1714-articles-650-1

Duster в снег, а сам к белухам

Зимняя экспедиция на кроссоверах по Кольскому полуострову

Перед отправкой на Duster Arctic Challenge компания Renault прислала каждому участнику бескомпромиссно тёплую куртку, а по приезде выдали резиновые сапоги высотой до колена с внутренним валенком-утеплителем. Лететь предстояло на Кольский полуостров в середине декабря, поэтому такие приготовления выглядели отнюдь не лишними. Недоумение вызывало лишь намерение передвигаться по полуострову на серийных кроссоверах Renault Duster.

После возвращения из поездки на все расспросы коллег я стал спокойно и даже с долей пренебрежения говорить, что Заполярье вовсе не так страшно, как принято думать. Мол, там и тёплое Северо-Атлантическое течение, и температура не опускалась ниже — 20, а в Белом море так и вовсе можно было купаться. Но в самой поездке было не до пренебрежения. Началось с того, что самолёт не смог сесть в аэропорту Хибины, что в 15 километрах от города Апатиты. Сели в Мурманске. Ждать, когда наш Bombardier CRJ сможет приземлиться в Апатитах, времени нет (экспедиция, график и всё такое) поэтому решили ехать в культурную столицу Заполярья на автобусе, а это 200 км.

Так выглядит федеральная трасса — автомагистраль «Кола». На часах 14:30

Выехали засветло, но около 14:00 начало смеркаться. Трасса Е-105, соединяющая Норвегию и, как бы это странно ни звучало, Крым, на кольском участке двухполосная. Где-то она расчищена до асфальта, где-то есть только колея, а на некоторых участках полностью покрыта не то укатанным снегом, не то льдом. Но дорогу явно чистят и чистят своевременно, о чём говорят огромные снежные брустверы по обочинам и отсутствие глубокой колеи. А что ещё удивительнее — почти полное отсутствие неровностей и ям. Спокойно ездить можно хоть на суперкаре, были бы шины соответствующие да работающая система стабилизации.

Кировск — пятый по величине город Мурманской области. Градообразующее предприятие — комбинат «Апатит», занимающийся производством фосфатного сырья

Взирая из летящего по обледенелой дороге со скоростью под сотню автобуса, я стал размышлять о том, что человек разумный не мог появиться в тёплой Африке. Север и только Север — родина Homo sapiens. Взять хотя бы те же дороги. Что будет, если не чистить в снегопад дороги в Алматы? Водители поворчат, кто-то не сможет выехать с парковки, но к вечеру основные магистрали накатают, а через несколько дней снег на дорогах окончательно растает. А если такой подход применить в Мурманской области? Думаю, через несколько часов на дорогах образуется полуметровая снежная целина и любой транспорт, за исключением воздушного, встанет. Вот и получается, что на Севере лениться и пускать всё на самотёк смерти подобно, а ведь именно труд превратил обезьяну в человека.

Пока я рассуждал подобным образом, автобус, словно самолёт, прибыл в аэропорт Хибины. Должны были прибыть самолётом утром, а добрались автобусом во второй половине дня. Зато выгрузили нас прямо около ожидавших кроссоверов Renault Duster — не пришлось толпиться у ленты, получая багаж. На часах 17:00, но по ощущениям ночь длится уже несколько часов. Нам же предстоит поужинать в Кировске и мчать ещё 250 км до деревни Нильмогуба, что находится на берегу Белого моря в Карелии.

Renault Duster Arctic Spec

На самом деле никакой арктической спецификации у кроссоверов не было. Самые обычные автомобили, за исключением люстры на крыше, заводского пакета Protection да предпускового подогревателя Eberspächer Hydronic на дизельных версиях. Но и без этих доработок проблем не возникло бы. Светодиодная люстра на крыше отлично смотрится на фото, но на деле была установлена неудачно — засвечивала капот и лобовое стекло. Включал её пару раз ради красивых кадров, в остальное время пользовался дальним светом. В пакет Protection входила защита радиатора из сетки от камней, накладки на пороги, металлическая защита заднего редуктора и бензобака, а также подкрылки в колёсных арках. Впрочем, всё это тоже не новость. Крепкую защиту можно было заказать у дилера с самого начала (покупая свой «Дастер», я так и сделал), сетку перед радиатором можно было поставить как на сервисе, так и самому (мой вариант), а защита колёсных арок и накладка на пороги — предметы отнюдь не первой необходимости. Что действительно было актуально — это шипованные шины Dunlop Grandtrek Ice02, ну и, конечно, лопата в багажнике.

Дорога из Кировска в сторону Карелии оказалась не так сложна, как показалось. Уже знакомая нам трасса Е-105 радовала отличным покрытием, дорожными знаками, которые не противоречили разметке, и почти полным отсутствием льда на дороге. А последние 30 км по зимнику к дайвинг-центру «Полярный круг» стали отличным средством от накатывающей усталости. Пологие повороты, коварные подбросы и пара узких мостов… из этой дороги получился бы отличный спецучасток для классического ралли.

Дайвинг зимой

250-километровый путь до Белого моря мы проделали с одной-единственной целью — посетить крохотную деревню Нильмогуба. А если быть точнее, то нас интересовал расположенный там туристический центр «Полярный круг». Если описать это место двумя словами, то это дайвинг и белухи. Причём ни зима, ни близость к Полярному кругу не мешают нырять круглый год. Море не схвачено льдом (температура солёной воды 1.5 °C), вагончики дайвинг-центра полны тёплых гидрокостюмов из неопрена, а любопытные белухи всегда готовы поплавать с людьми. Сколько может человек пробыть в холодной воде? Нырять с аквалангом нам не дали, да и плотный график не позволил таких излишеств, но 15 минут в компании с замечательными северными дельфинами — опыт незабываемый.

В моём представлении Кольский — это суровая природа, жёсткое бездорожье, заброшенные военные базы, удивительные пейзажи, подготовленные внедорожники и обязательно «шишига» в колонне. Но во время первого знакомства с Кольским из обширного списка было вычеркнуло всё, кроме суровой тайги и бездорожья. Военные базы остались на севере, а мы двинули на юг, в Карелию. Удивительные пейзажи большую часть пути скрывали полярная ночь и моё пребывание за рулём. Вместо подготовленных авто стандартные машины, и не внедорожники, а кроссоверы. ГАЗ-66 был, но его помощью мы не воспользовались (хотя это и к лучшему), правда, офф-роуда хлебнули выше порогов.

На третий день в программе были 60 км, на преодоление которых организаторы заложили 10 часов. Дорога, петляющая по лесу, заблокированная муфта привода задних колёс, первая-вторая и внимательный выбор траектории. Duster’ы не по-кроссоверному плывут в снегу по ступицы, периодически натыкаясь на что-то твёрдое под снежным покровом и попеременно буксуя всеми колёсами. В такие дебри обычно медиагруппы не решаются отправлять и на более серьёзных внедорожниках, причём куда в более тёплое время. Мы же выезжаем на железнодорожную насыпь, едем по узким мостам, а после углубляемся в лес и ходом паркуемся в высоких сугробах.

Поляна. Привал. Обед. Съев тарелку сытного борща и слопав несколько колбасок, я уж было расслабился, посчитав, что самое сложное позади и нам осталось каких-то 150 км до Мурманска. Бодро прыгнул за руль, вновь выскочил на железнодорожную насыпь с отсутствующими рельсами, но уже через сотню метров машину вновь потащило под откос. В этот раз хватило ума мгновенно остановиться, выйти, осмотреться, пару минут поработать лопатой и выехать обратно по своим же следам.

«Легко отделались!» — подумал я и бросился догонять ушедших вперёд товарищей. Экипаж, с которым мы собирались ехать вместе, перед выездом шутил: «Не хотим мы с вами ехать, у вас номер несчастливый, 13-й». «Пустяки», — отмахнулся я. В том, что это не пустяки, убедился буквально через километр. То ли скорости было немного больше, чем надо, то ли рулём я орудовал не так точно, как требовала ситуация, то ли колея находилась слишком близко к краю шпал, но нас вновь начало стаскивать с насыпи. «Руль влево, полный газ, сейчас выскочим!» — подумал я. «Вот те деревья видел? Сейчас туда и отправишься!» — решили северные боги. Одним словом, наш Duster всеми колёсами съезжал с насыпи, которая в этом месте довольно сильно возвышалась над окрестностями, и при любой попытке сдвинуться с места всё глубже проваливался в пушистый снег.

На вызволение машины мы потратили минут 30, для этого потребовались лопата, трос, другой «Дастер» и с десяток рук, приложенных в правильном направлении

Подъехали другие участники экспедиции. Высыпавшие из машин люди мигом разделились на две группы: первые достали фотоаппараты и старательно стали искать ракурс позаковыристее, а вторые с умным видом стали думать, как же достать машину из этой нелепой раскоряки. Первая попытка вытянуть кроссовер провалилась. Автомобиль сдвинулся на пару метров вперёд и при этом на полметра вниз и основательно повис не то на молодых деревцах, не то на матёром кустарнике. Стараясь отогнать грустные мысли, я неистово орудовал лопатой, однако от дум о замеченной на месте обеда «шишиге» избавиться так и не смог. На моё счастье, попытка выдернуть автомобиль назад с приложенной в нужном месте силой десятка мужских рук сделала своё дело и Duster вновь гордо стоял на эксжелезной дороге. Надо ли говорить, что весь остаток пути я образцово держал обе руки на руле, плавнейшим образом нажимал на педали и не отвлекался даже на красоты Умбозера, мимо которого мы держали путь. До Мурманска добрались без происшествий.

Незастреваемый Duster

В тот момент, когда сползший с железнодорожной насыпи «Дастер» беспомощно буксовал колёсами в попытках выбраться, особенно остро не хватало гусеничной версии Renault Duster, которую в качестве эксперимента построил российский офис. Кроссовер на гусеницах хотелось иметь как минимум в роли буксира, а в идеале же передвигаться по лесу именно на нём.

Идея перевода кроссовера на гусеничный ход не нова, ещё в середине 2015 года мне довелось прокатиться на по техническому центру марки Dacia в Румынии. В отличие от машины, построенной румынами, российский вариант подвергся гораздо меньшим переделкам и имеет гораздо больше шансов поступить в продажу — гусеничные движители установлены на самый обычный кроссовер (1.5-литровый дизель и механическая КПП). Однако трогаться сложно даже на первой передаче, а на ходу гусеницы периодически задевают арки. Машина, которая досталась мне, опиралась на румынские гусеницы, более широкие и тяжёлые. Другой кроссовер был оснащён российским аналогом от компании «СпецАвто». Кстати, эта фирма уже принимает заказы на гусеницы для «Дастера». Коллеги говорят, что на них машина ехала легче. Проходимость гусеничного Duster’а кажется феноменальной. Разворачиваясь в лесу, я вышел проверить, нет ли чего коварного под снегом, и провалился по колено. Автомобиль с задачей справился гораздо легче, хотя сцепление всё же малость подпалил.

Испытание Севером

Главной целью экспедиции Duster Arctic Challenge было испытание Duster’ов в экстремальных климатических и дорожных условиях. Побочная задача — знакомство с уникальными красотами Русского Севера. Но как это часто бывает, на деле всё оказалось совсем наоборот. Самые яркие впечатления остались от природы Заполярья, от Белого моря, плавания с белухами, лежащих у самого берега мидий и пропитанной романтикой полярной ночи. Фотографии на камере, в телефоне и Инстаграме — сплошь и рядом природа и прочие кольские прелести. Duster’у уделено минимум внимания.

Оно и понятно. Даже не беря в расчёт тот факт, что я собственник Duster’а и езжу на нём каждый день, на все уже не раз покатались, в том числе и на дизеле. В роли Terra Incognita выступал лишь кроссовер с новым 1.6-литровым мотором. Ещё до знакомства с машиной стало понятно, что мотор 1.6 отнюдь не урежет внедорожных качеств кроссовера и предназначена такая машина не только для езды в городе с хорошим асфальтом и плоским, как капот Rolls-Royce, рельефом. Вполне себе автомобиль, на котором можно и по горам, и по долам гонять. Новый мотор стал ещё лучше — прибавка 12 л. с. и 11 Нм привела к тому, что машину легко можно спутать с 2-литровым автомобилем.

Тех, кто надеется сэкономить на моторе, отговаривать не буду. Смело берите 1.6-литровую машину. Тем более что такую машину с полным приводом сейчас можно купить за 3 245 000 тенге, тогда как версия 2.0 4×4 стоит на 562 000 тенге больше.