 2014

Краш-тесты электрического Kia Soul EV независимые организации ещё не проводили, однако мы можем ориентироваться на результаты хэтчбека с традиционными ДВС. Национальное агентство дорожной безопасности США (NHTSA) оценило безопасность машины на пять звёзд из пяти возможных. Максимальный балл Soul получил за фронтальный и боковой удары, и лишь краш-тест на переворот был оценён на 4 звезды. Кроме того, в расчёте на возросшую массу был усилен кузов автомобиля, а в структуре увеличен процент высокопрочных сталей. По результатам испытаний EuroNCAP «соулы», как электрический, так и обычный, заработали по четыре звезды из пяти. Причём версия Soul EV оказалась даже безопаснее для взрослых пассажиров, чем хэтчбек с традиционным ДВС.

Технические характеристики

Автомобиль
Марка, модель Kia Soul EV
Производство Южная Корея
Год выпуска 2014
Модельный год 2015
Кузов несущий
Тип хэтчбек
Количество дверей 5
Количество мест 5
Класс B
Двигатель
Тип электрический синхронный переменного тока
Расположение спереди продольно
Максимальная мощность, л. с. (кВт) 81.4 (110)
Максимальный крутящий момент 285
Батарея
Тип батарея
Напряжение, В 360
Ёмкость, кВт/ч 27
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 145
Время разгона до 100 км/ч, с 11.2
Трансмиссия
Привод на передние колёса
Подвеска
Передняя независимая пружинная типа McPherson
Задняя полузависимая пружинная торсионная балка
Тормоза
Передние дисковые вентилируемые
Задние дисковые
Размеры и вес
Клиренс, мм 160
Длина/ширина/высота, мм 4 140/1 800/1 600
Колёсная база, мм 2 570
Размерность шин 205/60 R16
Снаряжённая масса, кг 1 490
Полная масса, кг 1 960
Объём багажника, л 250
Расход топлива (эквивалентный)
Городской, л/100 км 1.96
Загородный, л/100 км 2.56
Смешанный цикл, л/100 км 2.24
Максимальный запас хода, км 212

Комментариев: 0

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.