1718-articles-650

Уловки гаишников, на которые ведутся водители

О том, что блюстители порядка не всегда правомерно вытягивают из водителей «план», мы уже писали. Но кроме тех пяти ситуаций есть и другие моменты, наказание за которые или не предусмотрено вообще, или же указано в других статьях КоАП. Опираясь на собственный опыт, мы всей редакцией собрали очередную подборку разводов от коммерсантов в погонах.

О том, что блюстители порядка не всегда правомерно вытягивают из водителей «план», мы уже писали. Но кроме тех пяти ситуаций есть и другие моменты, наказание за которые или не предусмотрено вообще, или же указано в других статьях КоАП. Опираясь на собственный опыт, мы всей редакцией собрали очередную подборку разводов от коммерсантов в погонах.

Случай 1. Пересечение сплошной линии разметки

Типичная ситуация: вы двигаетесь по дороге с двухполосным движением, по центру нанесена сплошная линия разметки (линия 1.1). Но вот оказия — на вашем пути непреодолимое препятствие, например ремонт дороги или ДТП. Вы недолго думая объезжаете преграду, разумеется с выездом на встречную полосу и пересечением сплошной линии разметки. И тут вас останавливает сотрудник полиции, оформляет по одной из двух статей: или за выезд на встречную полосу, или же за нарушение разметки. Но как на самом деле?

Для начала рассмотрим некоторые понятия. Итак, совершить манёвр вас вынудило препятствие на дороге, пояснение к которому дано в п.1 ПДД РК «Общие положения»:

препятствие для движения — неподвижный объект на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Теперь анализируем обстановку. Что перед вами? Если это стоящий автомобиль, надо понять, припарковался он по правилам или нет. Другими словами, вспомнить, где и как запрещена остановка (п. 12.4).

Остановка запрещается:

в местах, где расстояние между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части дороги), или противоположным краем проезжей части дороги, или стоящим у противоположного края проезжей части дороги транспортным средством меньше трёх метров, если это создаёт помехи движению транспортных средств.

Таким образом, если между припаркованным автомобилем и линией 1.1 меньше трёх метров, то перед вами препятствие для движения, т. к. машина не стоит в соответствии с ПДД. Настаивайте на измерении оставшейся проезжей части для проезда — сделать это нетрудно.

Ещё проще, если дорога элементарно разрыта, например для ремонта теплотрассы. Это тоже препятствие для движения. Следовательно, вам разрешено Правилами пересекать сплошную линию для объезда, т. к. об этом прямо сказано в действующих ПДД РК:

линию 1.1 пересекать запрещается. Допускается пересечение для остановки транспортного средства на обочине или как исключение при объезде препятствия, если выполнить его невозможно, не прибегая к этому исключению.

Если всё случилось, как описано выше, то расскажите об этом сотруднику полиции и с вероятностью 99 % он от вас отстанет. С учётом плотного трафика в Алматы, безалаберно припаркованных машин, в том числе в два ряда, и любви коммунальных служб к ремонту труб такие случаи постоянны.

Случай 2. Разворот через двойную сплошную

Разворот через линию 1.3 — без вариантов нарушение ПДД, причём грубое! За него инспектор полиции обязан выписать штраф. И если он это сделал, то поступил правомерно. А если вменяет выезд на встречку и грозит судом с лишением прав, то вот развод и начался.

Выезд на встречную попадает под действие ч. 3 ст. 596 КоАП РК:

выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения, влечёт лишение права управления ТС на срок 1 год.

Однако разворот через линию 1.3 попадает под действие ч.1 ст. 601:

несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, влечёт штраф в размере 5 МРП.

5 МРП или лишение? Разница громадная, согласитесь. Многие водители, труханув, что им придётся расстаться с правами, предлагают «альтернативное решение проблемы». Мало того что такого водителя развели, так он ещё и рискует нарваться на уголовное наказание.

Случай 3. Поворот на стрелку

Вы подъезжаете к регулируемому перекрёстку, на котором намереваетесь повернуть, к примеру, налево. На основном светофоре горит зелёный сигнал, на котором нет никаких обозначений, поэтому смело совершаете манёвр. Вас догоняет машина полиции, крякая и сообщая в СГУ: «Пш-ш …о, права прими!» Предъявляют штраф за проезд перекрёстка на запрещающий сигнал светофора. Основной аргумент — вы не дождались, когда загорится дополнительная стрелка, разрешающая поворот налево. А так ли это?

Читаем ПДД (п. 5.3):

сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, жёлтого и зелёного цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Сноска. Вместо красных и жёлтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и жёлтые сигналы с нанесёнными на них чёрными контурными стрелками. Такое же значение имеет и зелёная стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Учитывая выделенное, можно подумать, что если стрелка не горит, значит, поворачивать нельзя. «Именно», — комментируют ваше нарушение инспекторы полиции, составляя административный протокол.

Однако, по всей видимости, они не дочитывают главу 5 до конца. Ведь там есть один пункт (5.4), гласящий:

если на основной зелёный сигнал светофора нанесена чёрная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешённые направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

А если не нанесена, как в нашем случае? А на нет, как говорится, и суда нет. Если на основной сигнал светофора не нанесена контурная стрелка, то можно поворачивать смело хоть куда, т. к. в ПДД сказано (п. 2.1):

зелёный сигнал разрешает движение.

Таким образом, если вам выписали штраф или же пришло «письмо счастья» с камер, то смело идите в суд для обжалования обвинения. Поворачивая на зелёный сигнал без нанесённых стрелок, вы ничего не нарушаете!

Если на основном сигнале светофора нанесена контурная стрелка, только тогда необходимо дожидаться, когда загорится дополнительная секция

К этому случаю есть постскриптум. Когда в прошлом году на проспекте Абая в Алматы добавили эти самые дополнительные секции для поворота налево, но не разместили при этом контурных стрелок на основном светофоре, водителей камеры штрафовали толпами. Большинство проезжали под потухшую стрелку просто по причине того, что ещё не привыкли и секцию заметили не сразу. Но выходит, что и штрафы им были выписаны неправомерно. Практически сразу после данного нововведения мы направили в МВД запрос, на который до сих пор не получили ответа. А целью нашего письма была не только просьба объяснить текущую ситуацию на Абая, но и уделить внимание другим перекрёсткам, где дополнительные секции есть, а контурных стрелок нет. И такого непорядка в Алматы и области наберётся на целую страницу.

Случай 4. Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств

Несколько абсурдная ситуация, которая встречается на улице Папанина в Алматы, но может повториться в любом другом подобном месте. Эта улица имеет одностороннее движение на юг с полосой для автобусов, которые могут ехать навстречу общему потоку, что обозначено знаком 5.10.1 (дорога с полосой для маршрутных транспортных средств).

Вы едете по этой улице, в нужном месте совершаете поворот налево. Догоняет вас инспектор полиции и обвиняет в том, что нарушили ПДД, а именно требование знака 5.10.1, который якобы имеет то же самое значение, что и знак 5.8 (движение по полосам), следовательно, ехать можно только прямо. Это не так. Знак 5.10.1 вообще никак не регламентирует направление движения на перекрёстке, а лишь информирует, что навстречу вам может двигаться общественный транспорт.

Случай 5. Противотуманки вместо фар

Редкий вид развода, но он существует в основном за чертой города, потому о нём стоит сказать. Речь идёт о включённых противотуманных фарах в дневное время вместо фар ближнего света.

Итак, ситуация: вы в дневное время двигаетесь по дороге, а вместо фар или дневных ходовых огней на машине горят противотуманные фары. Вас останавливают на посту и собираются оформить за нарушение п. 19.7:

в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения включаются фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Вроде бы всё очевидно: днём должны быть включены или фары, или дневные ходовые огни. А значит, полицейский говорит правду, протокол составлен правомерно. Но так ли это? Не так. Согласно п. 19.5.3 ПДД РК, противотуманные фары могут быть использованы вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 7 настоящего раздела.

Таким образом, не включать основные фары, а использовать вместо них ПТФ Правилами не запрещено.

Будьте внимательны на дорогах, знайте и соблюдайте Правила дорожного движения, не дайте себя развести!

По материалам статьи мы сняли видеоролик, где таксист Русик делится со зрителями своим опытом